Напоминание

Преемственность между дошкольным и начальным образованием


Автор: Ковалева Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Раздел: дошкольное образование





Назад





Ковалева С.В., г.Иркутск

К вопросу о преемственности

дошкольной и школьной ступеней образования
Проблема преемственности возникла и существует с тех пор, как сложилась система образования. Сосуществование учебно-воспитательных учреждений по обучению и воспитанию подрастающего поколения неизбежно влечёт за собой необходимость определения их взаимосвязей и взаимоотношений. Но, несмотря на традиционность этой проблемы, она остаётся актуальной сегодня, и, как свидетельствуют публикации последних лет, неразрешённой в некоторых аспектах. Многими авторами, обратившимися к данному вопросу, подчёркивается особая важность взаимосвязи между дошкольным и начальным школьным образованием, ведь именно этот возраст (от 3 до 10 лет) признаётся учёными наиболее важным для развития и формирования базовых свойств и качеств личности. Одним их главных направлений инноваций в современном образовательном процессе было обусловлено неудовлетворенное состояние в преемственности звеньев системы образования. Там, где сейчас наблюдается разрыв (ДОУ - начальная школа), должна существовать более органичная связь. И наоборот, там, где существует непрерывность (начальные классы — средние классы), должен быть переход к новой воспитательно - образовательной системе.(5;77) Школьные педагоги были недовольны подготовкой дошкольников к обучению, воспитатели считают, что школа недостаточно эффективно использует их достижения в обучении и воспитании, дублирует содержание подготовки к школе и тем самым тормозит детское развитие. В настоящее время школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения. Перед дошкольным и начальным образованием в обе спечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, учебно- методической, воспитательной работы стоят следующие задачи: - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника; - обеспечение условий для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. Работа педагогов СОШ №23 и МБДОУ № 127 г. Иркутска по преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования создаёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для
успешного школьного обучения. Содержание преемственности отражено в договоре о сотрудничестве СОШ №23 и МБДОУ № 127 г. Иркутска. Вначале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности, в который включены следующие направления: методическая работа с педагогами; работа с родителями; работа с детьми. Система взаимодействия психологов детского сада и школы направлена на совместное проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе, что обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Таким образом, успешное решение проблемы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования возможно, если проектирование образовательного процесса будет осуществляться с учётом психолого- педагогических оснований преемственности. Сотрудничество детского сада и школы в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.
Литература:
1. Р.А.Должикова, Г.М.Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.. 2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г. 3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. – М., 1987. 4.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с. 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.


В раздел образования