"Адаптационная группа кратковременного пребывания как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада"
Автор: Шихова Светлана Ивановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Тотемский детский сад №7 "Солнышко" Населённый пункт: город Тотьма Вологодская область Наименование материала: статья Тема: "Адаптационная группа кратковременного пребывания как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада" Раздел: дошкольное образование
Консультация «Планирование воспитательно-образовательного процесса
в соответствии с ФГОС ДО – условие повышения качества дошкольного
образования»
Подготовила старший воспитатель С.И.Шихова
В связи с введением Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
возникла
необходимость
пересмотра
деятельности
дошкольной
образовательной
организации
в
области
планирования,
в
формах
организации
образовательного
процесса
и
обновления
его
структуры,
а
также
изменения
позиции
воспитателя
по
отношению к детям.
Основой образовательного процесса является планирование.
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников.
Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно
сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания
закономерностей
психофизиологического
развития
детей,
программы
воспитания
и
обучения
в
детском
саду,
методов
и
приемов
общения
и
воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом
зависит от качества его планирования.
Какой,
все-таки,
план
нужен
сегодня
дошкольной
образовательной
организации?
Понятие
«планирование»
широко
представлено
в
методической
литературе. Рассмотрим определения, представленные разными авторами.
Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать
какое-либо
место,
пространство
под
что-либо
в
соответствии
с
планом
(Советский энциклопедический словарь).
Планирование — э т о
н а у ч н о
о б о с н о в а н н а я
о р г а н и з а ц и я
педагогического
процесса
ДОУ,
которая
придает
ему
содержательность,
определенность, управляемость.
Планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия»,
центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей,
разработку
правил
и
последовательности
действий,
предвидение
и
прогнозирование результатов. Это защита от однобокости и пропуска каких-
то существенных задач развития воспитанников.
Прежде
всего,план
—
это
целеполагание. Планирование
помогает
воспитателю
равномерно
распределить
программный
материал
в
течение
рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана,
воспитатель
знает,
что
он
сегодня
будет
делать
и
как,
какие
пособия
и
дидактические материалы будет использовать.
Мы
хорошо
понимаем,
что
план
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
является
обязательной
педагогической
документацией
воспитателя. Это документ, по которому работают два сменных педагога.
Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно
быть совместным.
Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и
обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения
целей и задач. В первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы
группы, на то, чем живут ее воспитанники.
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам
планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть
составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть
гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя
система
планирования,
у
каждого
имеются
собственные
разработки
планов
и
отдельных
организационных
моментов.
Но
сегодня
важно
соблюдение некоторых условий:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период
работы;
соотнесение
целей
и
задач
с
образовательной
программой
дошкольной образовательной организацией;
учет приоритетных направлений ДОО;
четкое представление результатов работы, которые должны быть
достигнуты к концу планируемого периода;
выбор
оптимальных
путей,
средств,
методов,
помогающих
добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
учет специфических особенностей возрастной группы;
учет
возможностей
педагогического
коллектива,
реальной
обстановки
и
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
уровень профессиональной компетентности педагогов.
Важно,
чтобы
планирование
не
вступило
в
противоречие
с
образовательной
программой
дошкольной
образовательной
организации,
смогло
бы
учесть
приоритетные
направления
деятельности и определить перспективу развития ДОО.
В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система
планирования воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с
ФГОС ДО. Именно она, на наш взгляд, будет способствовать повышению
качества дошкольного образования в условиях стандартизации.
Сегодня
считается,
что
комплексно-тематическое
планирование
является наиболее актуальным и эффективным при реализации основной
образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже
знают, что прежде чем приступить к планированию, им необходимо:
провести проблемно-ориентированный анализ своей работы;
выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на
достижение прогностических результатов;
определить
формы
учета
и
контроля
качества
организации
целостного образовательного процесса;
использовать эффективные пути сотрудничества с родителями,
формируя
при
этом
мотивацию
к
повышению
качества
образовательных
отношений.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы
с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
обеспечивать
принцип
развивающего
образования,
целью
которого является развитие каждого ребенка;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
включать интеграцию всех образовательных областей;
обеспечивать
единство
воспитательных,
развивающих
и
обучающих задач;
содержать цели при организации детских видов деятельности;
соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ
дошкольной педагогики.
Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных
проживаний в детском саду. Вот что сегодня является основой планирования.
Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их
интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение
темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем
начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном
периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый.
Согласно
плану
совместных
действий
педагог
вместе
с
детьми
выбирает
формы
работы.
Взрослый
помогает
детям
найти
необходимые
средства
и
способы.
В
младшем
дошкольном
возрасте
активная
роль
принадлежит
взрослому.
Постепенно
активность
взрослого
снижается,
воспитатель
не
столько
генерирует
свои
идеи,
сколько
подключается
к
реализации детских идей.
А
далее
-
наступает
очередь
совместного
планирования
двух
воспитателей.
Структура
плана
воспитательно-образовательной
работы
состоит из четырех разделов, каждый из которых наполняется содержанием в
соответствии с тематическим периодом:«Задачии
интеграция образовательных областей», «Организация и обогащение
развивающей предметно-пространственной среды», «Деятельность детей»,
«Сотрудничество с родителями, социальными партнерами». Тематический
период
определяется
интересами
и
предпочтениями
детей,
возможно
сезонными явлениями, традициями группы или детского сада, праздниками и
событиями, отраженными в Программе.
Обязательно
определяется
ведущая
образовательная
область
и
ее
интеграция
с
другими
областями.
Планируются
задачи
тематического
периода по каждой образовательной области.
Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению
развивающей
предметно-пространственной
среды.
Здесь
воспитателем
учитываются все возможные условия и усилия коллектива детского сада,
родителей и партнеров с учетом тематической направленности, специфики
группы, интересов и потребностей детей, зоны их ближайшего развития.
В
разделе
«Деятельность
детей»
отражаются
все
виды
детской
деятельности,
позволяющие
объединить
их
вокруг
темы,
сделать
их
интересными, максимально полезными для детей.
В разделе «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами»
планируются современные и инновационные формы работы.
В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может
быть единого для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический
коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом
Стандартов,
специфики
деятельности,
особенностей
воспитанников
и
запросов родителей.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды
деятельности:
организованная;
совместная;
самостоятельная
Обязательно
прописывается
цель
всей
проводимой
деятельности
с
детьми,
формы
работы,
а
также
предполагаемая
самостоятельная
деятельность детей.
И
ещё:
чтобы
план
был
целостным
и
системным,
мы
предлагаем
воспитателям
циклограмму
воспитательно-образовательного
процесса
в
соответствии со Стандартом.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется
воспитателями
группы
совместно
на
неделю
на
основе
предложенной
циклограммы.
В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны
формы организации деятельности:
Совместная
образовательная
деятельность
взрослого
и
детей
через организацию различных видов детской деятельности;
Непосредственно
образовательная
деятельность
с
детьми
(согласно расписанию);
Организация образовательной деятельности, осуществляемой в
ходе режимных моментов;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность детей;
Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная
работа по развитию движений, самостоятельная деятельность);
Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО.
Такой подход к организации целостного образовательного процесса
придаст воспитателю системность и последовательность в работе, творчески
подходить
к
отбору
содержания
планирования,
исключить
формализм
и
шаблонность.
Позволит
наполнить
жизнь
ребенка
интересным
содержанием,
обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить"
дошкольный
период
не
торопясь,
успевая
осмыслить
и
прочувствовать
каждый новый день.
А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском
саду.