"Эффективные практики по ознакомлению дошкольников с малой родиной"
Автор: Ламова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №7 общеразвивающего вида Населённый пункт: город Мончегорск Мурманская область Наименование материала: опыт работы Тема: "Эффективные практики по ознакомлению дошкольников с малой родиной" Раздел: дошкольное образование
Ламова Татьяна Владимировна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
МБДОУ №7
Выступление из опыта
«Эффективные практики по ознакомлению дошкольников с малой
родиной»
(МО воспитателей, 08.12.2016)
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине –
месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Малая
Родина.
У
каждого
человека
она
своя,
но
для
всех
является
той
путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, -
именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края
является краеведческая работа.
Краеведение
-
это
своеобразный
"родительский
сундучок".
Это
-
совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и
бабушкины
рассказы,
обычаи
родного
края
и
богатства
недр,
полей,
лесов,
трудовые
достижения
и
ратные
свершения
отцов
и
дедов.
Это-опыт
хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство,
которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь,
как зеницу ока, развивая и распространяя его среди потомков. Краеведение - это,
прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог
нашего суверенитета в глазах других народов.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений
к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании,
формировании
основ
экологической
культуры
ребенка
дошкольного
возраста.
Наш детский сад углубленно работает по экологическому воспитанию детей и в
связи с этим в этом учебном году создана творческая группа по разработке
программы по краеведению для дошкольных групп.
В
каждой
дошкольной
группе
имеются
уголки
краеведения,
наполнение
которых зависит от возраста детей.
Например: Средний возраст (5-й год жизни).
Альбомы: « Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой город».
Художественная
литература:
стихи,
рассказы,
загадки,
потешки
народов
севера, рассказы и стихотворения о городе Мончегорске, о России в целом.
Папки - передвижки: “Я живу в Мончегорске”, “Лапландский заповедник ” (о
животном и растительном мире), “Город Мончегорск в разные времена года”.
Подвижные игры народов севера и всей России.
Различные
дидактические
игры
и
листки
активности
“Мое
настроение”,
“Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие.
Элементы одежды, быта народов севера.
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток,
музыкальные
инструменты
(ложки,
трещотки
и
т.д.)
и
элементы
народной
одежды.
Аудио-, видео- и мультимедиа- картотека о родном крае и т.д.
Как мы проводим работу с детьми? Используем форму совместной игровой
деятельности, беседы, викторины, экскурсии, наблюдения, регулярно проводим
экологические праздники.
При
ознакомлении
ребенка
с
родным
краем
важнейшая
задача
педагога
состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений,
получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир
животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная
работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать
историю и особенности своей местности; продумать, что рассказать и показать
детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. В каждом
населенном пункте своя неповторимая природа, традиции и быт. При знакомстве
детей
с
родным
городом,
необходимо
показать,
что
он
представлен
своей
историей,
достопримечательностями,
традициями,
известными
людьми.
Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о
родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку дети данного возраста
имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно,
чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него
примером для подражания.
Успешная работа по патриотическому воспитанию невозможна без тесного
взаимодействия с родителями, без установления с ними деловых доверительных
отношений. Большинство родителей принимают активное участие в социально-
экологических
акциях
«Птичья
столовая»,
«Елочка,
живи»,
«Защитим
леса
Заполярья».
Также мы работаем в тесном сотрудничестве с различными учреждениями
социума:
Лапландский
государственный
природный
биосферный
заповедник
–
эколого-
просветительная
деятельность
(газета
«Горка
зеленая»,
фотовыставки,
совместная
деятельность,
круглые
столы)
–
сотрудники заповедника являются частыми гостями в нашем детском саду,
воспитанники
с
удовольствием
и
интересом
прослушивают
беседы
и
просматривают видеоролики на экологическую и природоохранительную
тематику родного края.
Детский экологический парк – стал любимым местом отдыха
многих семей благодаря настоящим представлениям, которые регулярно
организовываются сотрудниками экологического центра.
Краеведческий музей – один раз в квартал сотрудники музея
проводят тематические мероприятия.
Центр семейного чтения – наш друг и помощник в работе с
воспитанниками, родителями и педагогами.
Подводя
итоги
сказанному,
делаем
вывод,
что
данная
работа
сложна,
многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут
в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными гражданами родной
страны.