Советы родителям
«Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Родители
детей
дошкольного
возраста
обяза-
тельно должны знать о важности развития мел-
кой моторики и координации движения пальцев
рук.
Известный
исследователь
детской
речи
М.
Кольцов
отмечал,
что
кисть
руки
надо
рассматривать как орган речи. Если развитие
движений пальцев рук соответствует возрасту,
то и речевое развитие находится в пределах
нормы. Если развитие движений пальцев от-
стаёт (ребенок неправильно держит ложку, с
трудом управляется с карандашом, кисточкой,
ножницами, пластилином, не может открутить
и закрутить не только мелкие, но и крупные
гайки конструктора), то задерживается и рече-
вое развитие, хотя общая моторика при этом
может быть нормальной.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не остав-
ляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит
сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь.
Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать.
Загляните вы сюда –
Другом станет вам игра,
Так занятна и умна.
Увлечет игрой веселой
И поможет перед школой
Руки, пальчики развить,
Чтоб отличниками быть.
Разнообразные по форме и содержанию задания развивают па-
мять и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ
Уважаемые родители!
Выкладывание букв из различных материалов – серьезное заня-
тие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык
выполнять действия по заданному образцу.
Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый
выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ре-
бенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала.
Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выклады-
вает простые слова, учится их читать.
Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуго-
вицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.
Буквы
Буквы из мозаики
Нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке –
Вот они, детишки.
ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные
игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все
чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как
быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а по-
том все более сложные фигурки.
На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый
город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный
скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.
Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им об-
разцов могут оказаться существа из его собственного волшебного
мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего
малыша.
Сказки оживают
Кусочки пластилина
Катает наша Зина:
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
ИГРЫ С БУМАГОЙ
Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная
бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок
сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нит-
ками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в
коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав
мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игруш-
ки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение коври-
ков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и дру-
гих фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спе-ша,
показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные
движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интерес-
ных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит
ребенка уверенно пользоваться ножницами.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный
Из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный.
Но отлично он стоит.
ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ,
БУСАМИ, ОРЕХАМИ
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортиро-
вать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указа-
тельным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих
рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких
ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней –
шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливаю-
щее действие.
Карандаш
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
РИСОВАНИЕ
Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное.
Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему
будет выводить свои первые буквы и слова.
Проявляйте
изобретательность,
используйте
любую
возмож-
ность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на
запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать раз-
личные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру,
срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать
вторю половинку изображения – развивайте творческое воображение,
зрительную память и цветоощущение у малыша.
Рисунки на песке
На песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором
Мы живём.
ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ
Какой полезной для общего развития детского организма может
стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.
Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он
будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке тер-
ритории (мелких камешков, палочек и т.п.).
Прополка
Зайка мало отдыхает,
Грядки полет, поливает.
Огород его хорош,
Сорняков в нем не найдешь.
А морковка – просто чудо.
– Есть один её не буду, –
Так решил зайчонок, –
Пусть поест слоненок.
ИГРЫ НА КУХНЕ
И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как
часто вы замечали, что ваша дочка или сын внимательно наблюдали
за тем, как вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь
вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными
узорами, созданными детскими руками и фантазией.
Пироги и плюшки
Мама пироги печет.
Машенька не отстаёт,
Пальчики стараются,
Плюшки получаются.
ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счет-
ные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на
улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, вооб-
ражение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о
симметрии.
Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе
игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фи-
гура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из
многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою
картинку.
Ёжик
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, –
Конечно, это ёжик.