Напоминание

Конструирование - как способ развития мелкой моторики пальцев рук


Автор: Гаджиева Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №199
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование - как способ развития мелкой моторики пальцев рук
Раздел: дошкольное образование





Назад





Гаджиева Елена Валентиновна
(ГБОУ школа №199 г.Москва) КОНСТРУИРОВАНИЕ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Аннотация
. В статье рассмотрен подход к организации работы по развитию мелкой моторики у детей, раскрыты особенности методики проведения работы по развитию мелких мышц рук. Дан пример конструирования для развития у детей мелкой моторики пальцев и чувства симметрии.
Ключевые слова
: конструирование, моторика, пальчики, рука, кисть, игра. Первая игрушка ребенка - его ручки и пальцы. Наступает время, когда мама замечает, что ее малыш, которому уже 3-4 месяца, рассматривает свои пальчики, руки, подолгу движет ими, забавляется. Он познает окружающий мир через свое тело. Чем больше ребенок двигает пальчиками, тем лучше развиваются мозговые структуры. Считается, что конструирование с участием рук и пальцев способствуют гармоничному развитию тела, ума, поддерживают в рабочем состоянии системы мозга. Восточные доктора доказали, что массаж большого пальца увеличивает активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно влияет на желудок, массаж среднего пальца – на кишечник, массаж безымянного пальца – на почки и печень, массаж мизинца – на сердечно-сосудистую систему [3, С.566]. Конструирование с участием пальцев рук способствуют правильному развитию тела и ума, поддерживают в требуемом состоянии мозговую систему. М. Бернштейн писал, что парадоксальным для педагогов было осознание того, что при двигательных действиях управляются не столько руки, а сколько мозг. В. Бехтерев отмечал, что движения рук тесно взаимосвязаны с речью и помогают его развитию. На основе исследований, проведенных Л. Фоминой, было выявлено, что речевое развитие будет
нормальным при условии соответствия развитию моторики пальцев рук ребенка. Если развитие пальцевой моторики отстает, то речевое развитие также останавливается. Исследования М. Кольцовой, А. Лурии говорят о том, что в структуре развития важное значение имеет оценка двигательных нарушений, поскольку исключительная роль в развитии нервной и психической функций человека в целом принадлежит двигательном анализатору. Такие выводы, сделанные на основе многих исследований, представляют для нас исключительный интерес. Целью статьи является освещение конструирования - как способа развития мелкой моторики пальцев рук. Задачи по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, и не должны вызывать переутомления. "Пальчиковое" конструирование приходит на помощь в трудные минуты плача или боли, чтобы организовать деятельность малыша в течение дня, отвлечь, создать приятную атмосферу в доме [1, С.4]. Предлагая ребенку такое конструирование, важно сразу создать ему настроение, правильно произносить звуки, продумать движения и повторять их. Ребенок воспроизводит движения наших рук, а в его гортани сначала повторяются все звуки, а через некоторое время уже слышатся воспроизведенные слоги, слова с предложенного способа конструирования [2, С.81]. Мир "пальчикового" конструирования дарит радость и малышам, и родителям, и педагогам. Ранее с младенцем много разговаривали, теперь мама, озабоченная домашними или другими делами, не уделяет этому большого внимания. И в результате дети позже начинают говорить, у них сложности с произношением, а в дальнейшем и с чтением, и учебой в школе. Как пишет швейцарский врач-практик К.В. Симонис в своей книге "Ребенок до семи лет", способность говорить у ребенка развивается только в том случае, если с ним разговаривают, то есть если он слышит живую человеческую (не
механическую - радио или телевидение) речь. Этот факт будет несомненным, если мы вспомним, что все развитие ребенка в первые годы жизни происходит только за счет подражания. Если наблюдать за ребенком, то в первый год ребенок весь отдается слушанию, слушает интенсивно и со всей глубиной. Потом, через некоторое время, он начинает повторять новые, воспринятые им звуки, слова, словосочетания, изменяя и сокращая их в соответствии со своими возможностями [5, С.97]. Как отмечает Райнер Пацлаф в книге «Застывший вид», язык живет сообществом, в которое входит не только слово как таковое, но и все, что можно назвать музыкой речи: мелодика, фразы, ударения, тембр, интонация, ритмические структуры, особенности голоса, темп - все это влияет на малышей гораздо сильнее, чем содержание сказанного. Чтобы крепло тело, в определенном ритме должны происходить приемы пищи, игра, сон, так же и "языковое тело" ребенка живет в стихии ритмического повторения. Исследованиями ученых разных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [4, С.1338]. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное действие на кору головного мозга. В наше время в магазинах появилось достаточно много разнообразных игр, игрушек и конструкторов, которые способствуют умственному развитию детей и развивают их мелкую моторику. Эти игрушки довольно красивы и поэтому являются интересными для детей. Их можно использовать во время организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников. Рассмотрим пример конструирования из игрового строительного материала “Заборчик для сада и огорода”. Цель: развивать мелкую моторику пальцев и чувство симметрии; совершенствовать зрительное внимание; поддерживать интерес к игровому
конструированию; воспитать стремление быть добросовестными, аккуратными. Оборудование: иллюстрация ухоженной усадьбы с садом, огородом, цветником возле дома; кубики, детали строительного конструктора (треугольные призмы или пирамиды или конусы); рисунки-эскизы заборчиков (2-3 варианта). Ход занятия Организация группы Воспитатель показывает детям иллюстрацию, читает стихотворные строки. Воспитатель. Посмотрите, дети, какой красивый домик. Наверное, в нем живет очень хороший хозяин — работящий, заботливый. А что можно увидеть возле домика? (Сад, огород.) В хорошем саду милые детишки найдут еще и ягодки и цветочки, и фрукты сочные, чисто умытые росой... И на огороде грядки — утешение всем малышкам, там много хороших овощей: только не ленись, а собирай! Конечно, об этом хозяин должен заботиться всегда. Как следует ухаживать деревцем в саду? (Поливать, вкапывать, защищать от вредителей) А овощи на огороде? (Поливать, подвязывать, полоть.) Сообщение задачи и предварительная беседа с детьми Воспитатель. Так, у трудолюбивого хозяина должен быть порядок и в доме, и возле него. А еще огород и сад нужно огородить заборчиком. Для чего нужен заборчик у сада и огорода? (Ответы детей) Правильно. А также для того, чтобы соседская корова случайно не забрела туда и не повредила деревца, не истоптала цветник или грядку. Как вы думаете, каким должен быть заборчик, огораживающий сад и огород, у бережного человека? (Красивым, прочным, добротным, высоким.) Итак, сейчас мы будем делать заборчик. Мы сконструируем его из игрушечного строительного материала — кубиков, а также других деталей строительного конструктора.
Вариант выполнения игрового задания Выполнение практического задания


з/п

Содержание

деятельности детей

Комментарий воспитателя
1 Рассматривание рисунков-эскизов вариантов заборчика Посмотрите, дети, какие заборчики изображены на картинках. Эти рисунки будут подсказками-помощниками в нашей творческой работе 2 Возведение нижней части конструкции Заборчик строим, плотно ставя кубик у кубика так, чтобы они стояли ровно 3 Сооружение столбиков Сверху заборчик у нас будет со столбиками. Ими станет ряд кубиков 4 Отделка заборчика Чтобы заборчик был красивым, давайте сделаем его: украсим столбики заостренными верхушками. Для этого нам пригодятся другие элементы конструктора (можно использовать треугольные призмы, пирамидки, конусы и т. п) Вывод. Таким образом, можно отметить, что есть все основания рассматривать кисть руки ребенка как орган, что активизирует и стимулирует деятельность коры головного мозга, повышает работоспособность всех ее отделов, положительно влияет на формирование у дошкольников познавательных функций, особенно мышление и вещание. А для того, чтобы мелкая моторика рук выполняла большую миссию, возложенную на нее, необходимо организовать надлежащую работу.
Развивая движения рук ребенка при помощи конструирования можно достичь крупнейшего эффекта от всей проведенной работы. _____________________________________________________________ 1. Бушинская Е.А. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей / Е.А. Бушинская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - Т. 26. - С. 1-5. 2. Воронова Е.К. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова // В сборнике: Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. - 2016. - С. 80-83. 3. Денисова Л.Ю. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии / Л.Ю. Денисова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 565-567. 4. Нигматуллина Н.Г. Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства / Н.Г. Нигматуллина, П.Р. Егоров // Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. - 2014. - С. 1335-1342. 5. Семенова Е.В. Игры для пальчиков как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста / Е.В. Семенова, О.А. Пояскова, С.А. Дьяченко // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 96-98.


В раздел образования