Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Автор: Ковалева Светлана Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка" Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием Раздел: дошкольное образование
дошкольной и школьной ступеней образования
Проблема преемственности возникла и существует с тех пор, как
сложилась система образования. Сосуществование учебно-воспитательных
учреждений
по
обучению
и
воспитанию
подрастающего
поколения
неизбежно влечёт за собой необходимость определения их взаимосвязей и
взаимоотношений.
Но,
несмотря
на
традиционность
этой
проблемы,
она
остаётся актуальной сегодня, и, как свидетельствуют публикации последних
лет, неразрешённой в некоторых аспектах.
Многими авторами, обратившимися к данному вопросу, подчёркивается
особая важность взаимосвязи между дошкольным и начальным школьным
образованием, ведь именно этот возраст (от 3 до 10 лет) признаётся учёными
наиболее важным для развития и формирования базовых свойств и качеств
личности.
Одним
их
главных
направлений
инноваций
в
современном
образовательном процессе было обусловлено неудовлетворенное состояние в
преемственности звеньев системы образования. Там, где сейчас наблюдается
разрыв (ДОУ - начальная школа), должна существовать более органичная
связь. И наоборот, там, где существует непрерывность (начальные классы —
средние
классы),
должен
быть
переход
к
новой
воспитательно
-
образовательной
системе.(5;77)
Школьные
педагоги
были
недовольны
подготовкой дошкольников к обучению, воспитатели считают, что школа
недостаточно
эффективно
использует
их
достижения
в
обучении
и
воспитании,
дублирует
содержание
подготовки
к
школе
и
тем
самым
тормозит детское развитие.
В настоящее время школа и детский сад нацелены на реализацию
комплекса
образовательных
задач,
которые
исходят
из
двух
целей
–
подготовить
ребёнка
дошкольного
возраста
к
обучению
в
школе
и
в
начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.
Перед
дошкольным
и
начальным
образованием
в
обе спечении
преемственности и непрерывности в организации образовательной, учебно-
методической, воспитательной работы стоят следующие задачи:
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность
и
укрепление
здоровья,
непрерывность
психофизического
развития
дошкольника и младшего школьника;
- обеспечение условий для реализации плавного, без стрессового перехода
детей от игровой к учебной деятельности.
Работа
педагогов
СОШ
№23
и
МБДОУ
№
127
г.
Иркутска
по
преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования
создаёт
возможность
нашим
детям
приобрести
стартовую
площадку
для
успешного школьного обучения. Содержание преемственности отражено в
договоре о сотрудничестве СОШ №23 и МБДОУ № 127 г. Иркутска. Вначале
учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план
совместной работы по преемственности, в который включены следующие
направления: методическая работа с педагогами; работа с родителями; работа
с детьми.
Система взаимодействия психологов детского сада и школы
направлена на совместное проведение диагностики и коррекции развития
детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе, что обеспечивает
успешную адаптацию детей к обучению в первом классе.
Таким образом, успешное решение проблемы преемственности дошкольной
и начальной школьной ступеней образования возможно, если проектирование
образовательного
процесса
будет
осуществляться
с
учётом
психолого-
педагогических оснований преемственности. Сотрудничество детского сада и
школы в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если
учитывать
запросы
родителей,
осуществлять
сотрудничество
с
семьями,
координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри
детского
сада
и
начальной
школы,
устанавливать
взаимодействие
с
педагогами образовательного учреждения.
Литература:
1. Р.А.Должикова, Г.М.Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация
преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной
школе», Москва, Школьная пресса, 2008..
2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего
воспитателя. №10, 2010г.
3.
Кравцов
Г.Г.,
Кравцова
Е.Е.
Шестилетний
ребенок:
Психологическая
готовность к школе. – М., 1987.
4.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.