Автор: Красненкова Людмила Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4" Населённый пункт: Челябинская область, г.Миасс Наименование материала: методическая разработка Тема: Уроки по этимологии в основной школе Раздел: среднее образование
Вводный урок по теме «Словообразование» (5 класс русский язык).
З а д ач и :
1 .
п о зн а коми т ь
с
во п р о с а ми ,
и зу ч а е мы ми
в
р а з д е л е
«Словообразование»;
2. показать перспективу в изучении темы, вызвать интерес к урокам этой
темы, обратить внимание детей на то, что изучение этого раздела нужно для
повышения грамотности.
1.
Урок начинается с языковой зарядки при записи числа.
«Двадцать пятое января»
1)
Количество букв и звуков в слове «пятое». Назвать звуки [п’атай’э]. Чьё
это задание (Какого раздела?)
2)
Найдём
орфограммы
в
слове
«Январь».
Сравним
их. Общее
(орфограммы – буквы, безударные гласные в корне слова). Различие (а –
проверяемые
ударением
(декабрь), е
–
безударная
гласная,
не
проверяемая ударением может помочь этимология (от «децем» - 10)).
Чьё это задание?
3)
По каким разделам науки о языке мы ещё путешествовали в 5 классе.
(Синтаксис, пунктуация, лексика, фонетика).
Сегодня
мы
начинаем
новый
раздел.
Но
вначале
выполним
задания
по
изученным разделам, которые нам приготовил Русский язык.
2.
Опрос.
1)
дайте общую характеристику предложениям, расставьте знаки. Чьё это
задание?
(предложение записывается под диктовку, повторяется на экране). Расти
сады, береги леса и сохраняй чистые родники, чтобы богаче и красивее
становилась
твоя
Родина.
(
предложение
разбирается
по
членам,
обращается внимание на то, что оно побудительное, односоставное).
2)
Связный рассказ о слове «сад».
Домашнее задание.
Ученик называет буквы, звуки в слове «сад», говорит о фонетическом
явлении оглушения в слове, отсюда появление орфограммы в слове. В
тетради учащихся записывают сад [сат] – сад (сады).
Ученик зачитывает лексическое значение слова из толкового словаря.
Сад – 1) Участок земли, засаженными деревьями, кустами, цветами.
2) То же, что детский сад, сад – ясли.
У слова нет синонимов, антонимов, омонимов.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Было бы
совсем слово одиноко, если бы у него не было
родственников, от него образованных. Вот послушайте наш с вами сад, и мы с
вами попадём в новый раздел.
Б. Измайлова «Как растут слова».
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада нам рассада
Вот ещё посадки рядом.
Вот вам садик рядом с садом,
Вот садовый, садовод,
С ним садовник идёт
- А что же делают в саду?
- Садовничают.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Чтение
стихотворения
сопровождается
показом
подвесных
карточек,
в
результате
чего
на
доске
выражает
«словесное
дерево»,
корнем
которого
является слово «сад»).
Учитель: Что же за слова перед нами?
Учащиеся: Родственники (однокоренные)
- Что мы делали?
-Образовали слова.
- В какой мы раздел попали?
- Словообразование.
Итак, что является строительным материалом языка?
Из чего состоят слова?
«Сердце слова» - корень, главная значимая часть. Без корня слово жить не
может. Может без приставки, суффикса, окончания, но без корня нет.
Корень определяет название слова.
Учитель демонстрирует картинки, доказывающие эту мысль, где нарисованы
слова с «прозрачной» этимологией:
Подснежник
Подорожник
Рыжик
Шиповник и др.
Именно корень объединяет слова, собирает их всех в одну семью.
Однажды корень «лес» пригласил родственников на семейный совет. Кто же
пришёл?
Игра «Кто больше?»
У учителя заготовлен плакат, на котором записана вся «лесная» семья: лес,
лесок, лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесничество, лесистый, лессовый,
лесничество,
безлесый,
обезлесить,
перелесок,
лесовод,
лесопилка,
лесозащитный, лесонасаждения, лесопосадка, лесостепной и др.
- Какие же слова оказались у вас, ребята, обиженными и не получили
приглашения?
Если вы пригласили меньше десяти слов, значит, невелик ваш словарный
запас. А как его увеличить?
2
Советы учителя.
1.
Прежде всего больше и внимательнее читайте;
2.
Будьте внимательным к чужому слову;
3.
Чаще заглядывайте в словарь.
Говорящими являются не только корни. Важны и интересны и другие части
слова. Положите перед собой книги и слушайте мои команды, которые я буду
давать одними приставками: от-, за-, пере-, при-
Задача – шутка:
Как безграмотного очень быстро сделать грамотным?(Убрать без-). Таким
образом приставка , как и корень,- значимая часть слова.
Суффиксы -еньк-, -очк- учат доброму отношению друг к другу.
- А как вы отнесётесь, если я вам скажу жадюги, хитрюги.
-юг- суффикс – дразнилка. А есть и другие интересные суффиксы. Вот
познакомьтесьс суффиксами детёнышей животных – (-онок-, -енок-, -ата-,
-ята-),
с
суффиксами
жителей
городов
(-ич-,
-ец-,
-анин-,
-янин-),
с
суффиксами путешественниками.
Вот они, составные части слов, и таят они много открытий, приготовят вам
много сюрпризов. Вот некоторые из них:
1.
Корень – одна буква (прийти, согнуть, обуть).
2.
Есть корни – омонимы, близнецы.
Игра «Третий лишний» (на экране).
Водитель
Носить
Гора
Водить
Носовой
Горный
Водяной Носильщик
Гореть
3.
При делении слова на части никогда не задевайте за живое тело, режьте
только
там,
где
есть
«швы».
Используйте
принцип
матрёшки.
Как
в
матрёшке
нельзя
достать
маленькую
куколку,
так
и
в
слове
нужно
отбросить окончание, приставку, суффикс, чтобы найти корень. Следует
помнить, что суффикс можно отметить только в том случае, если без этой
части
слово
существует
и
не
теряет
при
этом
родственных
связей.
(Заинтересованность).
Если знаешь часть слова, то напишешь их толково. У поэта Данько есть стих
«Ягода», в котором мы читаем: Веселы все дети
Грустно только Пете.
Не съел ли он грустники
Вместо клубники?
Учитель
пишет
на
доске
придуманное
поэтом
слово «груснстника».
Правильно ли? Почему? Что помогло нам исправить ошибку?
- Знание корня слова, которое встречается в однокоренных словах. (Грусть,
грустить, грустный).
Домашнее задание. Вырастить словесное дерево с любыми из корней: лет, нос,
бег, ход, вод.
3
Урок русского языка. 6 класс.
Тема
:
Разряды прилагательных.
Задачи:
1.
повторить разряды прилагательных,
2.
повторить правописание словарных слов,
3.
познакомиться с этимологией слов искусство, искусный, талант,
4.
узнать о народных промыслах Урала.
Оборудование: этимологические словари, выставка из предметов Каслинского
чугунного литья и Златоустовской гравюры по стали, ПК, проектор, экран.
Ход урока.
1.
Запись числа и темы урока, фонетическая зарядка
Тридцать первое января.
Классная работа.
Разряды прилагательных.
Задание: одной чертой подчеркнуть буквы е, ё, ю, я, обозначающие в слове
один звук; двумя чертами – эти же буквы, обозначающие два звука.
2.
Этимологический диктант из слов – латинизмов.
Прилагательное
произошло
от
лат.
Названия
цветка
фиалка
(фиолетовый).
Название месяца от лат. цифры 7 ( сентябрь )
Слово образовано от лат. сanis – собака ( каникулы ).
Вид блюда от лат. Vermis – червяк ( вермишель ).
Латинская приставка ак + cura – старание (аккуратный ).
Ёмкость
для
содержания
рыб
с
лат.
частицей
akva
–
вода
(аквариум).
Прилагательное от лат. serins – важный ( серьёзный ).
От двух лат. слов tele ( далеко ), fone ( звук ) ( телефон ).
От двух лат. слов res- дело, pyblikys –народ ( республика ).
От лат. ungenium – ум (инженер ).
3.
Беседа с классом.
Найдите
в
этимологическом
диктанте
прилагательные,
определите
их
разряд.
Назовите разряды прилагательных.
Назовите
признаки
качественных,
относительных
и
притяжательных
прилагательных
4.
Распределительный диктант.
Разделить
прилагательные
по
трём
колонкам,
соответствующим
трём
разрядам:
причудливый,
сентябрьский,
лисий,
городской,
ужасный,
душистый, берёзовый, верблюжий, птичий, большой, обледенелый, вороний,
мудрый, соломенный, пчелиный
5.Упражнение №295
Списать, определить разряд прилагательных.
Обращается внимание на слова в рамочке: искусный, искусство, талант.
6.Составление словарной статьи для этимологического словаря учеников.
4
Статья проверяется по слайду на экране.
Следующая статья
слова талант составляется после сообщения ученика об
этимологии
фразеологизма зарыть
талант
в
землю.
В
словарях
детей
появляется очередная запись, которая также проверяется по слайду.
Слово
Язык
Этимоло-гия
Значение
Талант
Греческое
Talanton
–
м е р а
в е с а ,
26кг.
серебра,
55 фунтов.
Блестя-
щие способ-
ности.
7.Работа с выставкой.
Ещё раз обращаемся к тексту упр. 295.
Какова основная мысль текста? (Испокон веку славились русские люди как
искусные мастера.)
Слово учителя.
Многими талантами славится русская земля. И наш Урал не исключение. В
нашей
Челябинской
области
создаются
удивительные
по
красоте
изделия,
нашедшие своё начало в народных промыслах. Среди них Каслинское чугунное
литьё и Златоустовская гравюра по стали.
Далее
следуют
сообщения
учеников
об
этих
производствах.
Тексты
индивидуальных сообщений даны в приложении.
8. Синтаксический разбор предложения
Каслинское чугунное литьё и Златоустовская гравюра – народные промыслы
Урала.
Определяются разряды прилагательных в данном предложении.
9. Дом. задание.
Описать
произведение
народного
промысла
(текст
из
6-8
предложений),
определить разряды прилагательных.
5
Слово
Язык
Этимоло-
гия
Значение
Искусный
Искусство
Старославя-
нский
И с к у с
-
испытание
1.Умелый,
хорошо
сделанный.
2.Творческое
отражение
действи-
тельности
6