Автор: Королева Елена Викторовна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: "ТТСИ и ГХ" Тюменской области Населённый пункт: Тюменская область с.Ярково Наименование материала: Разработка практического занятия Тема: "Идентификация ассортимента керамических товаров" Раздел: среднее профессиональное
МДК01.01 Розничная торговля непродовольственными товарами
По теме « Идентификация ассортимента керамических товаров.
Оценка качества керамических товаров».
По профессии 38.01.01 Продавец, контролер-кассир
Разработала мастер
производственного обучения
Королева Е.В.
2016
«Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»
Оценка качества керамических товаров.
Тип занятия: Урок применения знаний и умений, обобщающий
Форма: Практическое занятие в малых группах
Цель:
Образовательная:
- научиться распознавать различные виды керамики по внешним отличительным признакам;
- изучить ассортимент бытовых керамических изделий;
- научиться давать товароведную характеристику образцов по всем признакам классификации;
- проверять качество органолептическим методом в соответствии с требованиями стандартов
Воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность.
Развивающая: развивать самостоятельность при выполнении заданий.
КМО: учебник А.Н.Неверов, Т.И.Чалых. Товароведение и организация торговли
непродовольственными товарами, карточки – задания, стандарты (ГОСТ 28390-89 и ГОСТ 28391-
89), справочник товароведа, натуральные образцы керамических изделий, измерительные
приборы (мерные стаканы, линейки), деревянные палочки
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
Проверка группы по списку.
Готовность группы к занятию.
2.
Сообщение темы, цели и задач практикума
Обучающиеся проговаривают цели занятия, ориентируются на тему занятия.
Преподаватель ставит задачи выполнения данной цели занятия.
3. Актуализация опорных знаний и умений.
- основные знания о классификации керамики, виды, свойства;
Преподаватель задает вопросы обучающимся о видах керамики, их свойствах и
отличительных особенностях.
- основные группы ассортимента керамических изделий и их назначение;
Преподаватель задает вопросы обучающимся о групповых признаках классификации
керамических товаров и их назначении.
- виды ассортимента керамических изделий и их назначение;
Преподаватель задает вопросы обучающимся о видах ассортимента керамических изделий, их
назначении, видах декорирования нанесенных на изделие,.
- основные знания дефектов, оценки качества, групп разделки керамических изделий,
определение сортности.
Преподаватель задает вопросы обучающимся о требованиях к качеству керамических изделий,
группах дефектов керамики, определение сортности изделия, требованиях к маркировке на
изделии.
4
. Мотивация учебной деятельности учащихся;
Обучающиеся понимают сущность данного занятия и называют область применения: данное
занятие необходимо в будущей профессии, при обслуживании и консультировании покупателей
керамических товаров.
5 . Ознакомление учеников с инструкцией
Преподаватель раздает инструкционные карты – задания – последовательность выполнения
работы, таблицы 7.7; 7.8; 7.9. (приложения к уроку)
6 .
Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования
Обучающиеся самостоятельно выбирают образцы керамических изделий и другие средства,
необходимые для выполнения работы.
7 . Выполнение работы учащимися под руководством учителя
Обучающиеся в группах по 4 человека следуя указаниям в инструкционной карте, выполняют
работу, обсуждают, заполняют таблицы.
Преподаватель наблюдает, делает обходы, координирует действия обучающихся.
8. Рефлексия
Обучающиеся анализируют собственную деятельность, оценивают работу всех членов группы.
Высказывают свое мнение о занятии.
9. Подведение итогов
-анализ выполненных заданий
- выставление оценок преподавателем
10. Домашнее задание:
Учебник, Гл. 10 § 10.2.
Посетить предприятие торговли, осуществляющее продажу керамических изделий.
Выполните задание и в тетради составите таблицу и заполните:
1.
Группы керамических товаров по назначению и их характеристика;
2.
Предприятия изготовители исследуемых изделий и их товарные знаки (зарисуйте);
3.
Условия хранения керамических товаров в данном магазине (соответствуют/не
соответствуют);
4.
Есть ли отклонения в требованиях стандартов для исследованных изделиях и
соответствуют ли они указанному сорту.
Инструкционная карта.
«Последовательность выполнения работ по теме распознавание ассортимента керамических
товаров и их качества»
Внимательно прочитайте задание и выполните работу в следующей последовательности:
1.
Определите вид керамики на образцах изделий по внешним отличительным признакам:
1) По образцам изделий, изучите различные виды керамики, отметьте отличительные признаки: цвет
черепка, толщина, просвечиваемость в тонких слоях, характер глазурования, тембр звука при ударе;
2) Рассмотрите макроструктуру излома керамических изделий. Сравните изломы черепков фарфоровых
и фаянсовых изделий, сделайте выводы;
3)
На
предложенных
образцах
изделий
определите
вид
керамики
по
внешним
отличительным
признакам;
4) Результаты запишите в таблице 7.7.
2. Изучите ассортимент бытовых керамических изделий:
1) По каталогам, плакатам, образцам изучите ассортимент керамических изделий в соответствии с
признаками классификации;
2) По альбому с иллюстрациями ознакомьтесь с различными видами украшений керамических изделий
(усик, отводка, лента, крытье, трафарет, деколь, живопись и т.д.) и отметьте отличительные
признаки рисунка;
3) Научитесь определять вид изделия (установите отличительные особенности чашки, бокала, кружки,
заварного и доливного чайников, тарелок различного назначения)
4) рассмотрите предложенные образцы керамических изделий и определите:
А) наименование изделий (чашка, блюдце, чайник, кофейник, сливочник и т.д.)
Б) назначение (столовая, чайная, кофейная посуда или другие изделия, в том числе художественно-
декоративные);
В) вид керамики (фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика, гончарное изделие);
Г) вид украшения (усик, отводка, лента, крытье, трафарет, деколь, живопись и т.д.);
Д) характер расположения рисунка:
* букет – состоит из лепестков или рисунков до трех включительно;
* раскидной - состоит из лепестков или рисунков от пяти и более;
* бортовой – орнаментальное непрерывное украшение по борту;
* сплошной – рисунки по всему изделию;
Е) комплектность (штучные или комплектные – набор, сервиз, гарнитур);
Ж) фасон изделия:
* форма (плоская- круглая или овальная, полая – сферическая, коническая или др.);
* конструкция (с ручкой, крышкой, носиком, на высокой или низкой ножке и др.);
* обработка края ( с гладким, вырезанным краем, ровным бортом или др.);
З) размер (определите вместимость, мл, полых изделий с помощью мерного стакана, плоских и
круглых изделий – с помощью линейки, высоких – по высоте корпуса, мм);
5) результаты запишите в таблице 7.8.
3. Изучите особенности маркировки и упаковки керамических изделий:
1) прочитайте и расшифруйте маркировку на предложенных образцах изделий.
Укажите цвет клейма для изделия 1-го и 2-го сортов;
2) Запишите в тетради особенности упаковки керамических изделий;
3) зарисуйте манипуляционные знаки, наносимые на транспортную тару;
4. Проверьте качество предложенных образцов керамических изделий органолептическим методом:
1) изучите ГОСТ 28390-89 и ГОСТ 28391-89 на керамические изделия.
Запишите в тетрадь:
А) число сортов керамических изделий;
Б) размеры изделий (мелких, крупных);
В) дефекты черепка и глазури, декорирования;
Г) недопустимые дефекты;
2) проверьте качество предложенных образцов керамических изделий:
А) маркировку (четкость, полноту реквизитов);
Б) осмотрите внешний вид изделия и проверьте наличие дефектов;
В) определите деформацию плоского изделия;
Г) проверьте устойчивость изделий на плоской горизонтальной поверхности;
Д) определите соответствие размеров изделий, прочность приставных деталей (ручки, носики);
Е) наклоните изделие с крышкой на 70˚ - при наклоне она не должна выпадать;
Ж) проверьте наличие трещин – деревянной палочкой постучите о край изделия – звук не должен
быть дребезжащим, глухим;
З) проверьте качество украшения: симметричность рисунка, правильность линий;
3) Результаты запишите в таблице 7.9.
« Определение вида керамики по внешним отличительным признакам» Таблица 7.7.