Напоминание

Лечебная гимнастика при нарушении осанки


Автор: Попова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 50
Населённый пункт: г.Красногорск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Лечебная гимнастика при нарушении осанки
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ детский сад № 50
Учебно-методический материал Статья Тема «Лечебная гимнастика при нарушении осанки» Подготовила воспитатель: Попова Е.Ю
Красногорск 2017г.

Лечебная гимнастика при нарушениях осанки Первоочередной задачей в коррекции различных деформаций позвоночника является задача формирования навыка правильной осанки. Это задача физического воспитания ребенка, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и в семье. Формирование осанки происходит постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов. Осанка – сложный акт координированных динамических и статических напряжений и расслаблений, осуществляемый процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Осанку следует рассматривать как двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов. Поэтому, приступая к занятиям лечебной гимнастикой, необходимо прежде всего ознакомить ребенка с представлением о правильной осанке и с его собственными проблемами в различных звеньях тела. Хорошая осанка способствует правильному развитию внутренних органов, важных для деятельности организма. Деформация грудной клетки и позвоночника ведет к изменению как формы, так и функции внутренних органов. Правильная осанка является одним из показателей физического развития и, соответственно, здоровья ребенка. Важная система формирования правильной осанки. Нельзя увлекаться только локальной гимнастикой. Необходимо серьезно относиться к общеукрепляющим и оздоровительным мероприятиям: правильному режиму, закаливанию, прогулкам, спорту, развитию положительных психологических качеств, рациональному питанию, одежде, мебели, гигиеническим условиям труда и отдыха. Основные принципы методики лечебной гимнастики таковы: 1. Систематичность и регулярность применения лечебной физкультуры 2. Этапность коррекции осанки: первый этап решает задачу коррекции деформации, второй- закрепления достигнутых результатов коррекции. Первая задача решается путём увеличения подвижности позвоночника (мобилизация позвоночника), коррекцией имеющихся деформаций, вытяжением, разгрузкой позвоночника и созданием хорошего мышечного корсета. Вторая задача имеет оздоровительно- гигиенический и воспитательно – педагогический характер. Необходима повседневная работа с детьми, родителями и педагогами по воспитанию навыка правильной осанки, рациональной рабочей позы, режима дня. 3. Лечебная гимнастика должна включать общеразвивающие игры, упражнения, плавание (по возможности), корригирующие упражнения
с учётом возраста и типа нарушений осанки во фронтальной или сагиттальной плоскостях. 4. Включение общеоздоровительных и общеукрепляющих процедур – массажа, воздушных и солнечных ванн, витаминотерапии и пр. 5. Повышение защитных сил или неспецифической сопротивляемости организма с помощью закаливания и поддержание положительного эмоционального фона. При формировании правильной осанки необходимо учитывать типологические особенности нервной деятельности ребёнка. Анализ поведения детей показывает, что помимо искривлений позвоночника они обычно обладают слабым типом высшей деятельности со следующими особенностями: неуверенность в своих силах, нерешительность, робость, меланхоличность, замкнутость у одних детей и нервозность, отвлекаемость, неприспособленность, плохая координация движений, неловкость у других детей, часто страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. Поэтому важной задачей формирования осанки является не только корригирующее, но и психологическое воздействие. Это особенно важно в нынешнее, когда массовая компьютеризация вошла в нашу жизнь и явления гиподинамии прогрессируют из года в год со всеми вытекающими психоматическими нарушениями. Осанка формируется не только за счет хорошего функционального состояния костно-мышечной системы, но и за счет функционального состояния нервной системы. При хорошем самочувствии, приподнятом настроении мы голову поднимаем, плечи разворачиваем, спину выправляем, а при неудачах, разочаровании, болезни все наоборот. Осанку можно произвольно изменить, улучшить, в этом ребенку должны помочь педагоги, врачи и родители. Занимаясь лечебной гимнастикой, ребенок из кабинета леченой физкультуры должен вынести навыки правильной осанки. Правильного дыхания, правильной рабочей позы. При этом не рекомендуется освобождать ребенка от уроков физкультуры в школе, если у него нет серьезных сопутствующих заболеваний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Занятия лечебной гимнастикой должны включать следующие виды упражнений 1. Самовытяжение необходимо проводить несколько раз в день в разных исходных положениях – лежа на спине, сидя, стоя, у зеркала, под контролем тактильных ощущений, по памяти с помощью мышечно- суставного чувства. 2. Дыхательным упражнениям при нарушении осанки уделяется большое внимание. Дыхательные упражнения проводятся на каждом занятии в
соотношении в корригирующими упражнениями как 1: 2. Вдох выполняется носом, выдох ртом, сложенным трубочкой, выдох должен быть вдвое длиннее вдоха. Следует постепенно углублять дыхание, увеличивать счет, попеременно выполнять грудное и брюшное дыхание, не задерживая дыхание при общеразвивающих и корригирующих упражнениях. Дыхательные упражнения могут быть статическими ( собственно дыхательная гимнастика ) и динамическими (дыхательная гимнастика с различными движениями рук, ног и туловища). 3. Игровые упражнения и подвижные игры, направленные на формирование навыки правильной осанки. 4. Упражнения на возвышенной и уменьшенной площади опоры. 5. Упражнения с использованием балансировочных досок и фитболов для тренировки баланса. 6. Ходьба по неровной поверхности со сменой направления и с препятствиями для тренировки вестибулярного аппарата, ходьба с мешочком на голове. 7. Упражнения в положении разгрузки позвоночника – лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках 8. Упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы. 9. Специальные корригирующие упражнения в различных исходных положениях и с использованием различных предметов. Список литературы: А. А. Потапчук «Как сформировать правильную осанку у ребенка» Санкт-Петербург 2009г.


В раздел образования