Перспективный план по образовательной области "Познавательное развитие" Вид организованной образовательной деятельности: познавательно – исследовательская (мир природы)
Автор: Шестопалова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ СД Водник г. Краснослободска Населённый пункт: Волгоградская обл Наименование материала: методическая разработка Тема: Перспективный план по образовательной области "Познавательное развитие" Вид организованной образовательной деятельности: познавательно – исследовательская (мир природы) Раздел: дошкольное образование
Перспективный план по образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: познавательно – исследовательская (мир природы)
Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)
Месяц
Неделя
Тема
Программные задачи
Методическое
обеспечение
Сентябрь
2
«Наблюдение за котенком»
Развивать умение анализировать структуру объекта и называть
части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост). Учить
различать характерные признаки кота: тело животного покрыто
шерстью, уши треугольной формы, усы, характерный хвост, в
лапах спрятаны когти. Характерная пища: молоко, рыба, мясо.
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 26
Сентябрь
4
«Рассматривание комнатного
растения – фикус»
Учить узнавать и называть части растения, используя модели
(корень, стебель, лист, цветок). Формировать представления о
частях растения как его существенных признаках путем
сравнения с другими объектами наблюдения. Развивать
сосредоточенность внимания. Воспитывать способность
переживать чувство радости от рассматривания растения.
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 27
Октябрь
2
«Рассматривание овощей.
Дидактическая игра «Чудесный
мешочек»
Учить называть овощи и различать их по цвету (морковь
оранжевая, помидор красный, огурец зеленый), по величине
(большой, маленький), по характеру поверхности (гладкий, с
бугорками), по вкусу (сладкий, горький, кислый)
«Мир природы и
ребенок» , 199
Гербова В.В., 37
Октябрь
4
«Рассматривание осеннего
дерева»
Уточнить представление об основных частях дерева: ствол,
ветви, листья, корни. формировать представление о том, что
дерево живое (растет). Учить обследовать действиями. Вызвать
эстетические переживания от восприятия красоты осеннего
дерева.
Журнал
«Дошкольное
воспитание» №8,
1990г., 47
Ноябрь
2
«Дикие животные»
Обогащать представления детей о животных. Отмечать
характерные признаки представителей диких животных.
Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища,
тепло. Формировать умение устанавливать простейшие связи
между сезонными изменениями в природе и поведением диких
животных (изменение окраски, спячка, запасы на зиму).
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 30
Волчкова в.Н., 100
Ноябрь
3
«Домашние животные»
Продолжать знакомить детей с домашними животными.
Закрепить характерные особенности домашних животных.
Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.
Волчкова В.Н., 110,
131.
Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними
животными. Воспитывать заботливое отношение к животным,
радость от общения с ними.
Ноябрь
5
«Наши пернатые друзья»
Формирование начальных форм экологической культуры
младших дошкольников. Закрепить знания детей о птицах, об их
жизни в зимний период. Расширять представление об
особенностях внешнего вида, повадках птиц. Воспитывать
доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Развивать
речь, обогащать их словарь. Продолжать развивать связную речь
детей.
Конспект
Декабрь
2
«Зимушка – Зима»
Обобщать и систематизировать знания детей о времени года –
зиме; отмечая характерные признаки: холодно, идет снег; солнце
светит, люди надевают зимнюю одежду. Уточнить и расширить
представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных
зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь). Как
приспособились к суровым условиям: чем питаются, где
прячутся от холода – жилища, а так же о птицах: воробей,
синица, ворона, сорока. Познакомить детей с перелётной птицей
снегирь. Развивать внимание, мышление, воображение, связную
речь, умение слушать. Расширить словарный: запас детей:
"холодная", "снежная", «морозный». Воспитывать у детей
бережное отношение к природе, к животным и птицам.
способствовать созданию положительного и эмоционального
настроя в группе.
Конспект
Декабрь
4
«Поможем птицам в зимнюю
стужу»
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках,
питании. Дать детям представление о видах питания зимующих
птиц; развивать зрительное восприятие, координацию движений.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе
отгадывания загадок. Развивать познавательный интерес у
детей к жизни птиц. Воспитывать сопереживание, сочувствие,
желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
конспект
Январь
1
«Полив комнатных растений»
Закрепить знания детей о комнатных растениях. Учить
сравнивать растения, находить сходство и различие во внешних
признаках. Показать детям потребность растений во влаге.
Обучать самому процессу полива. Вызвать желание ухаживать за
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 33
Волчкова В.Н., 376
растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Январь
3
«Знакомство с комнатным
растением – фиалкой»
Рассказать о строении цветка (стебель, листья, бутон).
Закрепить знания о способах ухода за растением (полив,
рыхление, удаление пыли). Воспитывать бережное отношение к
комнатным растениям. Развивать умение наблюдать
(сосредотачивать внимание на растении, на отдельных его
частях, выделять характерные признаки).
конспект
Февраль
2
«Посадка лука»
Закрепить знания о потребности растения в земле. Закрепить
представления о последовательности трудового процесса.
Воспитывать интерес к труду в природе.
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 36
Февраль
4
«Воздух и вода – наши
природные друзья»
Образовательные: обобщить и уточнить знания детей о воздухе и
воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные.
Сформировать понятие о ветре: что ветер - это движение
воздуха. Расширять представления о воде и воздухе.
Побуждать
детей к проведению опытно познавательной деятельности
посредством экспериментирования. Развивать умение выявлять
причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать
любознательность, внимание.
Воспитывать интерес к
окружающему, экспериментальной деятельности, музыке.
конспект
Март
2
«Сравнение фикуса и фиалки»
Закрепить знания о существенных признаках растений (корень,
листья, стебли, цветок). Учить сравнивать растение по их
существенным признакам, выделяя признаки сходства и
различия. Развивать любознательность.
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 38
Март
5
«Весна, весна – красна!»
Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Развивать
связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику.
Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и
активизировать словарь по теме. Закрепить знания о частях
цветка. Воспитывать уважительное, бережное отношение к
природе, окружающему миру.
Конспект
Апрель
1
«Путешествие в весенний лес»
Формировать представления детей о весенних изменениях в
природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег
(появляются проталины), меняется одежда людей. Показать связь
изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений
и животных (на ветках набухают почки, появляется первая
травка, первые цветы, звери просыпаются от спячки, меняют
окрас, появляются насекомые, прилетают птицы).
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 40
Активизировать мыслительную деятельность детей за счет
решения логических задач.
Апрель
3
«Сравнение дерева с
кустарником»
Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это
растения. У них общие существенные признаки (корень,
стебель, лист), но есть и различия – у дерева один стебель
(ствол), а у кустарника много. Развивать аналитическое
мышление. Воспитывать интерес к жизни растений.
«Добро пожаловать в
экологию» -
Воронкевич О.А., 42
Май
1
«Первоцветы»
Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их
представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус.
Развивать связную речь детей, активизировать в речи новые
слова «первоцвет», «мать – и- мачеха», «крокус». Развивать
эстетическое восприятие. Учить созерцать красоту
окружающего мира. Совершенствовать двигательные умения и
навыки, при выполнении различных упражнений и заданий.
Формировать первичные представления о первоцветах и
некоторых их представителях (мать – и- мачеха, крокус,
развивать познавательные интересы и познавательные
способности детей.
Конспект
Май
3
«Насекомые»
Систематизировать знания детей о насекомых, их внешнем виде,
способе передвижения, приносимой пользе или вреде. Развивать
мышление на основе упражнения на отгадывание загадок.
Закреплять умение соотносить основные цвета (красный,
желтый, синий, зеленый) Воспитывать заботливое отношение к
объектам природы.
Конспект