Напоминание

"Пушкин в лицее"


Автор: Шалманова Елена Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Барашевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Барашево Теньгушевского мун ципального района Республики Мордовия
Наименование материала: презентация
Тема: "Пушкин в лицее"
Раздел: среднее образование





Назад





Консультация для родителей

«Инновационные технологии для развития речи

дошкольников»



«Не рядом, не над ним, а вместе!».
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей : в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный. В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Поэтому в ходе бесед надо ставить больше вопросов. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за ним все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет огромное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова. Опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ взрослых с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать
несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, мнемотаблицы, которые просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада так и дома в совместной деятельности детей и родителей. При проведении сказкотерапии использую в основном такие приемы как словесно– режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация. Сказкотерапия, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Произнося речь от героя, ребенок не боится сказать, что-то не правильно, так как ошибку допустит герой, а не сам он (ребенок). Очевидным является тот факт, что русский язык очень сложный. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку-дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом – «дружили». Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь - односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; - бедность речи. Недостаточный словарный запас; - замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; - отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.; Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
1
.
Дыхательная гимнастика
улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; надувание мыльных пузырей и многое другое. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. 2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. 3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Для постановки многих звуков необходимо выработать сильную воздушную струю. Недостатки детского дыхания преодолеваются с помощью специальных игр и упражнений. При этом во избежание головокружения продолжительность этих игр должна ограничиваться 3 – 5 минутами (дуем не больше 10 секунд, отдых, снова дуем) .
Этапы формирования речевого дыхания
1. Развитие диафрагмально-реберного типа дыхания 2. Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху. 3. Формирование речевого выдоха На первом этапе проводятся такие игры :«Покачай игрушку» - проводится лёжа, «Надуй шарик» - проводится сначала сидя, затем – стоя. На втором этапе проводятся игры : «Загони мяч в ворота», «Воздушный бой», «Плыви кораблик», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», «Ветерок», «Листопад», «Вертушка», «Задуй свечу» и др. На третьем этапе проводятся игры :«Спой песенку», «Рубим дрова», «Часики», «Мычалка», «Паровозик» и др.

2.

Зрительная гимнастика
: позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
3.
В развитии общей и ручной моторики используются комплексы
физминуток
: помогают снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
4.
Для развития
ручной моторики
используются самые разные тренажеры: шнуровки; застежки; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
5.
Большим успехом у детей
пользуется массажер Су Джок
– это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, где располагаются системы соответствия всем органам и участкам тела, используются (колючие шарики, валики, ребристые«травки». 6.Развитие основных движение органов артикуляционного аппарата проводиться при помощи артикуляционной гимнастики ,направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности и дифференцированности органов участвующих в речевом процессе. Таким образом, материал должен быть последовательным и идти от простых упражнений к более сложным.


В раздел образования