"Использование музыкально-импровизационных игр в формировании творческих способностей ребенка"
Автор: Филатова Светлана Юрьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 156" г. Чебоксары Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: "Использование музыкально-импровизационных игр в формировании творческих способностей ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Использование музыкально-импровизационных игр в формировании
творческих способностей ребенка»
Музыкальный руководители:
Никоненкова Н.В
Филатова С.Ю.
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 156» г. Чебоксары
Современная жизнь, с её быстрыми, просто стремительными темпами развития
технологий, представляет новые требования к образовательному процессу.
Развитие ребенка в музыкальном плане, его образованность, есть неотъемлемая
часть полноценного формирования личности.
Постигая музыку, ребенок приучается к творческому мышлению, развивает воображение и
свои задатки. Развить в деталях способность к творчеству, как показатель гармоничной
полноценно развитой личности - одна из задач музыкального образования.
И огромное
влияние на наш взгляд на развитие творчества имеют четко продуманная организация
импровизационных
игр.
Все
это
способствует
качественной
реализации
задач
музыкального
образования,
направленных
на
формирование
целостной
креативной
личности ребенка в системе ДОУ.
В настоящее время разработан целый ряд отечественных программ музыкального
воспитания
и
обучения,
рассматривающие
различные
подходы
в
организации
педагогического процесса в детском саду.
Позиция ребёнка-творца представлена в комплексной программе, Примерной основной
образовательной
программе
дошкольного
образования
«Истоки»
/Под
редакцией
Л.А.Паромоновой,
-М.-ТЦ.СФЕРА
2015,
которая
успешно
реализуется
в
целостности
регламентированной и нерегламентированной музыкальной деятельности.
Для нашего дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка»
актуальны вопросы интегративных качеств (всестороннее развитие) личности ребенка.
В
качестве
специальных
(парциальных)
программ
музыкального
образования
используются
следующие
программы:
«Музыкальные
шедевры»
О.П.Радыновой,
«Ритмическая
мозаика»
А.И.Бурениной
и
«Элементарное
музицирование»
Т.Э.Тютюнниковой.
На
основе
вышеперечисленных
комплексных
и
парциальных
программ,
нами
разработаны
рабочие
программы
(перспективные
планы
психолого-
педагогической работы) по «Музыке».
Для
успешной
реализации
задач
музыкального
образования
и
формирования
творческих
способностей
ребенка,
скоординирована
работа
всех
участников
образовательного процесса – детей, воспитателей, специалистов и родителей, а также
единая позиция взрослых в понимании перспектив развития ребенка.
Занятия ( непосредственно образовательная деятельность)
строится нами таким
образом, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, для этого нами были
продуманы психолого-педагогические условия:
-
субъект
–
субъективные
отношения,
обеспечивающие
развитие
творческих
способностей, а также внимание к естественным потребностям ребенка;
-
создание
комфортной
музыкально-образовательной
среды,
направленной
на
самореализацию детей;
- уважение к выбору ребенком способа решения творческих задач.
Чтобы раскрыть способности детей к творчеству, стараемся понять характерные
особенности каждого ребенка в отдельности. Мы считаем, что это не возможно без
тесного сотрудничества между педагогами ДОУ и родителей. В нашем детском саду
тесно налажен контакт с родителями. Родители активно участвуют в жизни детского
сада: в праздниках, развлечениях и занятиях.
У каждого ребенка свои музыкальные пристрастия. И творческие способности
будут развиваться, наряду с остальными, неодинаково. Необходимо опираться на эту
уникальность, развивать ее. В конце концов каждый из нас мастерит в жизни свою
лодку, способную плыть по морям музыки , а потом важно, чтобы лодка была
прочной. То есть всё, чему научился ребенок, должно пригодиться ему в дальнейшем.
Научить ребенка
любить и понимать музыку можно через
пение, танцы,
игры на
музыкальных инструментах, а главное научить их импровизировать. Мы не говорим о
концертно - художественных формах этого вида музыкально - творческой деятельности.
Нас
интересуют
первичные,
элементарные
формы
музыкальной
импровизации,
доступные каждому человеку, а также способы ее организации и « культивирования»
в образовательном процессе. Мы ставим перед собой задачу выявить отличительные
черты элементарной импровизации.
Смысл импровизации,
как известно,
в её сиюминутности,
в
развертывании
самого спонтанного процесса . Исследователи отмечают , что не всё в импровизации
придумывается на ходу, спонтанно происходит лишь сцепление шаблонов, сами же они
хранятся в памяти. В ансамблевой групповой импровизации обязательно присутствует
общая память всех её участников, так как этот диалог или полилог инструментов.
Модели, которыми оперируют участники, должны быть знакомы всем музицирующим.
Поэтому одна из целей групповой работы по накоплению « словарей» заключается в
приведении к общему «знаменателю» всех детей.
Это
способ
импровизационного
конструирования
музыки
из
маленьких
«кирпичиков» - элементов. Успешность обучения заключается в предварительном
формировании умения фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых
и двигательных упражнениях. Здесь развивается то особое и совершенно необходимое
качество, которое можно назвать импровизационностью мышления.
Результаты проделанной нами работы послужили основой для следующих
выводов:
1.
Дети получили представления об образной природе музыки, развивается их
музыкально – эстетическое сознание. Научились распознавать характер, жанр,
составляющие
музыкального
произведения.
Увидели
многообразие звука.
Появился художественный вкус.
2.Дети стали активно использовать музыкальное творчество в самостоятельной
деятельности.
Любят
импровизировать,
стали
оценивать
своё
творчество
и
применять к нему эстетические требования.
3.Накапливается опыт
участия
в
различных
видах
музыкального
творчества.
Вырос интерес к сотрудничеству в драматизации и творческим композициям.
Кроме того, мониторинг достижения детьми планируемых результатов по
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) за последние
3 года позволяют констатировать тот факт, что из года в год у воспитанников
наблюдается положительная динамика музыкального развития. Наши воспитанники
являются
победителями
различных
конкурсов;
муниципальных
районных,
всероссийских : таких как « В мире музыки» , « Ребенок имеет право», «Дружат дети»,
и др. Многие воспитанники продолжают обучение в школе искусств, домах
творчества города Чебоксары.