Автор: Чуракова Ирина Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 20" Населённый пункт: г. Березники, Пермский край Наименование материала: Конспект внеурочной деятельности Тема: "Шумные жители кухни" Раздел: дошкольное образование
Тема : «Шумные жители кухни»
Цель:
стимулирование
фантазии
и
воображения
детей,
развитие
способности элементарного музицирования.
Задачи:
образовательные:
- развивать темброво-ритмический слух детей;
- совершенствовать движения русских плясок «улитка», «змейка» и др.
- продолжать формирование певческих навыков;
развивающие:
- закреплять понятия: громко, не очень громко, тихо;
- познакомить детей с долгими и короткими звуками;
- развивать самостоятельность и свободу мышления;
воспитательные:
-
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
эмоциональную отзывчивость;
Оборудование:
- «барабанчики» (баночки из-под кофе); железные ложки, кастрюльки с
крышками, связки ключей, железные кружки;
- игрушка «Капризка»
- детские музыкальные инструменты: металлофон, арфа, колокольчики,
треугольники.
Ход занятия :
В зале оформлен уголок базара: лавка с товарами
Дети заходят в зал, их встречает Муха-цокотуха
Муха: Здравствуйте!
РЕЧЕВАЯ ИГРА - ПРИВЕТСТВИЕ
Ж-ж-ж - «моталочки»
Дили-дили, колокольчики звонили, - качают язычком
Ж-ж-ж - «моталочки»
Дили-дили колокольчики будили, - качают язычком
Всех жуков - выставляют большой палец и мизинец – «жук»
Пауков – пальцы – «паучки»
И веселых мотыльков! - помахивают сложенными кистями рук
И меня разбудили!
Ж-ж-ж, Ж-ж-ж! - «моталочки»
- Хотите пойти со мной?
Я сегодня шла, шла, и копеечку нашла - приставной шаг
Повторить несколько раз, осваивая шаг
Пришла муха на базар и купила самовар!
Муха : а вы хотите что-то купить на базаре, гляньте, сколько товаров!
РЕЧЕВАЯ ИГРА «АТЫ-БАТЫ»
Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар?
Приговаривая стихотворение, дети подошли к лавке с товаром
Дети: Са-мо-вар! (ритмично хлопают).
Муха предлагает купить товар, предварительно прохлопав ритм слова
Примерные слова : ба-ра-бан, бу-бен, мо-ло-ток.
Муха : А я куплю вот эту красивую коробку.
Садятся на ковер и проговаривают слова речевой игры «Аты-баты»
со своим музыкальным инструментом.
Вариант игры
играют только барабаны (бубны, молоточки)
остальные проговаривают со звучащими жестами (хлопками, шлепками)
Муха : А после базара, куда пошли солдаты?
Поисковая ситуация: Пить чай!... В гости!.. и т.д.
Муха : Ж-ж-ж! Действительно, купив самовар можно пригласить гостей. Кого
можно пригласить?
ЭТЮД «КТО Я?»
Дети изображают разных животных, используя мимику и пантомимику.
Муха : А пойдем в гости к веселому человечку?..
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «МУХА»
Муха водит детей «змейкой», заворачивает круг «улиткой», тем самым
закрепляя русские движения
Муха : Что-то никто нас не встречает?.. Пока никого нет, хотите я открою
коробку, которую я купила на базаре?..
Звучит пьеса «Музыкальная шкатулка» Лядова
Муха : Отгадайте, на чем я играю?
УГАДАЙКА
детские музыкальные инструменты
Появляется Капризка
Капризка: Привет! я Капризка! Я самый лучший друг детей! Как у вас
здорово! Ну-ка, покажите, что это вы смотрите?
рассматривает инструменты
ПЕСНЯ «ДОЛГОНОГИЙ ЖУРАВЕЛЬ»
озвучивают музыкальными инструментами
Муха: Правда, здорово?
Капризка: Подумаешь… Я и не так могу. Хочу не хочу, делаю, что хочу! Вот
у меня есть…
Достает из-за ширмы и раскладывает кастрюли с крышками, ключи,
железные ложки, половники, терки
Капризка : Это самые лучшие инструменты. Они шумят громко, на форте. А
я как раз люблю греметь и безобразничать!
Играет громко и беспорядочно
Муха: Ребята, вам нравится игра Капризки?.. Почему?..
Примерные ответы:
как играет Капризка мне не нравится - шумно, не
красиво,
не
ритмично…
а
мне
понравилось,
я
никогда
не
играл
на
кастрюлях…
Муха: Да, не обычно как то, кастрюли, крышки… Хочешь, мы тебя научим
играть красиво и ритмично даже на этих необычных инструментах?
«МАРШ» ШОСТАКОВИЧА
шумовой оркестр
Капризка :
Здорово! Громко на форте и красиво! А я вас могу научить
играть стихи. Я всегда так делаю, чтобы не было скучно. Хотите?
СТИХОТВОРЕНИЕ «ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК»
Д. Хармс
Капризка:
Жил на свете старичок
Маленького роста – шагают около кастрюль
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто: - садятся около кастрюль
Ха-ха-ха да хе-хе-хе, хи-хи-хи
Дети стучат ладонями по кастрюлькам.
Да бух-бух! - стучат крышками
Бу-бу-бу да бе-бе-бе - стучат железными ложками
Динь-динь-динь - звенят связками ключей
Да трюх-трюх - ложкой по подносу
Капризка : Понравилось? Ну, вот, а говорите, я ничего не могу, кроме, как
безобразничать. Давайте еще раз!
Дети повторяют стихотворение.
Муха: Спасибо, Капризка, а теперь мы сыграем тебе свою музыку.
«МАРШ» П. ЧАЙКОВСКОГО
из балета «Щелкунчик»
Дети узнают знакомую музыку и музицируют
1 вариант – вместе ритмично
2 вариант – одна подгруппа исполняет «пульсацию» на ложках, другая
подгруппа исполняет сильную долю на кастрюльках
Капризка : А что еще можно изобразить этими инструментами, их звуками?
Мышку?..
Поисковая ситуация : если дети затрудняются ответить, можно включить
фонограмму «лошадка», «слон» и подвести их к самостоятельному ответу
ИГРА «ЗАЙМИ СТУЛЬЧИК»
Звучит музыка «Смелый наездник» музыка Р. Шумана, прослушав музыку,
дети называют ее характер – смелый, отважный. 1 вариант – железными
ложками играет Капризка с Мухой; 2 вариант – по желанию детей;
движения в игре - галоп
Капризка : А можно я еще к вам приду? Мне у вас понравилось. Я сегодня
дома свою музыку сочиню – железную.
Муха: Погоди, Капризка… я сейчас раскрою один секрет? Все песенки
этих шумных железных особ переселились в музыкальные инструменты. Я
сейчас вас с ними познакомлю.
Муха выносит металлофоны, тарелки, бубны, треугольники,
колокольчики, арфы.
Дети рассматривают инструменты. Исследуют их звучание.
Дети : Звук металлофона похож на песенку железной тарелки… Песенка
колокольчика – на песенку ключей… Звук крышек от кастрюль напоминает
музыкальные тарелки…
Капризка: А это что за инструмент?
Обращает внимание на арфу.
Экспериментируют со звуком, исследуют чем лучше извлекать звук:
пальцем, ключом, медиатром
Озвучивают «Польку» Глинки, уже известную детям
Предварительно вспоминают правила озвучивания:
«Инструменты не заглушают музыку, а украшают ее!»
«ПОЛЬКА» музыка М. Глинки
дирижирует Муха
Рекомендация:
Это занятие можно разделить на 2 части: в 1 части – знакомство с шумными
жителями
кухни,
а
2
часть
–
знакомство
с
их
родственниками
–
музыкальными инструментами.