Автор: Шилова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 109" Населённый пункт: город Дзержинск,Нижегородская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
Подготовила: Воспитатель первой
квалификационной категории Шилова Е.И.
Г.Дзержинск
Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности. Это
понятие
объединяет
все,
что
относится
к
физическому
воспитанию,
образованию,
развитию человека в системе физического воспитания.
Физическое
воспитание
ребенка
является
одним
из
ведущих
направлений
формирования здорового образа жизни. Все наверняка понимают, что без физической
культуры полноценное здоровье невозможно.
Детский возраст – это время интенсивного формирования роста тела, развития
функций всех систем организма и психики и вместе с тем благоприятный период для
положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно
в
детском
возрасте
имеются
все
условия
для
всестороннего
физического
развития,
образования, воспитания и оздоровления.
Поэтому я поставила перед собой задачу – организовать оздоровительную работу с
детьми, направленную на формирование у них мотивации здоровья, развитие интереса к
физической
культуре,
представление
о
полезности
физической
активности
и
личной
гигиены, воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье. В начале учебного
года я постаралась спланировать свою работу по физическому воспитанию с учетом трех
основных критериев: состояния здоровья детей, уровня физической подготовленности,
уровня двигательной активности детей.
На основе наблюдения за детьми, проведения диагностики по физо и паспортам
здоровья детей, я выяснила, что все дети группы имеют вторую группу здоровья. в
основном
дети
имеют
тубинфецированность
и
компенсирующее
состояние
ЦНС.
Разделила детей по степени ДА на 2 подгруппы. 1 подгруппа – высокая ДА. Это Ярослав,
Кирилл
Ж..,
Карим
Т.,
Миша
А..,
Саша
А..
Они
отличаются
неуравновешенным
поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. 2 подгруппа – низкая ДА.
Это Полина М., Саша И., Диана Б.., Андрей Ж., Настя Ж., Настя К. Они пассивны, быстро
устают.
Поставила перед собой ряд задач, решение которых позволяет наиболее полно
удовлетворить
двигательные
потребности
детей,
способствует
лучшему
освоению
движений, формирует умение сознательно относиться к своему здоровью:
1).Развивать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.
2).Сформировать навыки в разных видах движений.
3).Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать
детскую самостоятельность.
4).Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям с учетом
их состояния здоровья, уровня двигательной активности.
5).Профилактика простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей.
Для реализации поставленных задач в первую очередь я объяснила детям, что
здоровье – это одна из самых главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть
быстрым, сильным, бодрым, не болеть. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье,
знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. В доступной,
игровой форме познакомила детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Кроме
того,
предлагала
детям
проверить
на
себе,
как
работает
сердце
после
физических
упражнений, в состоянии покоя, после сна, предлагала послушать, как бьется сердце,
объясняла, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос. Рассказывая детям об
устройстве
организма,
обращала
внимание
на
его
сложность
и
хрупкость,
а
также
необходимость бережного отношения к своему телу. Во время проведения режимных
моментов объясняла, что тщательное мытье рук, лица, тщательное пережевывание пищи,
использование
в
своем
рационе
полезных
продуктов
питания
помогает
сохранить
и
укрепить здоровье.
В соответствии с новыми тенденциями использую в своей работе различные формы
организации
физической
активности
детей,
такие
как
комплекс
оздоровительно
–
образовательных
и
воспитательных
мероприятий:
это
утренняя
гимнастика,
занятия,
обучающие
и
организационно
–
оздоровительные,
физкультминутки
на
занятиях
и
двигательная разминка во время перерыва между занятиями, снижающая утомление и
повышающая умственную работоспособность детей, подвижные игры в помещении и на
воздухе, индивидуальная и дифференцированная работа для коррекции двигательного и
физического развития.
В
системе
физкультурно-оздоровительной
работы,
с
целью
оптимизации
двигательной активности детей, их работоспособности и закаливания организма наряду с
перечисленными видами занятий физической культурой немаловажное значение отвожу
физкультурно-оздоровительным занятиям.
Оздоровительные
занятия
зарекомендовали
себя
как
наиболее
приемлемая
и
эффективная
форма
развития
двигательных
умений
и
навыков,
коммуникативной
инициативы
и
активности,
пространственно-
координационных
и
ритмических
способностей,
формирование
правильной
осанки.
Они
обогащают
жизнь
детей,
способствуют более полному и гармоничному их развитию.
Цель занятий : воспитание основ культуры здоровья, развитие эмоционально-волевой и
интеллектуальной
сферы
ребенка,
общих
физических
и
двигательных
качеств
дошкольников.
Структура
занятий
основана
на
оздоровительно-игровых
действиях,
формирующих
навыки здоровьесбережения:
1-я часть-беседа по теме;
2-я часть-точечный массаж, гимнастика для глаз, оздоровительно-игровые упражнения,
подвижная игра;
3-я часть- дыхательное упражнение, релаксация, рефлексия.
На протяжении всего занятия особое внимание уделяю формированию и коррекции
осанки, профилактике нарушения осанки, профилактике плоскостопия. Например:
Мы ходим на носках, мы пройдем на пятках
Вот проверили осанку и свели лопатки
Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый.
Общеразвивающие
упражнения
на
оздоровительных
занятиях
иногда
заменяю
комплексом
ритмической
гимнастики,
она
способствует
приобретению
двигательной
культуры,
выразительности,
точности,
координации
движений
и
обеспечивает
эмоционально-положительное состояние детей.
В занятии также включаю пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие
выразительности движений, умение ориентироваться на слово при построении действий.
Дети повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.
Безымянный- кольцо носит, никогда его не бросит.
Ну, а этот- средний, длинный, он как раз по середине.
Этот- указательный.
Большой палец, хоть длинный, среди братьев самый сильный
Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.
На занятии использую комплексы точечного массажа. При проведении массажа
происходит целенаправленное надавливание на биологические активные точки, ребенок не
просто работает, он играет, лепит, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы,
ласки и любви. Например, самомассаж «Ладошки»
Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка! Хлоп другая !
Правой, правою ладошкой мы пошлепаем немножко
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай
А потом, потом, потом даже щечки мы побьем
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам шлеп! Шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можешь хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
И погладим мы себя, вот какая красота.
Особое
внимание
уделяю
упражнениям
дыхательной
гимнастики.
От
правильного
дыхания во многом зависит здоровье детей, его физическая и умственная деятельность.
Например: специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую
ноздрю, улучшает функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры
определяет
физическую
работоспособность
и
выносливость
человека,
повышает
сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям.
Подвижные
игры,
игры-эстафеты
на
занятии
способствуют
воспитанию
сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных
чувств. Каждый ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равные
среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в
своих силах, застенчивость, робость.
Достаточно
высокая
активность
детей
проявляется
в
подвижных
играх,
которые
формируют
ответственность
за
выполнение
правил
и
достижение
определенного
результата. В подвижной игре дети получают удовлетворение. Поэтому важно обеспечить
достаточную
продолжительность
игровых
действий
и
целесообразную
двигательную
активность
играющих.
Необходимо
дать
детям
возможность
наиграться,
набегаться,
полностью
ощутить
привлекательность
взаимодействия
в
коллективе
сверстников.
Направленность
игры
проявляется
особенно
ярко,
если
она
проходит
эмоционально,
пробуждает детское выражение, активность.
В конце занятия я провожу малоподвижные игры, релаксации. Например упражнение
« Ковер самолет». Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На
фоне спокойной музыки звучит голос: «мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он
плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая.
Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома,
поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в
нашем зале (пауза)… Подтягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза,
медленно
садимся
и
аккуратно
встаем.
Эти
упражнения
положительно
влияют
на
физическое
состояние
детей.
О
правильном
использовании
техники
релаксации
свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное
дыхание, вялые послушные руки.
Инструкции должны быть четко сформулированы и образны. Это помогает привлечь и
удержать
интерес
детей
добиваться,
чтобы
при
выполнении
упражнений
они
автоматически включали в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят
как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т.п.»
Музыка
помогает
установить
нужный
темп
и
ритм
выполнения
упражнений,
объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи с чем увеличивается двигательная
активность.
Музыка
способствует
улучшению
осанки,
придает
движениям
выразительность, способствует развитию их точности, координированности. Она также
облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые я обычно даю вначале
и в заключительной части занятия.
Организуя физкультурно - оздоровительные занятия, я старалась подобрать материал так,
чтобы детям пришлось больше двигаться, проявлять умение преодолевать препятствия,
активно действовать в коллективных подвижных играх. При подборе заданий я старалась
учитывать индивидуальные особенности и подготовленность детей. Главное заключалось
в
определении
величины
необходимой
нагрузки
с
учетом
состояния
здоровья
детей.
Поэтому в процессе выполнения упражнений регулярно следила за самочувствием детей,
дыханием,
физиологической
реакцией
детей
на
нагрузку.
Детям
нашей
группы
свойственно
бурно
выражать
свои
эмоции,
особенно
при
проведении
игр
–
эстафет
соревновательного характера, подвижных игр. Старалась не допускать перевозбуждения
детей, но в то же время чутко относилась к их эмоциональным проявлениям, чтобы не
заглушать радостное настроение частыми замечаниями. Например, чувствуя, что дети
начинают
перевозбуждаться,
делала
паузу,
останавливала
игру,
и
затем,
когда
дети
затихали, вновь продолжала игру. Подготовка к физкультурно - оздоровительным занятиям
не требовала большой организационно – подготовительной работы и велась в процессе
всей
работы
с
детьми.
Игры,
упражнения,
разнообразные
движения
постепенно
разучивались на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, во время прогулки. Это
помогает развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в
условиях эмоционального общения со сверстниками, приучает проявлять инициативу в
разнообразных видах деятельности, помогает обеспечить оптимальный объем физической
нагрузки
и
высокий
уровень
двигательной
активности
детей
во
время
проведения
физкультурно-оздоровительного занятия.
Материал
подбирала
таким
образом,
чтобы одновременно включить всех в выполнение предлагаемых заданий и игр. Кроме
того,
чередовала
физические
упражнения,
подвижные
игры,
игровые
задания
с
пальчиковой
гимнастикой,
гимнастикой
для
глаз
для
того,
чтобы
обеспечить
смену
мышечной и эмоциональной нагрузки.
Ч т о б ы
п о д д е р ж а т ь
и н т е р е с
д е т е й
к
физкультурно- оздоровительным занятиям, провела беседу с ними о прошедшем занятии,
предложила
нарисовать,
слепить
то,
что
им
больше
всего
понравилось,
провести
на
последующих прогулках игры, вызвавшие наибольший интерес.
Положительные
результаты
могут
быть
достигнуты
при
условии
тесного
сотрудничества с семьей и успех работы во многом зависит от отношения родителей к
физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями.
Поэтому сначала я познакомила родителей с результатами диагностики состояния
здоровья детей и их психомоторного развития, ознакомила родителей с содержанием
физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое,
психическое
и
социальное
развитие
ребенка.
Я
постоянно
напоминаю
родителям,
побуждая
их
к
совместным
занятиям
с
детьми
утренней
гимнастикой,
играми
и
упражнениями.
В
этих
целях
использую
консультации,
информацию
в
родительском
уголке типа: «Выполняйте вместе с детьми». Также даю индивидуальные задания на дом,
в которых предлагаю больше внимания уделить приемам, способам действий: Насте Ж,
Полине М.,
– упражнения для профилактики плоскостопия, Андрею Ж, Саше А. –
упражнения для развития координации движений, Саше И., Кириллу Б. – гимнастику для
глаз,
Кариму
Т,
Даше
И.
–
дыхательную
гимнастику
для
профилактики
простудных
заболеваний.
.