Напоминание

АОП программа по психологическому практикуму


Автор: Олесова Антонина Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОО "Орто-Эбэнская специальная (коррекционная) школа-интренат
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть-Алданский улус
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: АОП программа по психологическому практикуму
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто-Эбэнская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Согласовано: «Утверждаю» Руководитель ШМО Директор _____________Докторова Н.Г. ________________Олесова И.П Протокол №______ от «___»________________2016 г. «___»________________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по психологическому практикуму

для 7 класса VIII вида

на 2016-2017 учебный год
Cоставитель: Олесова Антонина Петровна, педагог-психолог
Арылах 2016
Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам» - СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. – 288 с., прил. Коррекционно-развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении. Уроки по психологическому практикуму проводятся с 7 по 10 классы. В 7 классе отводится 1 час в неделю, в год 35 часов.
Цель

коррекционно-развивающей работы является
: Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов и развитие у детей школьного возраста социально-значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы- интернат.
Поставлены следующие задачи:
1. Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации; 2. Создать условия для раскрытия и развития творческих способностей; 3. Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы; 4. Расширять знания об окружающем мире; 5. Формировать духовно-нравственные ценности; 6. Формировать и развивать систематической и последовательной тренировки жизненно важным навыкам; 7. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребенка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. В основе нарушения интеллектуального развития лежит органические поражения головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребенка возможности своевременно и полноценно развивается, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определенными побуждениями ребенка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребенок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает с помощью органов чувств. Осознание ребенком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП:
Всего в классе пятеро обучающихся. По заключению ПМПК обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Попов Герман–
концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средний
Пестряков Петя –
внимание-неустойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Бочкарев Айаал –
внимание-неустойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Воробьев Вова –
внимание устойчиво, память-кратковременный, уровень мышления-средний
Иванов Гоша
- концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средний Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Формы и приемы работы:
1. Установление и поддержание контакта. Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности; 2. Обмен информацией. Передача сведений, в том что числе мнений, суждений, решений в ответ на запрос; 3. Поддержание активности и заинтересованности партнера, стимулирование деятельности. Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий; 4. Координирование. Согласование действий при совместной деятельности.
Методы работы
: 1. Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. 2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3. Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения, тренинги.
Содержание АОП:
 Навыки общения и взаимодействия – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддержать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.  Навыки самооценки и понимания партнера – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других.  Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.  Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.  Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.  Навыки принятия и исполнения решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.  Навыки работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.  Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Основные требования к результатам реализации АОП:
 Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности  Навыки позитивного общения  Навыки самооценки и понимания других  Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями  Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях
 Навыки продуктивного взаимодействия  Навыки самостоятельного принятия решений  Навык решения проблемных ситуаций  Навыки работы с информацией  Навыки творчества
Содержание учебного курса:

Количество часов

Класс

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Выполнено
7 1 8 8 10 7 33
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения

цели и задач АОП:
1. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г. 2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г. 3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г. 4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г. 5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г. 6. Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г. 7. Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г. 8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г. 9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г. 10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г. 11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г. 12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г. 13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г. 14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г. 15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г. 16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г. 17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г. А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.

Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г. 2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г. 3. Журналы «Школьный психолог» 4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование. 5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г. 6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г. 7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 7 класса VIII вида



Темы

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание

План

Факт.

I четверть (8 часов)
1. Введение. Что такое жизненно важные навыки. 1 ч 06.09.2016 2. Общение и взаимодействие. Занятие 1 1 ч 13.09.2016 3. Общение и взаимодействие. Занятие 2 1 ч 20.09.2016 4. Общение и взаимодействие. Занятие 3 1 ч 27.09.2016 5. Общение и взаимодействие. Занятие 4 1 ч 04.10.2016 6. Общение и взаимодействие. Занятие 5 1 ч 11.10.2016 7. Общение и взаимодействие. Занятие 6 1 ч 18.10.2016 8. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 7, 8 1 ч 25.10.2016
II четверть (8 часов)
9. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 9 1 ч 08.11.2016 10. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 10 1 ч 15.11.2016 11. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 11 1 ч 22.11.2016 12. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 12 1 ч 29.11.2016
13. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 13 1 ч 06.12.2016 14. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 14 1 ч 13.12.2016 15. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 15 1 ч 20.12.2016 16. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 16 1 ч 27.12.2016
III четверть (10 часов)
17. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 17 1 ч 17.01.2017 18. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 18 1 ч 24.01.2017 19. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 19 1 ч 31.01.2017 20. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 20 1 ч 07.02.2017 21. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 21 1 ч 14.02.2017 22. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 22 1 ч 21.02.2017 23. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 23 1 ч 28.02.2017 24. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 24 1 ч 07.03.2017 25. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 25 1 ч 14.03.2017
26. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 26 1 ч 21.03.2017
IV четверть (7 часов)
27. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 27 1 ч 04.04.2017 28. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 28 1 ч 11.04.2017 29. Развитие навыков творчества. Занятие 29 1 ч 18.04.2017 30. Развитие навыков творчества. Занятие 30 1 ч 25.04.2017 31. Развитие навыков творчества. Занятие 31 1 ч 02.05.2017 32. Развитие навыков творчества. Занятие 32 1 ч 16.05.2017 33. Развитие навыков творчества. Занятие 33 1 ч 23.05.2017
Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто-Эбэнская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Согласовано: Утверждаю: Руководитель ШМО Директор ____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П. «___»___________2016 г. «___»_________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по психологическому практикуму

для 8 класса VIII вида

на 2016-2017 учебный год
Cоставитель: Олесова Антонина Петровна педагог-психолог Арылах 2016

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам» - СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. – 288 с., прил. Коррекционно-развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении. Уроки по психологическому практикуму проводятся с 7 по 10 классы. В 8 классе отводится 1 час в неделю, в год 35 часов. Цель коррекционно-развивающей работы является: Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов и развитие у детей школьного возраста социально-значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы – интерната. Поставлены следующие задачи: 1. Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации; 2. Создать условия для раскрытия и развития творческих способностей; 3. Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы; 4. Расширять знания об окружающем мире; 5. Формировать духовно-нравственные ценности; 6. Формировать и развивать систематической и последовательной тренировки жизненно важным навыкам; 7. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребенка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. В основе нарушения интеллектуального развития лежит органические поражения головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребенка возможности своевременно и полноценно развивается, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определенными побуждениями ребенка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребенок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения»
в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает с помощью органов чувств. Осознание ребенком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП:
Всего в классе обучается трое обучающихся. По заключению ПМПК обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Андросова Варя –
концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средняя
Ефимов Коля –
внимание-не устойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Рудых Лиандра -
концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средняя
Степанов Айсен –
внимание-не устойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-низкий
Протопопова Ньургустана –
внимание не устойчива, память-кратковременная, замедленная, уровень мышления-ниже среднего
Рожин Самсон
– внимание устойчивое, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-средняя Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Формы и приемы работы:
1. Установление и поддержание контакта. Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности; 2. Обмен информацией. Передача сведений, в том что числе мнений, суждений, решений в ответ на запрос; 3. Поддержание активности и заинтересованности партнера, стимулирование деятельности. Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий; 4. Координирование. Согласование действий при совместной деятельности.
Методы работы:
1. Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. 2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3. Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения, тренинги.
Содержание АОП:
• Навыки общения и взаимодействия – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддержать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье. • Навыки самооценки и понимания партнера – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других. • Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас. • Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. • Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций. • Навыки принятия и исполнения решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. • Навыки работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. • Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Основные требования к результатам реализации АОП:


Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности • Навыки позитивного общения • Навыки самооценки и понимания других
• Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями • Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях • Навыки продуктивного взаимодействия • Навыки самостоятельного принятия решений • Навык решения проблемных ситуаций • Навыки работы с информацией • Навыки творчества
Количество часов

Класс

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Выполнено
8 1 8 7 10 8 33
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения

цели и задач АОП:
1. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г. 2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г. 3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г. 4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г. 5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г. 6. Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г. 7. Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г. 8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г. 9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г. 10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г. 11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г. 12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г. 13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г. 14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г. 15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г. 16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г. 17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются
: 1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г. 2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г. 3. Журналы «Школьный психолог» 4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование. 5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г. 6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г. 7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 8 класса VIII вида



Темы

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание

План

Факт.

I четверть (8 часов)
1. Введение. Что такое жизненно важные навыки. 1 ч 07.09.2016 2. Общение и взаимодействие. Занятие 1 1 ч 14.09.2016 3. Общение и взаимодействие. Занятие 2 1 ч 21.09.2016 4. Общение и взаимодействие. Занятие 3 1 ч 28.09.2016 5. Общение и взаимодействие. Занятие 4 1 ч 05.09.2016 6. Общение и взаимодействие. Занятие 5 1 ч 12.10.2016 7. Общение и взаимодействие. Занятие 6 1 ч 19.10.2016 8. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 7 1 ч 26.10.2016
II четверть (7 часов)
9. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 8 1 ч 09.11.2016 10. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 9 1 ч 16.11.2016 11. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 10 1 ч 23.11.2016 12. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 11 1 ч 30.11.2016 13. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 12 1 ч 07.12.2016 14. Развитие навыков управления эмоциями и 1 ч 14.12.2016
эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 13 15. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 14 1 ч 21.12.2016
III четверть (10 часов)
16. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 15 1 ч 11.01.2017 17. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 16 1 ч 18.01.2017 18. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 17 1 ч 25.01.2017 19. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 18 1 ч 01.02.2017 20. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 19 1 ч 08.02.2017 21. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 20 1 ч 15.02.2017 22. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 21 1 ч 22.02.2017 23. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 22 1 ч 01.03.2017 24. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 23 1 ч 15.03.2017 25. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 24 1 ч 22.03.2017
IV четверть (8 часов)
26. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 25 1 ч 05.04.2017 27. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 26 1 ч 12.04.2017
28. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 27 1 ч 19.04.2017 29. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 28 1 ч 26.04.2017 30. Развитие навыков творчества. Занятие 29 1 ч 03.05.2017 31. Развитие навыков творчества. Занятие 30 1 ч 10.05.2017 32. Развитие навыков творчества. Занятие 31 1 ч 17.05.2017 33. Развитие навыков творчества. Занятие 32 1 ч 24.05.2017

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

«Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано: Утверждаю: Руководитель ШМО Директор ____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П. «___»___________2016 г. «___»_________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по психологическому практикуму

для 9 класса VIII вида

на 2016-2017 учебный год
Cоставитель: Олесова Антонина Петровна
Арылах 2016


Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-Пб.: 2002 г. Уроки по психологическому практикуму в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Цель программы:
1
.
Познакомить с эмоциями и чувствами; 2. Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства; 3. Научить адекватному ситуации выражению эмоций; 4. Знакомства с понятием стресс; 5. Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций; 6. Ознакомление детей со способами саморегуляции; 7. Снижение уровня тревожности подростков; 8. Повышение самопринятия.
Задачи программы: -
1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности. 2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы. 3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции. 4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей. 5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество. Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка. Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире. Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса. Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности. Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.). Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно- воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Принципы построения:
Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др. Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы. Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы. Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях. Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Структура программы:
1. Эмоции и чувства 15 часов 2. Стресс и способы выхода из него 8 часов 3. Саморегуляция 11 часов 4. Тревожность 12 часов 5. Самооценка 5 часов 6. Развитие самосознания 19 часов
Методы:

1. Беседа, рассказ, объяснение. 2. Обучающая игра. 3. Арт-терапия. 4. Практическая работа. 5. Метод самодиагностики. 6. Метод опроса и анкетирования. Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий:
Каждый ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения. 9 классах отводится 2 часа в неделю. Всего за год 9 класс – 70 часов; Занятия проводятся в кабинете психолога или в классе. Продолжительность занятий 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая; - работа в парах; - индивидуальная.
Критерии оценивания:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончании четверти ставится зачет.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе обучается пятеро обучающихся. По заключению ПМПК

обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Булдаков Валера –
внимание неустойчив, объем память кратковременный, уровень мышления-ниже среднего
Винокурова Марина –
концентрация внимания средняя, память-кратковременная, замедленная, уровень мышления-средняя
Стручков Самуил –
внимание устойчивое, объем памяти средний, замедленный, уровень мышления-средний
Прудецкая Лида –
внимание неустойчива, память-кратковременная замедленная, уровень мышления-ниже среднего
Шарин Борис –
внимание устойчивое, объем памяти средний, уровень мышления-средний
Основные требования к результатам реализации АОП:
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения; - контроль эмоциями и чувствами; - использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания; - выход из стрессовых ситуациях;
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам; - уметь оценивать себя; - классифицировать предметы, понятия по признакам; - устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи; - находить существенные признаки предмета; -находить сходства и различия; - выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения; - понимать смысл пословиц; Практическая деятельность: - выработка приёмов запоминания слов, информации, текста; - установление разных связей и отношений между словами; - работа над текстом; - составление режима учебной работы и отдыха; - Саморегуляция; - Самооценка; - Смысловой памяти, воображения; - Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала; - Адекватная самооценка своих возможностей;
Количество часов

Класс

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Выполнено
9 2 18 14 21 16 70
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели

и задач АОП:
1. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г. 2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г. 3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г. 4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г. 5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г. 6. Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г. 7. Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г. 8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г. 10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г. 11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г. 12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г. 13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г. 14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г. 15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г. 16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г. 17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г. А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г. 2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г. 3. Журналы «Школьный психолог» 4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование. 5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г. 6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г. 7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 10 класса VIII вида



Темы

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

I четверть (16 часов)

Эмоции и чувства
1. Эмоции и чувства. 1 ч 05.09.2016 2. Эмоции и чувства. «Поменяйтесь» 1 ч 06.09.2016 3. Эмоции и чувства. «Передача листа» 1 ч 12.09.2016 4. Эмоции и чувства. «»Словарь чувств» 1 ч 13.09.2016 5. Эмоции и чувства. «Маски в конфликте» 1 ч 19.09.2016 6. Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями» 1 ч 20.09.2016 7. Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов» 1 ч 26.09.2016 8. Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства». Анализ 1 ч 27.09.2016 9. Эмоции и чувства. «Пиктограммы» 1 ч 03.10.2016 10. Эмоции и чувства. «Гнев» 1 ч 04.10.2016 11. Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые способы выражения эмоций» 1 ч 10.10.2016 12. Эмоции и чувства. «Литературный пересказ» 1 ч 11.10.2016
13. Эмоции и чувства. «Групповое обсуждение» 1 ч 17.10.2016 14. Эмоции и чувства. «Сюжеты – загадки» 1 ч 18.10.2016 15. Эмоции и эмоциональное состояние. Тест 1 ч 24.10.2016
Стресс и способы выхода из него.
16. Стресс и способы выхода из него. Лекция 1 ч 25.10.2016
II четверть (16 часов)
17. Стресс и способы выхода из него. «Рисуем деревья» 1 ч 07.11.2016 18. Стресс и способы выхода из него. «Стресс» 1 ч 08.11.2016 19. Стресс и способы выхода из него. «Актуализация опыта участников группы по выходу из стрессовых ситуаций» 1 ч 14.11.2016 20. Стресс и способы выхода из него. Лекция 1 ч 15.11.2016 21. Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход из стрессовых ситуаций» 1 ч 21.11.2016 22. Стресс и способы выхода из него. «Что делать?» 1 ч 22.11.2016 23. Стресс и способы выхода из него. «Групповое обсуждение» 1 ч 28.11.2016
Саморегуляция.
24. Саморегуляция. «Что нового и хорошего…» 1 ч 29.11.2016 25. Саморегуляция. «Эмоциональное состояние моего соседа» 1 ч 05.12.2016 26. Саморегуляция. Актуализация опыта переживания стресса 1 ч 06.12.2016 27. Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии стресса» 1 ч 12.12.2016 28. Саморегуляция. «Игра с мышцами» 1 ч 13.12.2016
29. Саморегуляция. «Воздушный шарик» 1 ч 19.12.2016 30. Саморегуляция. «Насос и мяч» 1 ч 20.12.2016 31. Саморегуляция. «Винт» 1 ч 26.12.2016 32. Саморегуляция. «Водопад» 1 ч 27.12.2016
III четверть (20 часов)
33. Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация» 1 ч 16.01.2017 34. Саморегуляция. Групповое обсуждение 1 ч 17.01.2017
Тревожность.
35. Тревожность. «Что нового и хорошего…» 1 ч 23.01.2017 36. Тревожность «Невербальное изображение эмоциональных состояний» 1 ч 24.01.2017 37. Тревожность. «Щепки на реке» 1 ч 30.01.2017 38. Тревожность. Лекция «Тревога, страх» 2 ч 31.01.2017 06.02.2017 39. Тревожность. «Рисуем влияние семейных проблем на нашу жизнь» 1 ч 07.02.2017 40. Тревожность. «Ищем примирение с источником тревожности» 1 ч 13.02.2017 41. Тревожность. «Рисуем страх» 1 ч 14.02.2017 42. Тревожность. Актуализация опыта побед над страхами. 2 ч 20.02.2017 21.02.2017 43. Тревожность. «Рисуем победу над страхом» 1 ч 27.02.2017
44. Тревожность. Групповое обсуждение. 1 ч 28.02.2017
Самооценка.
45. Самооценка. «Что нового и хорошего…» 1 ч 06.03.2017 46. Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе» 1 ч 07.03.2017 47. Самооценка. «Психологический портрет» 1 ч 13.03.2017 48. Самооценка. «Я такой же, как ты» 1 ч 14.03.2017 49. Самооценка. «Сильные и слабые стороны» 1 ч 20.03.2017
Развитие самосознания.
50. Выборы (обществознание и психология) 1 ч 21.03.2017
IV четверть (16 часов)
51. Семья и брачный контракт 1 ч 03.04.2017 52. Право на труд 1 ч 04.04.2017 53. Здоровый образ жизни 2 ч 10.04.2017 11.04.2017 54. Болезнь века 1 ч 17.04.2017 55. Мораль и нравственность как категории 2 ч 18.04.2017 24.04.2017 56. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2 ч 25.04.2017 02.05.2017 57. «Преступление и наказание» 1 ч 08.05.2017
58. Влияние стресса на наше здоровье 1 ч 15.05.2017 59. Компьютер и здоровье 1 ч 16.05.2017 60. «Потерянные души» 1 ч 22.05.2017 61. Прекрасные чувства 1 ч 23.05.2017 62. Восприятие цвета человеком 2 ч 29.05.2017 30.05.2017
Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто-Эбэнская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Согласовано: Утверждаю: Руководитель ШМО Директор ____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П. «___»___________2016 г. «___»_________2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по психологическому практикуму

для 10 класса VIII вида

на 2016-2017 учебный год
Cоставитель: Олесова Антонина Петровна Педагог-психолог Арылах 2016

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-Пб.: 2002 г. Уроки по психологическому практикуму в 10 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Цель программы:
1. Познакомить с эмоциями и чувствами; 2. Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства; 3. Научить адекватному ситуации выражению эмоций; 4. Знакомства с понятием стресс; 5. Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций; 6. Ознакомление детей со способами саморегуляции; 7. Снижение уровня тревожности подростков; 8. Повышение самопринятия.
Задачи программы:
Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности. 2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы. 3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции. 4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей. 5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество. Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка. Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире. Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса. Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности. Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.). Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно- воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Принципы программы:
Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др. Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы. Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы. Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях. Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Структура программы:
1. Эмоции и чувства 15 часов 2. Стресс и способы выхода из него 8 часов 3. Саморегуляция 11 часов 4. Тревожность 12 часов 5. Самооценка 5 часов 6. Развитие самосознания 19 часов
Методы:
1. Беседа, рассказ, объяснение. 2. Обучающая игра.
3. Арт-терапия. 4. Практическая работа. 5. Метод самодиагностики. 6. Метод опроса и анкетирования. Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий:
Каждый ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения. 10 классах отводится 2 часа в неделю. Всего за год 10 класс – 70 часов; Занятия проводятся в кабинете психолога или в классе. Продолжительность занятий 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая; - работа в парах; - индивидуальная. Критерии оценивания: Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Особенности класса, в котором будет реализована данная АОП: Всего в классе обучается шестеро обучающихся. По заключению ПМПК

обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Винокурова Маша
– внимание устойчива, память кратковременная, медленная, уровень мышления - средняя
Пестрякова Аня
– внимание устойчива, память кратковременная, медленная, уровень мышления - средняя
Новгородова Саргы
– внимание устойчива, объем памяти - средняя, уровень мышления - средняя
Сивцев Ариян
– внимание устойчивое, память средний, уровень мышления - средний
Основные требования к результатам реализации АОП:
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения; - контроль эмоциями и чувствами; - использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания; - выход из стрессовых ситуациях; - обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- уметь оценивать себя; - классифицировать предметы, понятия по признакам; - устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи; - находить существенные признаки предмета; -находить сходства и различия; - выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения; - понимать смысл пословиц; Практическая деятельность: - выработка приёмов запоминания слов, информации, текста; - установление разных связей и отношений между словами; - работа над текстом; - составление режима учебной работы и отдыха; - Саморегуляция; - Самооценка; - Смысловой памяти, воображения; - Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала; - Адекватная самооценка своих возможностей;
Количество часов

Класс

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Выполнено
10 2 16 16 20 16 68
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели

и задач АОП:
1. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г. 2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г. 3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г. 4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г. 5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г. 6. Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г. 7. Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г. 8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г. 9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г. 10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г. 12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г. 13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г. 14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г. 15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г. 16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г. 17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г. А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г. 2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г. 3. Журналы «Школьный психолог» 4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование. 5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г. 6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г. 7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.

Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 9 класса VIII вида



Темы

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

I четверть (18 часов)

Эмоции и чувства
1. Эмоции и чувства. 1 ч 02.09.2016 2. Эмоции и чувства. «Поменяйтесь» 1 ч 03.09.2016 3. Эмоции и чувства. «Передача листа» 1 ч 09.09.2016 4. Эмоции и чувства. «Словарь чувств» 1 ч 10.09.2016 5. Эмоции и чувства. «Маски в конфликте» 1 ч 16.09.2016 6. Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями» 2 ч 17.09.2016 23.09.2016 7. Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов» 1 ч 24.09.2016 8. Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства». Анализ 1 ч 30.09.2016 9. Эмоции и чувства. «Пиктограммы» 1 ч 01.10.2016 10. Эмоции и чувства. «Гнев» 1 ч 07.10.2016
11. Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые способы выражения эмоций» 2 ч 08.10.2016 14.10.2016 12. Эмоции и чувства. «Литературный пересказ» 1 ч 15.10.2016 13. Эмоции и чувства. «Групповое обсуждение» 1 ч 21.10.2016 14. Эмоции и чувства. «Сюжеты – загадки» 1 ч 22.10.2016 15. Эмоции и эмоциональное состояние. Тест 1 ч 28.10.2016
Стресс и способы выхода из него.
16. Стресс и способы выхода из него. Лекция 1 ч 29.10.2016
II четверть (14 часов)
17. Стресс и способы выхода из него. «Рисуем деревья» 1 ч 18. Стресс и способы выхода из него. «Стресс» 1 ч 19. Стресс и способы выхода из него. «Актуализация опыта участников группы по выходу из стрессовых ситуаций» 1 ч 20. Стресс и способы выхода из него. Лекция 1 ч 21. Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход из стрессовых ситуаций» 1 ч 22. Стресс и способы выхода из него. «Что делать?» 1 ч 23. Стресс и способы выхода из него. «Групповое обсуждение» 1 ч
Саморегуляция.

24. Саморегуляция. «Что нового и хорошего…» 1 ч 25. Саморегуляция. «Эмоциональное состояние моего соседа» 1 ч 26. Саморегуляция. Актуализация опыта переживания стресса 1 ч 27. Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии стресса» 1 ч 28. Саморегуляция. «Игра с мышцами» 1 ч 29. Саморегуляция. «Воздушный шарик» 1 ч 30. Саморегуляция. «Насос и мяч» 1 ч
III четверть (21 часов)
31. Саморегуляция. «Винт» 1 ч 32. Саморегуляция. «Водопад» 1 ч 33. Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация» 1 ч 34. Саморегуляция. Групповое обсуждение 1 ч
Тревожность.
35. Тревожность. «Что нового и хорошего…» 1 ч 36. Тревожность «Невербальное изображение эмоциональных состояний» 1 ч 37. Тревожность. «Щепки на реке» 1 ч 38. Тревожность. Лекция «Тревога, страх» 2 ч
39. Тревожность. «Рисуем влияние семейных проблем на нашу жизнь 1 ч 40. Тревожность. «Ищем примирение с источником тревожности» 1 ч 41. Тревожность. «Рисуем страх» 1 ч 42. Тревожность. Актуализация опыта побед над страхами. 2 ч 43. Тревожность. «Рисуем победу над страхом» 1 ч 44. Тревожность. Групповое обсуждение. 1 ч
Самооценка.
45. Самооценка. «Что нового и хорошего…» 1 ч 46. Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе» 1 ч 47. Самооценка. «Психологический портрет» 1 ч 48. Самооценка. «Я такой же, как ты» 1 ч 49. Самооценка. «Сильные и слабые стороны» 1 ч
IV четверть (16 часов) Развитие самосознания.
50. Выборы (обществознание и психология) 1 ч 51. Семья и брачный контракт 1 ч 52. Право на труд 1 ч 53. Здоровый образ жизни 2 ч
54. Болезнь века 1 ч 55. Мораль и нравственность как категории 1 ч 56. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 1 ч 57. «Преступление и наказание» 1 ч 58. Влияние стресса на наше здоровье 1 ч 59. Компьютер и здоровье 1 ч 60. «Потерянные души» 1 ч 61. Прекрасные чувства 1 ч 62. Восприятие цвета человеком 1 ч 63. Реклама 1 ч 64. Понятие «эгоизм» и «эгоцентризм» в поэзии серебряного века 1 ч


В раздел образования