Напоминание

Формирование системы патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, механизмы оценки результатов


Автор: Шапкунова Елена Александровна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Населённый пункт: село Александровское
Наименование материала: статья
Тема: Формирование системы патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, механизмы оценки результатов
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева»
Формирование системы патриотического

воспитания обучающихся в

образовательном учреждении:

содержание и формы деятельности,

механизмы оценки результатов
Заместитель директора по ВР Шапкунова Е.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева» В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что воспитание «является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны». (Слайд 2) Следовательно, возникает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации в социуме на основе познания общечеловеческих ценностей. (Слайд 3) Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников очень актуальна в современной России. Она прослеживается в Законе об образовании Российской Федерации», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020годы». В нашей школе работа по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает реализацию общей программы развития системы образования, воспитания и направлена на создание условий, обеспечивающих воспитание патриотов Родины, чувства уважения к семье, к старшим и младшим, формирование и привитие детям чувства товарищества, честности, долга перед Родиной, служение Отечеству. Целью гражданско-патриотического воспитания школы является формирование и развитие у молодёжи основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию национальных интересов своего Отечества. (Слайд 4) Ее достижение становится возможным через решение следующих задач. Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя в себя основные направления воспитательной работы, то есть правовое и нравственное воспитание, трудовое и экологическое. Комплекс мероприятий, проводимых в школе, предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп учащихся. Усилия педагогического коллектива школы в организации работы по гражданско- патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся сосредоточены на следующих направлениях (Слайд 5)
Духовно-нравственное направление
- осознание учащимися в процессе гражданско- патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально- значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко–краеведческое

направление
реализуется через познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева» и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско–правовое

направление

-
формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально–патриотическое

направление

-
активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно–спортивное

направление
ориентировано на развитие морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, мужества, дисциплинированности, а также на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Культурно-патриотическое

направление
предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга и реализуются через следующие формы работы:  Митинги к памятным датам истории страны у памятника учителям и ученикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны,  Вахты Памяти «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»  Встречи с ветеранами ВОв, участниками боевых действий  Шефство над захоронением неизвестного солдата и школьным памятником,  Проведение субботников и экологических акций  В школе проходит целенаправленная работа по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения: уроки Конституции, мероприятия, посвященные Дню молодого избирателя.  Парламентский час  Концерты и социальные акции (поздравления, плакаты, поделки) в доме-интернате для престарелых и инвалидов  Квест-игры для обучающихся школ района  Военно-спортивная игра «Зарница»  «Тихие беседы» (встречи с настоятелем храма Архангела Михаила)  «Вечерний гость» (встречи с интересными людьми)  Коммунарские сборы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева»  «Экскурсия в прошлое» (встречи с родственниками учителей и учеников школы)  историко-краеведческая деятельность «Герои Победы в истории моего края, села, школы, семьи»;  Проведение экскурсионной работы для учащихся школы, ветеранов, воспитанников д\с №2, №20, жителей микрорайона школы);  участие акциях «Почему я горжусь Победой», «Операция «Забота» (помощь ветеранам, вдовам, детям войны)», «Памятник», «Успей сказать спасибо», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», всероссийский флешмоб «День Победы»; Гражданское воспитание мы реализуем через систему дополнительного образования и внеурочную деятельность. (на слайд) Все это позволяет развивать сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. С целью организации эффективной военно-патриотической работы в школе, а также сохранения и развития творческого потенциала учащихся на базе школы сформированы следующие военно-патриотические и спортивные кружки, объединения (как часть школьной системы дополнительного образования). В течение многих лет в МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов ведется работа ДЮО «Патриот». В этом году работа объединения была направлена на выполнение таких задач как: утверждение в сознании и чувствах ребят патриотических ценностей; способствовать повышению престижа государства, службы в вооруженных силах; формирование у каждого члена детского объединения потребность быть духовно и физически здоровым, развитым, образованным человеком. Ведется работа по сохранению в памяти народных традиций русского народа. Этому способствовали проведенные мероприятия: игровая программа «Раз в крещенский вечерок…», где ребята проявили эрудицию и вспомнили старинные подвижные игры, мероприятие «Покров», традиционный творческий праздник «Широкая Масленица». Дети детского объединения «Патриот» помогали в организации мероприятий, проводимых в среднем звене школы, посвященных Дню защитника Отечества, направленные на повышение престижа Вооруженных сил среди учащихся школы. При их активном участии прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства, Дню национальных культур (флешмоб «Танцы народов мира», выставка предметов быта, рисунков по сказкам народов Северного Кавказа, веселые переменки «Ты, да я, да мы с тобой( игры народов мира)», круг Дружбы). В течение года осуществлялся уход за школьным памятником и за могилой неизвестного солдата на сельском кладбище. Дети участвовали в поздравлении ветеранов Великой Отечественной войны с Днем защитника Отечества и 9 Мая, оказании им посильной помощи. Экскурсоводы, члены ДЮО «Патриот», провели экскурсии для учеников школы, линейку, посвященную 95-летию со дня рождения героя Советского Союза
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева» Тенищева И.И. Главной целью мероприятий было осознание гордости за свою Родину, героев-земляков, воспитание патриотизма, понимания того, что история страны начинается со знания истории близких и дорогих мест. Не возможно строить работу по воспитанию гражданственности без взаимодействия с социальными партнерами (схема). Совместно с музеем проходят акции «Музей в гости к нам» для 1-2 классов, в этом году как продолжение данного вида работы учащиеся 3-4 классов стали посетителями выставки в совете ветеранов. Не прерывается связь школы с выпускниками, избравшими своей профессией защиту Родины. В рамках профориентации проходят встречи учащихся старших классов с выпускниками школы, нынешними курсантами военных училищ Соколовым И., Мартыновым Е. Нельзя обойти стороной воспитательные мероприятия спортивной и направленности. В течение учебного года были проведены спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису, спортивному многоборью, соревнования по шахматам (лучшие участники школьного шахматного кружка выступали на районном уровне: 1 и 3 места). Учащиеся 10 классов (юноши) в конце мая приняли участие в традиционных военных сборах, в рамках которых были проведены учебные стрельбы. В рамках месячника оборонно-массовой работы проведен физкультурно- спортивный праздник «Будь готов», посвященный возобновлению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Около200 учащихся проверили свои силы в зимнем многоборье. Учащиеся 2-11 классов стали активными участниками школьного этапа Президентских состязаний. В направлении военно-спортивные игры особое место занимает школьный этап игры "Зарница”, которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи "ШКОЛА – АРМИЯ”. Для учащихся начального звена проведена игра «Зарничка», в которой приняли участие 1-4 классы. Опыт проведения игры "Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. "Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Школьное самоуправление является одним из факторов воспитания гражданственности. В 2013 году на общем собрании учителей и учащихся было решено возродить традицию проведения в школе коммунарских сборов. Для нашей школы это мероприятие не стало инновацией, впервые такой вид КТД прошел на базе школы в 90-х годах при содействии кафедры воспитательной работы СПИ были проведены Первые краевые сборы, а затем прошло два районных сбора. Учителя, работающие сейчас поддержали идею
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева» и За три года в школе проведено уже 5 сборов. Из школьных они переросли в районные. К.с. дают возможность каждому ребенку почувствовать себя не просто участником общешкольных дел, но и стать их организаторами. Так по инициативе штаба комиссаров создан и реализуется проект «День без Интернета» (проведение игр). Отряд Комиссаров выступил инициатором закладки школьной аллеи выпускников разных лет. Благодаря педагогике сотрудничества, и выстроенной системе работы нам удалось добиться определенных заслуг и побед. В сентябре 2015 года команда юнармейцев школы под руководством Кудрявцева В.А. приняла участие в краевом патриотическом форуме «Мы этой памяти верны», проводимом в Новоселицком районе, где заняла 4 место, отличилась при проведении патриотического квеста (1 место), конкурса ораторского мастерства (1место), конкурсе представления команд (2 место). В ноябре 2015 года команда учащихся школы под руководством Чурсиновой Е.Е. стала победителем краевого конкурса физкультурного движения «Позитив». В апреле 2016 года юнармейцы приняли участие в районных военно- спортивных соревнованиях, посвященных памяти учителя НВП Г.А.Ясько, где заняли 2 общекомандное место. Юнармейцы и лучшие спортсмены школы принимали участие в мероприятиях, посвященных 71-й годовщине Великой Победы, в проведении акции «Знамя Победы» и мотокросса на Кубок Губернатора Ставропольского края. Команда юнармейцев школы по итогам районного финала военно-спортивной игры «Зарница» в мае 2016 года третий раз подряд стала сильнейшей в районе. Во всех классных коллективах проведен блиц - опрос «Почему я горжусь победой» (в рамках Всероссийского конкурса). Учащиеся написали трогательные выводы и отзывы на поставленный вопрос. Победителями краевого этапа стали Бондаренко М., Алейникова К. (9 класс). Краевой конкурс сочинений среди учащихся 5 – 8 классов на тему: «ВОВ в моей семье…» послужил еще одним примером эффективного воспитательного мероприятия патриотической направленности. Победителем стала Федосеева А., ученица 6в класса. Ученица 7 б класса Радченко П., ставшая победителем конкурса сочинений о Великой Отечественной войне, посетила г.Волгоград вместе с другими призерами конкурса. В октябре 2015 года Ралетний Николай и Портнова Александра стали победителями краевого этапа интернет-конкурса «Мы этой памяти верны» с отмечены Грамотой Всероссийского фонда «Звезда» (г.Москва). В мае 2016 года творческая группа школьной телестудии «Диалог» стала победителем конкурса краеведческих видеофильмов на 29 краеведческом слете участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 120- летию со дня рождения Т.М.Минаевой, с видеосюжетом «Истоки родины моей». Авторы работы – Ралетний Николай и Глуховская София.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева» 15 мая 2016 года юнармейцы школы принимали участие в патриотическом мероприятии, посвященном открытию Сквера Памяти воинам-интернационалистам в городе Ставрополе. И это лишь малая часть наших достижений. Однако не все проблемы ещё решены. Необходимо обратить внимание на взаимодействие с родительской общественностью в среднем и старшем звене по вопросам привлечения к проведению мероприятий.Кроме того, не все внеклассные мероприятия проводятся на должном уровне, в связи с чем необходимо усилить контроль их подготовки. Недостаточное внимание уделяется организации работы школы со СМИ по вопросам патриотического воспитания. Существует проблема подверженности учащихся влиянию западных культурных ценностей, в отдельных случаях недостаточно адекватное понимание своей роли в обеспечении защиты Отечества. Не уделяется должное внимание вопросам обобщения и распространения педагогического опыта организации патриотического воспитания детей и молодёжи в школе. В связи с этим с целью повышения организации патриотического воспитания в школе необходимо: 1. Создать банк материалов опыта работы учителей и классных руководителей школы по патриотическому воспитанию. 2. Вести работу по установлению прямых шефских связей с воинскими частями, дислоцированными на территории СК. 3. Обновить материалы школьного Зала Боевой Славы (создание стенда, посвященного А.И.Козлову, формирование «портфеля экскурсовода» из материалов, собранных в рамках поисковой деятельности в ходе акции «Бессмертный полк») 4. Развивать сотрудничество с ДОСААФ и РВК по вопросу организации дополнительного образования обучающихся военно-патриотической направленности. Предлагаем: 1. Рассмотреть использование возможностей ДОСААФ и РВК в вопросе дополнительного образования обучающихся (открытие радиокружка на базе ЦДТ) 2. Рассмотреть возможность координации всех общественных организаций в вопросе военно-патриотического воспитания школьников У нашего педагогического коллектива еще немало идей и задумок, которые мы стараемся решить по-своему. Таким образом, понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, любящий свой народ, свой край и свою Родину, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И.Тенищева» Хорошие слова есть у русского ученого, академика Владимира Михайловича Бехтерева: Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добора и красоты. Это высказывание тесно перекликается с задачей, поставленной В.В. Путиным перед образованием.


В раздел образования