Напоминание

Привитие культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте.


Автор: Зиборова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №16
Населённый пункт: Оренбургская обл. г.Бугуруслан
Наименование материала: проект.
Тема: Привитие культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Бугуруслан

«Детский сад №16 комбинированного вида «Радуга».

Проект

« Привитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего

дошкольного возраста».

Зиборова Елена Ивановна

"Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое!» Пояснительная записка.
Актуальность проекта
Дети младшего возраста нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Такие режимные процессы как: кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур занимает существенную часть времени бодрствования. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее»[16]. Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления,
последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому я считаю рассматриваемую тему актуальной.
Цель проекта:
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи проекта:
1.Формировать умения овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
2.
Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. 4. Побуждать детей младшего возраста к самостоятельности 5.Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего возраста культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
6.
Укрепить связи между детским садом и семьёй.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Возраст детей:
1,5 – 2 года
Направленность
развития детей: комплексное
Участники проекта:
воспитатель, младший воспитатель, родители, дети.
Тип проекта:
практико-ориентированный, краткосрочный.
Сроки реализации проекта:
1.11.15-1.01.2016 год
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей.
* Занятия по ознакомлению с окружающим миром. * Дидактические игры и упражнения. * Художественное слово. * Чтение художественной литературы. * Беседы. * Работа с родителями. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети от 1, 5 до 2-х лет должны: * С помощью взрослого приводить себя в порядок. * Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). * Держать ложку в правой руке. * По порядку одеваться и раздеваться. * При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках). Аккуратно складывать снятую одежду.
Ожидаемый результат
для родителей: * Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. * Получение консультаций по вопросам формирования культурно- гигиенических навыков. * Укрепление связей между детским садом и семьёй. для воспитателей: * Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста. * Улучшение отношений между детьми. * Укрепление связи с родителями. Этапы реализации проекта. 1.1.Информационно-аналитический этап: Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы).Наблюдая за детьми выявлены противоречия: Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведенияю.
2.Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.(использую дидактические игры по теме,стихи и потешки,консультации ,беседы,анкетирование и памятки для родителей) Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого
воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры[. Приложение 2.
3.Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей ,мастер-класс для родителей; презентация проекта Создана и реализована
система работы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей ясельной и младшей группы, в результате которой у воспитанников сформировались положительное отношение к одеванию, умыванию, кормлению, первоначальные навыки самообслуживания, развилось осознанное отношение к правилам гигиены. Приложение 3.
Перспективы работы:
Для закрепления правил и их усвоения, целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене. Важной задачей будет то, чтобы дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

Список литературы
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118. 2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96 3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55. 4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24. 5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с


В раздел образования