Напоминание

"Эффективные практики по ознакомлению дошкольников с малой родиной"


Автор: Ламова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Мончегорск Мурманская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Эффективные практики по ознакомлению дошкольников с малой родиной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ламова Татьяна Владимировна Воспитатель Высшая квалификационная категория МБДОУ №7 Выступление из опыта
«Эффективные практики по ознакомлению дошкольников с малой

родиной»
(МО воспитателей, 08.12.2016) «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Д.С.Лихачёв Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя его среди потомков. Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста. Наш детский сад углубленно работает по экологическому воспитанию детей и в связи с этим в этом учебном году создана творческая группа по разработке программы по краеведению для дошкольных групп. В каждой дошкольной группе имеются уголки краеведения, наполнение которых зависит от возраста детей. Например: Средний возраст (5-й год жизни). Альбомы: « Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой город». Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов севера, рассказы и стихотворения о городе Мончегорске, о России в целом. Папки - передвижки: “Я живу в Мончегорске”, “Лапландский заповедник ” (о животном и растительном мире), “Город Мончегорск в разные времена года”. Подвижные игры народов севера и всей России. Различные дидактические игры и листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие. Элементы одежды, быта народов севера.
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т.д.) и элементы народной одежды. Аудио-, видео- и мультимедиа- картотека о родном крае и т.д. Как мы проводим работу с детьми? Используем форму совместной игровой деятельности, беседы, викторины, экскурсии, наблюдения, регулярно проводим экологические праздники. При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своей местности; продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. В каждом населенном пункте своя неповторимая природа, традиции и быт. При знакомстве детей с родным городом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми. Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания. Успешная работа по патриотическому воспитанию невозможна без тесного взаимодействия с родителями, без установления с ними деловых доверительных отношений. Большинство родителей принимают активное участие в социально- экологических акциях «Птичья столовая», «Елочка, живи», «Защитим леса Заполярья». Также мы работаем в тесном сотрудничестве с различными учреждениями социума:  Лапландский государственный природный биосферный заповедник – эколого- просветительная деятельность (газета «Горка зеленая», фотовыставки, совместная деятельность, круглые столы) – сотрудники заповедника являются частыми гостями в нашем детском саду, воспитанники с удовольствием и интересом прослушивают беседы и просматривают видеоролики на экологическую и природоохранительную тематику родного края.  Детский экологический парк – стал любимым местом отдыха многих семей благодаря настоящим представлениям, которые регулярно организовываются сотрудниками экологического центра.  Краеведческий музей – один раз в квартал сотрудники музея проводят тематические мероприятия.  Центр семейного чтения – наш друг и помощник в работе с воспитанниками, родителями и педагогами. Подводя итоги сказанному, делаем вывод, что данная работа сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными гражданами родной страны.


В раздел образования