Напоминание

КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружка "Маленькие ученые" "Как познать мир камней?"


Автор: Молодкина Елизавета Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Ручеек"
Населённый пункт: с.Черноречье Самарская область
Наименование материала: Конспект
Тема: КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружка "Маленькие ученые" "Как познать мир камней?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
ГБОУ СОШ с.Черноречье детский сад «Ручеёк»

КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружка «Маленькие ученые»

«Как познать мир камней?»

Старшая группа
Воспитатель : Молодкина.Е.В. Самара 2017г.
2
Цель
: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи
:
Обучающие:
обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Развивающие:
развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к неживой природе. Демонстрационный и раздаточный материал. 1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. 2. сундучок ощущений. 3. Набор схем – рисунков. 4. Шапка ученого. 5. Набор камней на каждого ребенка. 6. Лупы. 7. Стакан с водой, ложка. 8. Большие подносы. 9. Салфетки маленькие. 10. Салфетки большие. 11. Коробка с ячейками. Предварительная работа. Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”. Словарная работа. Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия
Дети играют в группе. Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Наша группа переоборудована в мини – лабораторию. - Дети вы знаете, что делают в лаборатории? (Опыты.) Вы знаете, как себя вести в лаборатории? (Не шуметь, быть аккуратными и внимательными). - Ой, дверь не открывается, здесь написано: «Вы войдете, если отгадаете загадку». Воспитатель загадывает загадку про камень:
3 Ветер на него дует, вода мочит . А люди его ценят, ведь он могуч и прочен. (Дети отгадывают загадку) Воспитатель: Ребята, так с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов? (Воспитатель напоминает предназначение каждого органа, напоминает технику безопасности). Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Данил
прочтет стихотворение
:
У прибоя возле скал Вовка камешки искал. Каждый камешек хорош: Вот на солнышко похож, Этот с синей полосой, Тот вот с красной полосой, Вот на рыбку, на кота! Лучший выбрать – маета! Мама смотрит – Вовки нет! На песочке только след: Вовка с сумкою идёт, Снова камешки несет! Но куда всё это нам? Их ведь много по углам! Камни в город мы везём, Саквояж несём вдвоём!
(
В. Кулаев)
Опыт № 1
. Определение цвета и формы.
Варя
прочтет стихотворение: Посмотри, какой малыш – Круглый гладенький голыш! На щеках румянец, На макушке глянец, Подпоясан пояском, На меня глядит глазком! Ну а море, чуть дыша, Нежно гладит малыша! Рассмотрите камни лежащие перед вами. Все они разные. Посмотрите, какой они формы и какого цвета и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. Найдите и покажите самый большой и маленький. Скажите, какими по размеру бывают камни? Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт № 2
. Определение размера.
4 Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3
. Определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4.
Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.) Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт №
5. Определение веса. Как вы думаете, что случится, если мы положим камень в воду. Возьмите камешек и опустите в воду? Камень тонет? Значит он легкий или тяжелый? Растворился он в воде? Вывод: Камни не растворяются и они тяжелые.
Опыт № 6
: Определение температуры. Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Опыт № 7
Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Вывод: Значит камень твердый, а пластилин мягкий.
Опыт № 7
. Плавучесть. Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Артем
прочтет стихотворение: Я этот камешек нашел на берегу, Его вчера мне подарило море. Теперь его для папы берегу, - На нем слова, рисунки и узоры. Из далека сюда он прилетел, Осколок неба, космоса посланник. Он мне ладонь, как солнца луч согрел, -
5 Чудесный камешек, межзвездный добрый странник. (Е. Шендрик)
Дыхательная гимнастика
. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете?(Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.) Воспитатель: - Вот сколько у камней свойств. Из-за того, что камни очень прочные, твердые, поэтому люди используют их в строительстве. Из камней делают скульптуры и памятники. А еще в лаборатории есть небольшая выставка драгоценных камней. Давайте посмотрим, какие украшения люди делают из камней. Это- серьги, бусы, вазы, брошки, шкатулки, кольца. Дети рассматривают. Воспитатель: Ребята! Кто хочет стать ученым, надеть шапку ученогои сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях. Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. В память о нашей встрече я хочу вас угостить сладкими «камешками». ФОТО ОТЧЕТ:
6
7
8
9
10
11
12
13
14


В раздел образования