Автор: Девлетмурзаева Салихат Бадурдиновна Должность: инструктор по физкультуре Учебное заведение: МКДОУ №5 Населённый пункт: г.Хасавюрт, Республика Дагестан Наименование материала: проект Тема: Дагестанские народные игры Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №5
г.Хасавюрта Республики Дагестан
ПРОЕКТ
на тему
«ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Выполнилиа: инструктор по физкультуре
С.Б.Девлетмурзаева
Актуальность темы
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной
педагогики,
особенно
в
современных
условиях.
Проблема
воспитания
счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Игра –
естественный
спутник
жизни
ребенка
и
поэтому
отвечает
законам,
заложенным
самой
природой
в
развивающемся
организме
ребенка
–
неуемной
потребности
его
в
жизнерадостных
движениях.
Преимущество
подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра
всегда
связана
с
инициативой,
фантазией,
творчеством,
протекает
эмоционально,
стимулирует
двигательную
активность.
Игра
является
незаменимым
средством
совершенствования
движений;
развивая
их,
способствует
формированию
быстроты,
выносливости,
координации
движений.
Большое
количество
движений
активизирует
дыхание,
кровообращение
и
обменные
процессы.
Это
в
свою
очередь
оказывает
б л а г о т в о р н о е
в л и я н и е
н а
п с и х и ч е с к у ю
д е я т е л ь н о с т ь .
Народные
игры
всегда
отражали
и
отражают
окружающую
действительность. Исторически сложившись,
игра сама стала элементом
культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит
посредством
родителей
и
более
старших,
такими
носителями
народных
традиций выступают бабушки и дедушки, педагоги. Именно они передают
правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий
с игрушками.
Народные
подвижные
игры
позволяют
определить
действительное
значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии
игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных
народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к
национальной культуре, проникаются традициями и обрядами своего народа.
К
тому
же,
игра
всегда
подразумевает
под
собой
возникновение
положительных эмоций.
Игры народов Дагестана являются отображением национальных
традиций, самобытности и колорита народа. Начальная форма подвижных
игр
определена
общественно-историческим
развитием,
своеобразием
традиций, быта и культуры народа. Разнообразие детских игр зависит
от
многонациональности региона.
Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению.
Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма
уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У
них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть
даже пока только в игровой форме.
Игры народов Дагестана рассматриваются как метод физического и
духовного воспитания детей.
Вид проекта – познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – один год.
Участники
проекта:
дети
старших
групп,
воспитатели,
инструктор
по
физкультуре, родители, музыкальный руководитель.
Цель
проекта: приобщение
дошкольников
к
материальной
и
духовной
культуре народов Дагестана и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр,
соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и
духовно здоровыми через игры народов Дагестана.
Задачи:
1.Познавательные (приобщить детей к национальной культуре, расширить
круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов
Дагестана) ;
2.Развивающие
(способствовать
развитию
навыков
на лаж ивания
конструктивного межкультурного диалога);
3.Воспитательные (развивать способность к действенному межэтническому
взаимоотношению и взаимопониманию) .
4.Педагогические задачи:
-
изучить
литературу
и
другие
информационные
источники
о
народных
подвижных играх;
- провести консультацию для сотрудников и родителей о роли народных игр в
жизни детей;
- познакомить с разными типами игр;
-воспитывать
устойчивое
заинтересованное
отношение
к
культуре
своих
предков и народов, проживающих на территории России;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны научиться уважительному отношению к заветам предков, к
их памяти, к преемственности поколений.
2.
У
детей
должен
развиться
интерес
к
народным
подвижным
играм,
в
которые играли их предки.
Этапы проекта
Реализация проекта проходит по трём этапам:
1. Подготовительный
- выявление основных проблем, формирование идеи по их решению;
-подбор
специальной
методической
литературы
с
целью
расширения
теоретических знаний педагогов;
-совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать,
как и где мы можем узнать?»)
- составление плана мероприятий;
- подбор информации в книгах, журналах
2. Основной
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в дагестанские
народные игры.
2. Беседы об играх, в которые играли бабушки и дедушки.
3. Знакомство с правилами подвижных игр народов Дагестана:
«Подними платок» (ав.) «Джигитовка»
«Надень папаху» (ав.) «Чижик» («Кирпи-лали»)
«Волк и овцы» «Ой райда» (лез.)
«Цику-ция» (лак.) «Достань шапку» (ав.)
«Выбей из круга» (ав.) «Под буркой»
Игры
Для девочек
«Отдай платочек», «День – ночь», «Белый- черный мяч», «Изюминка», «Дети
и петух», «Цветы и ветерки», «Земля.
вода воздух», «Беспокойный мяч», «Игра в лягушек», «Грузинские классы»,
«Ударь жгутом» Достань шапку»,
«Подними
платок»,
«Платочек»,
«Журав-ли-
жураву-шки»
«Жмур-ки-
носиль-щики».
Для мальчиков
«Пешие всадники, «Сильные ноги», «Всадники», «Перетяги-вание веревки»,
«Скачки», «Перетяги-вание палки», «Козлик-козлик», «Дедушка – мой дед»
«Веселая палка», «Конное поло», «Конно-споривная игра», «Метание копья»,
«Защитники» «Слепой медведь» «Борьба за флажки», «Мета-ние с плеча»,
«Чиж».
Игры на развитие:
- внимания и слуха «День и ночь», «Прятки»
- умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке»
Выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее»
-
умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) прыгать г) делать
перебежки («Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки»)
-
закрепление
навыков
организованно
и
быстро
совершать
перебежки
группами («Наступление»)
-
обучение
и
закрепление
умений
в
бросании
и
ловле
малого
мяча
(«Повелитель
лунки»
«Белый
мяч
и
черный
мяч»,
«Три
камня»,
«Беспокойный мяч», «Мяч в кругу»)
- развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель («Конное
поло», «Конно- спортивная игра», «Метание копья»)
- совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча, и других
предметов
(«Плоский
камень
и
мяч»,
«Метание
с
плеча»,
«Чиж»,
«Изюминка»)
- выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы
(«Отдай платочек», «Снятие шапки»)
- закрепление техники подпрыгивания («Прыжок лягушки»)
-
совершенствование
навыка
в
равновесии
(«Достань
шапку»,
«Жмурки-
носильщики»)
- закрепление навыков лазанья, перетягивания («Перетягивание веревки»,
«Чья шеренга победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр»)
- развитие гибкости («Надень папаху», «Утушка»)
-
развитие
умения
выполнять
подражательные
движения
(«Лягушки»,
«Журавли», «Пастух», «Дети и петух»).
Игры на развитие:
- внимания и слуха «День и ночь», «Прятки»
- умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке»
Выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее»
-
умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) прыгать г) делать
перебежки («Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки»)
-
закрепление
навыков
организованно
и
быстро
совершать
перебежки
группами («Наступление»)
-
обучение
и
закрепление
умений
в
бросании
и
ловле
малого
мяча
(«Повелитель
лунки»
«Белый
мяч
и
черный
мяч»,
«Три
камня»,
«Беспокойный мяч», «Мяч в кругу»)
- развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель («Конное
поло», «Конно- спортивная игра», «Метание копья»)
- совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча, и других
предметов
(«Плоский
камень
и
мяч»,
«Метание
с
плеча»,
«Чиж»,
«Изюминка»)
- выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы
(«Отдай платочек», «Снятие шапки»)
- закрепление техники подпрыгивания («Прыжок лягушки»)
-
совершенствование
навыка
в
равновесии
(«Достань
шапку»,
«Жмурки-
носильщики»)
- закрепление навыков лазанья, перетягивания («Перетягивание веревки»,
«Чья шеренга победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр»)
- развитие гибкости («Надень папаху», «Утушка»)
-
развитие
умения
выполнять
подражательные
движения
(«Лягушки»,
«Журавли», «Пастух», «Дети и петух»).
4. Изготовление атрибутов к играм.
5. Выставка рисунков «Я люблю играть! »
6. Конкурс «Кто больше знает игр».
7. Разучивание считалок, текста игр.
8. Познавательное занятие «Дагестанские подвижные игры»
9. Рассматривание альбома «Играем весело! »
10. Викторина «Назови и объясни правило народной подвижной игры»»
11. Спортивный досуг – «Волшебная страна игр»
Работа с педагогами:
1. Консультация «Роль народной игры в воспитании детей»
2. Знакомство с разными типами игр
3. Подбор литературы по содержанию народных подвижных игр народов
Дагестана.
4. Оформление фотоальбома «Игры наших предков»
5. Изготовление атрибутов к играм
6. Составление картотеки народных подвижных игр.
7. Разучивание текста игр.
Работа с родителями:
1. Памятка «Роль подвижной игры в воспитании детей»
2. Буклет «Дагестанские подвижные игры»
4. Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьёй»
5. Консультация «Роль народных подвижных игр в жизни детей»
6. Беседа «Организация подвижной игры на воздухе»
7. Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для
реализации проекта.
8. Беседа «Влияние народных игр на физическую подготовку детей»
9. Папка-передвижка «Во что играют наши дети? »
10. Физкультурный досуг «С друзьями не скучаем, весело играем! »
3. Заключительный
1. Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными
целями
2. Оформление фотоальбома «Мы играем в дагестанские игры»
3. Презентация - итоговое мероприятие «Дагестан в народных подвижных
играх»
Рекомендуемая литература
Баршай В.М. Активные игры для детей.Ростов н\Д: Феникс, 2001.- 320 с.
Беляев Л.В. Подвижные игры .-М. 1974. – 134с.
Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в
физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997
г. № 12, с. 72-75.
Вавилова Е.Н. "Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость",
пособие для воспитателей детского сада. – М., "Просвещение", 1981г.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР:.М. :просвещение,
1989.- 239 с.
Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей.М. :Новая
школа, 1994.- 288с.
Сакидибирова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, Махачкала,
2003