Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано:
«Утверждаю»
Руководитель ШМО
Директор
_____________Докторова Н.Г. ________________Олесова И.П
Протокол №______
от «___»________________2016 г.
«___»________________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
для 7 класса VIII вида
на 2016-2017 учебный год
Cоставитель:
Олесова Антонина Петровна,
педагог-психолог
Арылах 2016
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно
важным навыкам» - СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. – 288 с., прил. Коррекционно-развивающих занятий по формированию
умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.
Уроки по психологическому практикуму проводятся с 7 по 10 классы. В 7 классе отводится 1 час в неделю, в год 35 часов.
Цель
коррекционно-развивающей работы является :
Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование
работы анализаторов и развитие у детей школьного возраста социально-значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы-
интернат.
Поставлены следующие задачи:
1.
Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации;
2.
Создать условия для раскрытия и развития творческих способностей;
3.
Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы;
4.
Расширять знания об окружающем мире;
5.
Формировать духовно-нравственные ценности;
6.
Формировать и развивать систематической и последовательной тренировки жизненно важным навыкам;
7.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего
поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе
соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном
обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребенка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных
прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.
В основе нарушения интеллектуального развития лежит органические поражения головного мозга (первичный дефект). Биологическая
неполноценность лишает ребенка возможности своевременно и полноценно развивается, возникает стойкое нарушение в познавательной
деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение
Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определенными
побуждениями ребенка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным
недоразвитием
с
трудом
осознают
свои
личностные
особенности
и
возможности,
поэтому
и
требуют
особого
внимания,
нуждаются
в
специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребенок научиться
воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий
мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических,
кинестетических,
обонятельных
и
др.
Физиологической
основой
восприятия
является
условно-рефлекторная
деятельность
внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Процесс
восприятия
связан
с
мышлением,
памятью,
вниманием,
ощущением,
речью
направляется
мотивацией
и
имеет
определенную
аффективно-эмоциональную окраску.
Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По
этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики,
психических процессов, творческая деятельность.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает с помощью органов чувств.
Осознание ребенком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного
развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе пятеро обучающихся. По заключению ПМПК обучаются по
специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Попов Герман– концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средний
Пестряков Петя – внимание-неустойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Бочкарев Айаал – внимание-неустойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Воробьев Вова – внимание устойчиво, память-кратковременный, уровень мышления-средний
Иванов Гоша - концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средний
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Формы и приемы работы:
1.
Установление и поддержание контакта. Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности;
2.
Обмен информацией. Передача сведений, в том что числе мнений, суждений, решений в ответ на запрос;
3.
Поддержание
активности
и
заинтересованности
партнера,
стимулирование
деятельности.
Побуждение
к
выполнению
в
процессе
общения тех или иных действий;
4.
Координирование. Согласование действий при совместной деятельности.
Методы работы :
1.
Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги,
журналы.
2.
Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3.
Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения,
физические упражнения, тренинги.
Содержание АОП:
Навыки
общения
и
взаимодействия
–
способность
взаимодействовать
с
окружающими.
Эти
навыки
помогают
устанавливать
и
поддержать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
Навыки самооценки и понимания партнера – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность
принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с
различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки
и помощи других.
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об
источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях – осознание
качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на
собственные эмоции и эмоции других людей.
Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность
грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных
проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.
Навыки принятия и исполнения решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим
навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в
целом.
Навыки работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию
любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой
собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Основные требования к результатам реализации АОП:
Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности
Навыки позитивного общения
Навыки самооценки и понимания других
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях
Навыки продуктивного взаимодействия
Навыки самостоятельного принятия решений
Навык решения проблемных ситуаций
Навыки работы с информацией
Навыки творчества
Содержание учебного курса:
Количество часов
Класс
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Выполнено
7
1
8
8
10
7
33
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения
цели и задач АОП:
1.
Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
2.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.
3.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.
4.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.
5.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.
6.
Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.
7.
Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.
10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.
12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.
13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.
14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.
17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик
А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.
2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.
3. Журналы «Школьный психолог»
4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.
5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.
6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.
7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.
Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 7 класса VIII вида
№
Темы
Количество
часов
Дата
проведения
Примечание
План
Факт.
I четверть (8 часов)
1.
Введение. Что такое жизненно важные навыки.
1 ч
06.09.2016
2.
Общение и взаимодействие. Занятие 1
1 ч
13.09.2016
3.
Общение и взаимодействие. Занятие 2
1 ч
20.09.2016
4.
Общение и взаимодействие. Занятие 3
1 ч
27.09.2016
5.
Общение и взаимодействие. Занятие 4
1 ч
04.10.2016
6.
Общение и взаимодействие. Занятие 5
1 ч
11.10.2016
7.
Общение и взаимодействие. Занятие 6
1 ч
18.10.2016
8.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 7, 8
1 ч
25.10.2016
II четверть (8 часов)
9.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 9
1 ч
08.11.2016
10.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 10
1 ч
15.11.2016
11.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 11
1 ч
22.11.2016
12.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 12
1 ч
29.11.2016
13.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 13
1 ч
06.12.2016
14.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 14
1 ч
13.12.2016
15.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 15
1 ч
20.12.2016
16.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 16
1 ч
27.12.2016
III четверть (10 часов)
17.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 17
1 ч
17.01.2017
18.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 18
1 ч
24.01.2017
19.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 19
1 ч
31.01.2017
20.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 20
1 ч
07.02.2017
21.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 21
1 ч
14.02.2017
22.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
22
1 ч
21.02.2017
23.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
23
1 ч
28.02.2017
24.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
24
1 ч
07.03.2017
25.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
25
1 ч
14.03.2017
26.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
26
1 ч
21.03.2017
IV четверть (7 часов)
27.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
27
1 ч
04.04.2017
28.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
28
1 ч
11.04.2017
29.
Развитие навыков творчества. Занятие 29
1 ч
18.04.2017
30.
Развитие навыков творчества. Занятие 30
1 ч
25.04.2017
31.
Развитие навыков творчества. Занятие 31
1 ч
02.05.2017
32.
Развитие навыков творчества. Занятие 32
1 ч
16.05.2017
33.
Развитие навыков творчества. Занятие 33
1 ч
23.05.2017
Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано:
Утверждаю:
Руководитель ШМО
Директор
____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П.
«___»___________2016 г.
«___»_________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
для 8 класса VIII вида
на 2016-2017 учебный год
Cоставитель:
Олесова Антонина Петровна
педагог-психолог
Арылах 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным
навыкам» - СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. – 288 с., прил. Коррекционно-развивающих занятий по формированию
умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.
Уроки по психологическому практикуму проводятся с 7 по 10 классы. В 8 классе отводится 1 час в неделю, в год 35 часов.
Цель коррекционно-развивающей работы является:
Создание
условий
для
интеллектуального
развития
детей
школьного
возраста
с
ограниченными
возможностями
через
совершенствование работы анализаторов и развитие у детей школьного возраста социально-значимого комплекса жизненно важных
навыков в условиях школы – интерната.
Поставлены следующие задачи:
1.
Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации;
2.
Создать условия для раскрытия и развития творческих способностей;
3.
Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы;
4.
Расширять знания об окружающем мире;
5.
Формировать духовно-нравственные ценности;
6.
Формировать и развивать систематической и последовательной тренировки жизненно важным навыкам;
7.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего
поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе
соответствующей
профессиональной
деятельности
является
чрезвычайно
важным.
Процессы
демократизации
и
гуманизации
в
современном
обществе
предусматривают
необходимость
создания
для
каждого
ребенка,
особенно
для
лиц
с
нарушением
интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на
интеграцию личности в социуме.
В основе нарушения интеллектуального развития лежит органические поражения головного мозга (первичный дефект).
Биологическая неполноценность лишает ребенка возможности своевременно и полноценно развивается, возникает стойкое нарушение в
познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика
подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически
связанно с определенными побуждениями ребенка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с
ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и
требуют
особого
внимания,
нуждаются
в
специальной
психологической
помощи,
ориентированной
на
коррекцию,
прежде
всего
чувственного восприятия – сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребенок
научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения»
в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных,
тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная
деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность
отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и
имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических
ощущений.
По
этой
причине
в
программу
коррекционно-развивающихся
занятий
включены
игры
и
упражнения
на
развитие
сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает с помощью органов
чувств. Осознание ребенком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его
позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе обучается трое обучающихся. По заключению ПМПК
обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Андросова Варя – концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средняя
Ефимов Коля – внимание-не устойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Рудых Лиандра - концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средняя
Степанов Айсен – внимание-не устойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-низкий
Протопопова Ньургустана – внимание не устойчива, память-кратковременная, замедленная, уровень мышления-ниже среднего
Рожин Самсон – внимание устойчивое, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-средняя
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Формы и приемы работы:
1.
Установление и поддержание контакта. Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности;
2.
Обмен информацией. Передача сведений, в том что числе мнений, суждений, решений в ответ на запрос;
3.
Поддержание активности и заинтересованности партнера, стимулирование деятельности. Побуждение к выполнению в процессе
общения тех или иных действий;
4.
Координирование. Согласование действий при совместной деятельности.
Методы работы:
1.
Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды,
книги, журналы.
2.
Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3.
Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения,
физические упражнения, тренинги.
Содержание АОП:
•
Навыки общения и взаимодействия – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и
поддержать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
•
Навыки
самооценки
и
понимания
партнера
–
способность
адекватно
оценивать
себя
и
воспринимать
других,
осознанная
возможность
принять
людей
такими,
какие
они
есть.
Эти
навыки
позволяют
правильно
вести
себя
в
ситуациях
общения
и
взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто
зависит от поддержки и помощи других.
•
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об
источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
•
Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях –
осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на
собственные эмоции и эмоции других людей.
•
Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность
грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных
проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.
•
Навыки принятия и исполнения решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий
этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию
в целом.
•
Навыки работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию
любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
•
Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на
свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Основные требования к результатам реализации АОП:
•
Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности
•
Навыки позитивного общения
•
Навыки самооценки и понимания других
•
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями
•
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях
•
Навыки продуктивного взаимодействия
•
Навыки самостоятельного принятия решений
•
Навык решения проблемных ситуаций
•
Навыки работы с информацией
•
Навыки творчества
Количество часов
Класс
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Выполнено
8
1
8
7
10
8
33
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения
цели и задач АОП:
1.
Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
2.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.
3.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.
4.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.
5.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.
6.
Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.
7.
Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.
10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.
12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.
13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.
14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.
17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик
А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются :
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.
2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.
3. Журналы «Школьный психолог»
4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.
5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.
6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.
7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.
Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 8 класса VIII вида
№
Темы
Количество
часов
Дата
проведения
Примечание
План
Факт.
I четверть (8 часов)
1.
Введение. Что такое жизненно важные навыки.
1 ч
07.09.2016
2.
Общение и взаимодействие. Занятие 1
1 ч
14.09.2016
3.
Общение и взаимодействие. Занятие 2
1 ч
21.09.2016
4.
Общение и взаимодействие. Занятие 3
1 ч
28.09.2016
5.
Общение и взаимодействие. Занятие 4
1 ч
05.09.2016
6.
Общение и взаимодействие. Занятие 5
1 ч
12.10.2016
7.
Общение и взаимодействие. Занятие 6
1 ч
19.10.2016
8.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 7
1 ч
26.10.2016
II четверть (7 часов)
9.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 8
1 ч
09.11.2016
10.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 9
1 ч
16.11.2016
11.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 10
1 ч
23.11.2016
12.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 11
1 ч
30.11.2016
13.
Развитие навыков самооценки и понимания других.
Занятие 12
1 ч
07.12.2016
14.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
1 ч
14.12.2016
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 13
15.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 14
1 ч
21.12.2016
III четверть (10 часов)
16.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 15
1 ч
11.01.2017
17.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 16
1 ч
18.01.2017
18.
Развитие
навыков
управления
эмоциями
и
эмоциональными состояниями, а также адекватного
поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 17
1 ч
25.01.2017
19.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 18
1 ч
01.02.2017
20.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 19
1 ч
08.02.2017
21.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 20
1 ч
15.02.2017
22.
Развитие навыков принятия и исполнения решений.
Занятие 21
1 ч
22.02.2017
23.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
22
1 ч
01.03.2017
24.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
23
1 ч
15.03.2017
25.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
24
1 ч
22.03.2017
IV четверть (8 часов)
26.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
25
1 ч
05.04.2017
27.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
26
1 ч
12.04.2017
28.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
27
1 ч
19.04.2017
29.
Развитие навыков работы с информацией. Занятие
28
1 ч
26.04.2017
30.
Развитие навыков творчества. Занятие 29
1 ч
03.05.2017
31.
Развитие навыков творчества. Занятие 30
1 ч
10.05.2017
32.
Развитие навыков творчества. Занятие 31
1 ч
17.05.2017
33.
Развитие навыков творчества. Занятие 32
1 ч
24.05.2017
Муниципальная казенная общеобразовательная организация
«Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано:
Утверждаю:
Руководитель ШМО
Директор
____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П.
«___»___________2016 г.
«___»_________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
для 9 класса VIII вида
на 2016-2017 учебный год
Cоставитель:
Олесова Антонина Петровна
Арылах 2016
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград:
Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и
пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-Пб.: 2002 г.
Уроки по психологическому практикуму в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Цель программы:
1 .
Познакомить с эмоциями и чувствами;
2.
Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства;
3.
Научить адекватному ситуации выражению эмоций;
4.
Знакомства с понятием стресс;
5.
Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций;
6.
Ознакомление детей со способами саморегуляции;
7.
Снижение уровня тревожности подростков;
8.
Повышение самопринятия.
Задачи программы: -
1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.
3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей.
5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего
поколения
к
самостоятельной
жизни.
Особенно
остро
стоит
вопрос
о
социально-психологической
адаптации
и
интеграции
детей
с
ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и
интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно
отсталого ребенка.
Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие
мыслительной
деятельности
сочетается
с
нарушением
моторики,
речи,
памяти,
внимания,
эмоциональной
сферы,
произвольных
форм
поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими
сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не
просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных
органических повреждений центральной нервной системы.
У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность
процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн
С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы
недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и
искаженное представление об окружающем мире.
Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А.,
Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все
отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.
Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного
развития
учащихся
вспомогательной
школы»
(под
ред.
Шиф
Ж.И.)
приводится
большое
количество
экспериментальных
данных,
характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток
мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая
возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции
мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями
объективной реальности.
Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание,
сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального
развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных
сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в
трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным
интеллектом.
У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная
переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей
личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с
нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность
интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно
отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их
познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и
формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки
и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-
воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на
что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Принципы построения:
Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить
целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и
коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности
учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных,
педагогических
и
их
взаимосвязь.
Медико-психологические
технологии
предусматривают
систему
действий,
направленных
на
развитие
адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным
предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и
усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
Принцип
гуманности
заключается
в
том,
чтобы
вовремя
создать
каждому
школьнику
необходимые
условия,
при
которых
он
сможет
максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии.
Признание
прав
такого
школьника,
его
интересов,
потребностей,
оказание
помощи
в
процессе
его
личностного
становления
являются
чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для
преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается
в необходимости
учитывать не только отрицательные стороны
личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных
физических и психических функциях.
Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой
развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и
точности его установления.
Структура программы:
1.
Эмоции и чувства 15 часов
2.
Стресс и способы выхода из него 8 часов
3.
Саморегуляция 11 часов
4.
Тревожность 12 часов
5.
Самооценка 5 часов
6.
Развитие самосознания 19 часов
Методы:
1. Беседа, рассказ, объяснение.
2. Обучающая игра.
3. Арт-терапия.
4. Практическая работа.
5. Метод самодиагностики.
6. Метод опроса и анкетирования.
Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в
программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий:
Каждый ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и
зарисовывает пиктограммы настроения.
9 классах отводится 2 часа в неделю.
Всего за год 9 класс – 70 часов;
Занятия проводятся в кабинете психолога или в классе.
Продолжительность занятий 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Критерии оценивания:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончании четверти ставится зачет.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе обучается пятеро обучающихся. По заключению ПМПК
обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Булдаков Валера – внимание неустойчив, объем память кратковременный, уровень мышления-ниже среднего
Винокурова Марина – концентрация внимания средняя, память-кратковременная, замедленная, уровень мышления-средняя
Стручков Самуил – внимание устойчивое, объем памяти средний, замедленный, уровень мышления-средний
Прудецкая Лида – внимание неустойчива, память-кратковременная замедленная, уровень мышления-ниже среднего
Шарин Борис – внимание устойчивое, объем памяти средний, уровень мышления-средний
Основные требования к результатам реализации АОП:
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
- контроль эмоциями и чувствами;
- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;
- выход из стрессовых ситуациях;
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- уметь оценивать себя;
- классифицировать предметы, понятия по признакам;
- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;
- находить существенные признаки предмета;
-находить сходства и различия;
- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения;
- понимать смысл пословиц;
Практическая деятельность:
- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;
- установление разных связей и отношений между словами;
- работа над текстом;
- составление режима учебной работы и отдыха;
- Саморегуляция;
- Самооценка;
- Смысловой памяти, воображения;
- Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
- Адекватная самооценка своих возможностей;
Количество часов
Класс
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Выполнено
9
2
18
14
21
16
70
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели
и задач АОП:
1.
Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
2.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.
3.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.
4.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.
5.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.
6.
Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.
7.
Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.
10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.
12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.
13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.
14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.
17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. –
педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.
2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.
3. Журналы «Школьный психолог»
4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.
5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.
6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.
7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.
Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 10 класса VIII вида
№
Темы
Количество
часов
Дата
проведения
Примечание
План
Факт
I четверть (16 часов)
Эмоции и чувства
1.
Эмоции и чувства.
1 ч
05.09.2016
2.
Эмоции и чувства. «Поменяйтесь»
1 ч
06.09.2016
3.
Эмоции и чувства. «Передача листа»
1 ч
12.09.2016
4.
Эмоции и чувства. «»Словарь чувств»
1 ч
13.09.2016
5.
Эмоции и чувства. «Маски в конфликте»
1 ч
19.09.2016
6.
Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями»
1 ч
20.09.2016
7.
Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального
состояния. Разговор цветов»
1 ч
26.09.2016
8.
Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства».
Анализ
1 ч
27.09.2016
9.
Эмоции и чувства. «Пиктограммы»
1 ч
03.10.2016
10.
Эмоции и чувства. «Гнев»
1 ч
04.10.2016
11.
Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые
способы выражения эмоций»
1 ч
10.10.2016
12.
Эмоции и чувства. «Литературный пересказ»
1 ч
11.10.2016
13.
Эмоции и чувства. «Групповое обсуждение»
1 ч
17.10.2016
14.
Эмоции и чувства. «Сюжеты – загадки»
1 ч
18.10.2016
15.
Эмоции и эмоциональное состояние. Тест
1 ч
24.10.2016
Стресс и способы выхода из него.
16.
Стресс и способы выхода из него. Лекция
1 ч
25.10.2016
II четверть (16 часов)
17.
Стресс и способы выхода из него. «Рисуем
деревья»
1 ч
07.11.2016
18.
Стресс и способы выхода из него. «Стресс»
1 ч
08.11.2016
19.
Стресс и способы выхода из него.
«Актуализация опыта участников группы по
выходу из стрессовых ситуаций»
1 ч
14.11.2016
20.
Стресс и способы выхода из него. Лекция
1 ч
15.11.2016
21.
Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход
из стрессовых ситуаций»
1 ч
21.11.2016
22.
Стресс и способы выхода из него. «Что
делать?»
1 ч
22.11.2016
23.
Стресс и способы выхода из него. «Групповое
обсуждение»
1 ч
28.11.2016
Саморегуляция.
24.
Саморегуляция. «Что нового и хорошего…»
1 ч
29.11.2016
25.
Саморегуляция. «Эмоциональное состояние
моего соседа»
1 ч
05.12.2016
26.
Саморегуляция. Актуализация опыта
переживания стресса
1 ч
06.12.2016
27.
Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии
стресса»
1 ч
12.12.2016
28.
Саморегуляция. «Игра с мышцами»
1 ч
13.12.2016
29.
Саморегуляция. «Воздушный шарик»
1 ч
19.12.2016
30.
Саморегуляция. «Насос и мяч»
1 ч
20.12.2016
31.
Саморегуляция. «Винт»
1 ч
26.12.2016
32.
Саморегуляция. «Водопад»
1 ч
27.12.2016
III четверть (20 часов)
33.
Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация»
1 ч
16.01.2017
34.
Саморегуляция. Групповое обсуждение
1 ч
17.01.2017
Тревожность.
35.
Тревожность. «Что нового и хорошего…»
1 ч
23.01.2017
36.
Тревожность «Невербальное изображение
эмоциональных состояний»
1 ч
24.01.2017
37.
Тревожность. «Щепки на реке»
1 ч
30.01.2017
38.
Тревожность. Лекция «Тревога, страх»
2 ч
31.01.2017
06.02.2017
39.
Тревожность. «Рисуем влияние семейных
проблем на нашу жизнь»
1 ч
07.02.2017
40.
Тревожность. «Ищем примирение с источником
тревожности»
1 ч
13.02.2017
41.
Тревожность. «Рисуем страх»
1 ч
14.02.2017
42.
Тревожность. Актуализация опыта побед над
страхами.
2 ч
20.02.2017
21.02.2017
43.
Тревожность. «Рисуем победу над страхом»
1 ч
27.02.2017
44.
Тревожность. Групповое обсуждение.
1 ч
28.02.2017
Самооценка.
45.
Самооценка. «Что нового и хорошего…»
1 ч
06.03.2017
46.
Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе»
1 ч
07.03.2017
47.
Самооценка. «Психологический портрет»
1 ч
13.03.2017
48.
Самооценка. «Я такой же, как ты»
1 ч
14.03.2017
49.
Самооценка. «Сильные и слабые стороны»
1 ч
20.03.2017
Развитие самосознания.
50.
Выборы (обществознание и психология)
1 ч
21.03.2017
IV четверть (16 часов)
51.
Семья и брачный контракт
1 ч
03.04.2017
52.
Право на труд
1 ч
04.04.2017
53.
Здоровый образ жизни
2 ч
10.04.2017
11.04.2017
54.
Болезнь века
1 ч
17.04.2017
55.
Мораль и нравственность как категории
2 ч
18.04.2017
24.04.2017
56.
Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
2 ч
25.04.2017
02.05.2017
57.
«Преступление и наказание»
1 ч
08.05.2017
58.
Влияние стресса на наше здоровье
1 ч
15.05.2017
59.
Компьютер и здоровье
1 ч
16.05.2017
60.
«Потерянные души»
1 ч
22.05.2017
61.
Прекрасные чувства
1 ч
23.05.2017
62.
Восприятие цвета человеком
2 ч
29.05.2017
30.05.2017
Муниципальная казенная общеобразовательная организация
«Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано:
Утверждаю:
Руководитель ШМО
Директор
____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П.
«___»___________2016 г.
«___»_________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
для 10 класса VIII вида
на 2016-2017 учебный год
Cоставитель:
Олесова Антонина Петровна
Педагог-психолог
Арылах 2016
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград:
Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и
пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-Пб.: 2002 г.
Уроки по психологическому практикуму в 10 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Цель программы:
1.
Познакомить с эмоциями и чувствами;
2.
Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства;
3.
Научить адекватному ситуации выражению эмоций;
4.
Знакомства с понятием стресс;
5.
Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций;
6.
Ознакомление детей со способами саморегуляции;
7.
Снижение уровня тревожности подростков;
8.
Повышение самопринятия.
Задачи программы:
Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.
3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей.
5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего
поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и
интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно
отсталого ребенка.
Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие
мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм
поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими
сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не
просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных
органических повреждений центральной нервной системы.
У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность
процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн
С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы
недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и
искаженное представление об окружающем мире.
Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А.,
Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все
отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.
Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного
развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных,
характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток
мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая
возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции
мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями
объективной реальности.
Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание,
сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального
развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных
сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в
трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным
интеллектом.
У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная
переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей
личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с
нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность
интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно
отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их
познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и
формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки
и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-
воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на
что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Принципы программы:
Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить
целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и
коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности
учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных,
педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие
адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным
предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и
усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет
максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии.
Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются
чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для
преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны
личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных
физических и психических функциях.
Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой
развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и
точности его установления.
Структура программы:
1.
Эмоции и чувства 15 часов
2.
Стресс и способы выхода из него 8 часов
3.
Саморегуляция 11 часов
4.
Тревожность 12 часов
5.
Самооценка 5 часов
6.
Развитие самосознания 19 часов
Методы:
1. Беседа, рассказ, объяснение.
2. Обучающая игра.
3. Арт-терапия.
4. Практическая работа.
5. Метод самодиагностики.
6. Метод опроса и анкетирования.
Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в
программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий:
Каждый ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и
зарисовывает пиктограммы настроения.
10 классах отводится 2 часа в неделю.
Всего за год 10 класс – 70 часов;
Занятия проводятся в кабинете психолога или в классе.
Продолжительность занятий 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Критерии оценивания:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Особенности класса, в котором будет реализована данная АОП: Всего в классе обучается шестеро обучающихся. По заключению ПМПК
обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Винокурова Маша – внимание устойчива, память кратковременная, медленная, уровень мышления - средняя
Пестрякова Аня – внимание устойчива, память кратковременная, медленная, уровень мышления - средняя
Новгородова Саргы – внимание устойчива, объем памяти - средняя, уровень мышления - средняя
Сивцев Ариян – внимание устойчивое, память средний, уровень мышления - средний
Основные требования к результатам реализации АОП:
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
- контроль эмоциями и чувствами;
- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;
- выход из стрессовых ситуациях;
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- уметь оценивать себя;
- классифицировать предметы, понятия по признакам;
- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;
- находить существенные признаки предмета;
-находить сходства и различия;
- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения;
- понимать смысл пословиц;
Практическая деятельность:
- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;
- установление разных связей и отношений между словами;
- работа над текстом;
- составление режима учебной работы и отдыха;
- Саморегуляция;
- Самооценка;
- Смысловой памяти, воображения;
- Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
- Адекватная самооценка своих возможностей;
Количество часов
Класс
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Выполнено
10
2
16
16
20
16
68
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели
и задач АОП:
1.
Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
2.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.
3.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.
4.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.
5.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.
6.
Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.
7.
Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.
10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.
12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.
13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.
14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.
17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. –
педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.
2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.
3. Журналы «Школьный психолог»
4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.
5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.
6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.
7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.
Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 9 класса VIII вида
№
Темы
Количество
часов
Дата
проведения
Примечание
План
Факт
I четверть (18 часов)
Эмоции и чувства
1.
Эмоции и чувства.
1 ч
02.09.2016
2.
Эмоции и чувства. «Поменяйтесь»
1 ч
03.09.2016
3.
Эмоции и чувства. «Передача листа»
1 ч
09.09.2016
4.
Эмоции и чувства. «Словарь чувств»
1 ч
10.09.2016
5.
Эмоции и чувства. «Маски в конфликте»
1 ч
16.09.2016
6.
Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями»
2 ч
17.09.2016
23.09.2016
7.
Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального
состояния. Разговор цветов»
1 ч
24.09.2016
8.
Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства».
Анализ
1 ч
30.09.2016
9.
Эмоции и чувства. «Пиктограммы»
1 ч
01.10.2016
10.
Эмоции и чувства. «Гнев»
1 ч
07.10.2016
11.
Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые
способы выражения эмоций»
2 ч
08.10.2016
14.10.2016
12.
Эмоции и чувства. «Литературный пересказ»
1 ч
15.10.2016
13.
Эмоции и чувства. «Групповое обсуждение»
1 ч
21.10.2016
14.
Эмоции и чувства. «Сюжеты – загадки»
1 ч
22.10.2016
15.
Эмоции и эмоциональное состояние. Тест
1 ч
28.10.2016
Стресс и способы выхода из него.
16.
Стресс и способы выхода из него. Лекция
1 ч
29.10.2016
II четверть (14 часов)
17.
Стресс и способы выхода из него. «Рисуем
деревья»
1 ч
18.
Стресс и способы выхода из него. «Стресс»
1 ч
19.
Стресс и способы выхода из него.
«Актуализация опыта участников группы по
выходу из стрессовых ситуаций»
1 ч
20.
Стресс и способы выхода из него. Лекция
1 ч
21.
Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход
из стрессовых ситуаций»
1 ч
22.
Стресс и способы выхода из него. «Что
делать?»
1 ч
23.
Стресс и способы выхода из него. «Групповое
обсуждение»
1 ч
Саморегуляция.
24.
Саморегуляция. «Что нового и хорошего…»
1 ч
25.
Саморегуляция. «Эмоциональное состояние
моего соседа»
1 ч
26.
Саморегуляция. Актуализация опыта
переживания стресса
1 ч
27.
Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии
стресса»
1 ч
28.
Саморегуляция. «Игра с мышцами»
1 ч
29.
Саморегуляция. «Воздушный шарик»
1 ч
30.
Саморегуляция. «Насос и мяч»
1 ч
III четверть (21 часов)
31.
Саморегуляция. «Винт»
1 ч
32.
Саморегуляция. «Водопад»
1 ч
33.
Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация»
1 ч
34.
Саморегуляция. Групповое обсуждение
1 ч
Тревожность.
35.
Тревожность. «Что нового и хорошего…»
1 ч
36.
Тревожность «Невербальное изображение
эмоциональных состояний»
1 ч
37.
Тревожность. «Щепки на реке»
1 ч
38.
Тревожность. Лекция «Тревога, страх»
2 ч
39.
Тревожность. «Рисуем влияние семейных
проблем на нашу жизнь
1 ч
40.
Тревожность. «Ищем примирение с источником
тревожности»
1 ч
41.
Тревожность. «Рисуем страх»
1 ч
42.
Тревожность. Актуализация опыта побед над
страхами.
2 ч
43.
Тревожность. «Рисуем победу над страхом»
1 ч
44.
Тревожность. Групповое обсуждение.
1 ч
Самооценка.
45.
Самооценка. «Что нового и хорошего…»
1 ч
46.
Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе»
1 ч
47.
Самооценка. «Психологический портрет»
1 ч
48.
Самооценка. «Я такой же, как ты»
1 ч
49.
Самооценка. «Сильные и слабые стороны»
1 ч
IV четверть (16 часов) Развитие самосознания.
50.
Выборы (обществознание и психология)
1 ч
51.
Семья и брачный контракт
1 ч
52.
Право на труд
1 ч
53.
Здоровый образ жизни
2 ч
54.
Болезнь века
1 ч
55.
Мораль и нравственность как категории
1 ч
56.
Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
1 ч
57.
«Преступление и наказание»
1 ч
58.
Влияние стресса на наше здоровье
1 ч
59.
Компьютер и здоровье
1 ч
60.
«Потерянные души»
1 ч
61.
Прекрасные чувства
1 ч
62.
Восприятие цвета человеком
1 ч
63.
Реклама
1 ч
64.
Понятие «эгоизм» и «эгоцентризм» в поэзии
серебряного века
1 ч