ПМ 06. Организация театрализованной деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Автор: Матвеенко Елена Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ "Клинцовский индустриально-педагогический коллдеж" Населённый пункт: город Клинцы Наименование материала: программа Тема: ПМ 06. Организация театрализованной деятельности детей раннего и дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Директор ГБОУ СПО КСПК
________________ Морозов С.В.
Рабочая
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.06.Организация театрализованной деятельности детей раннего и
дошкольного возраста
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
44.02.01
Дошкольное образование
Клинцы
2016
ОДОБРЕНА
на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональной подготовки по
специальностям « Дошкольное образование», « Специальное дошкольное образование»
протокол № 1 от « 7 » сентября 2016г.
Председатель ПЦК __________________ /_Калинина Л.В. /
(подпись)
(Ф.И.О.)
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальностям среднего
профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «27»октября 2014г.
№ 1351
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
образовательное
учреждение
среднего
профессионального
образования
«Клинцовский
социально-педагогический
колледж»
Разработчик:
Панасюго Е.В. заместитель директора по УПР ГБОУ СПО КСПК
Матвеенко Е.А., преподаватель ГБОУ СПО КСПК
Автушенко А.Н., преподаватель ГБОУ СПО КСПК
Рецензенты:
Чемодурова Е.П., преподаватель ГБОУ СПО КСПК
Галайдо Е.В. заведующая МБДОУ - детский сад № 11 «Земляничка»
Согласовано с работодателем:
заведующей МБДОУ - детский сад №11 «Земляничка» Галайдо Е.В
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА
И
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
7
4. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
17
5. К О Н Т Р О Л Ь
И
О Ц Е Н К А
Р Е З У Л Ь Т А Т О В
О С В О Е Н И Я
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
(ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
19
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста »
3
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
профессионального
модуля
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.01. «Дошкольное образование» в части освоения вида профессиональной деятельности
(ВПД)
– вариативная
часть :
«Организация
театрализованной
деятельности
детей
дошкольного возраста» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 6.1. Разрабатывать сценарии различных жанров детского театра.
ПК 6.2. Осуществлять постановку детского спектакля.
ПК 6.3. Проводить занятия по сценической речи и актерскому мастерству.
ПК 6.4. Владеть репертуаром детского театра.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав повышении
квалификации,
в
дополнительном
профессиональном
образовании
и
профессиональной
переподготовке
специалистов
в
области
образования,
при
наличии
среднего
профессионального образования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не
требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С
целью
овладения
указанным
видом
профессиональной
деятельности
и
соответствующими
профессиональными
компетенциями
обучающийся
в
ходе
освоения
профессионального модуля должен:
уметь:
планировать театрализованную деятельность;
использовать в работе все виды и формы театрализованных представлений;
разрабатывать сценарий театрализованного представления;
использовать художественное оформление в театрализованных представлениях;
проводить сценический тренинг (этюды, упражнения) с детьми разного возраста;
знать:
историю русского театра;
элементы актерского искусства в педагогическом мастерстве;
значение театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
виды и формы театральной работы воспитателя;
средства выразительности в театральной деятельности.
1.3.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
профессионального
модуля:
всего – 260 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов (из них
практических и лабораторных – 50 часов);
самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности «Организация
театрализованной
деятельности детей дошкольного
возраста»,
в
том
числе
профессиональными
(ПК)
и
4
общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1
Разрабатывать сценарии различных жанров детского театра.
ПК 2
Осуществлять постановку детского спектакля.
ПК 3
Проводить занятия по сценической речи и актерскому мастерству.
ПК 4
Владеть репертуаром детского театра.
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять способы,
контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать
в
коллективе
и
команде,
обеспечивать
их
сплочение,
эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками
образовательных услуг.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий
ОК10
Осуществлять
профилактику
травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья
детей,
оказывать
первую медицинскую помощь,
организовывать
и
проводить
мероприятия
по
защите детей
и
взрослых
в
чрезвычайных ситуациях.
ОК11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм
ее регулирующих.
5
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ) «Организация
театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
3.1.Тематический план профессионального модуля
Коды
профессионал
ьных
компетенций
Наименование разделов
профессионального модуля
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузк
а и
практи
ки)
Объем времени, отведенной на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная
аудиторная учебная
нагрузка обучающегося
Самостоятельн
ая работа
обучающегося
Учебна
я,
(часов)
Производственная (по
профилю
специальности),
часов, если
предусмотрена
рассредоточенная
практика)
Всего
(часо
в)
В т.ч.
лаборат
и
практи
ч.
заняти
я
(часов)
В т.ч.
курсо
вая
работ
а
(прое
кт)
Всего
чаасо
в
В т.ч.
курсова
я
работа
(прект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 6.1 – 6.4.
Раздел
ПМ
1.
Освоение
основ
театрального искусства.
60
40
-
-
20
-
-
-
ПК 6.1 – 6.4.
Раздел
ПМ
2. Освоение искусства
режиссуры.
55
40
-
-
15
-
-
-
ПК 6.1 – 6.4.
Р а з д е л
П М
3 .
Организации
театрализованной
деятельно сти
дошкольников.
45
20
10
-
15
-
18
90
Раздел
ПМ
4. Освоение актерского
мастерства.
60
40
40
-
20
-
-
-
ПК 6.1 – 6.4.
Учебная практика
18
18
ПК 6.1 – 6.4.
Производственная
практика
(по
профилю специальности)
90
90
Итого:
342
120
50
-
70
90
6
3.2.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
МОДУЛЮ
«
Организация
театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста»
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел
ПМ
1.
Освоение
основ
театрального искусства.
60
МДК 06.01
И с т о р и я
т е ат р а
и
о с н о в ы
драматургии.
60
Тема 1.1. Античный театр.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Древний театр. Театральное искусство Древнего мира.
Тема 1.2. Театр Средневековья
.
Содержание учебного материала
2
1
1
Церковная драма. Светская драматургия. Миракль. Мистерия. Моралите.
Фарс.
Т е м а
1 . 3 . Те а т р
э п о х и
Возрождения.
Содержание учебного материала
2
1
Источники развития театра эпохи Возрождения. Итальянский театр эпохи
Возрождения.
1
2
Испанский
и
английский
театр
эпохи
Возрождения.
Выдающиеся
драматурги эпохи Возрождения. (У. Шекспир, Лопе де Вега).
1
Контрольная работа « История зарубежного театра».
1
Т е м а
1 . 4 . История
Русского
театра.
Содержание учебного материала
4
1
Основные
этапы
в
истории
русского
театра.
Типы
театров.
Основные
театроведческие понятия, термины.
1
2
Народные обряды. Игрищный этап в истории русского театра. Искусство
скоморохов. Кукольный театр Петрушки.
1
Тема
1.5.
Развитие
русского
театра в XVII веке.
Содержание учебного материала
6
1
1
Театр славяно–греко–латинской академии.
2
Малорусский школьный театр.
1
3
Комедийная хоромина.
1
Содержание учебного материала
6
1
Комедиальная храмина.
1
7
Тема
1. 6 .
Русский
театр XVIII
века.
2
Университетский театр.
1
3
Крепостной театр. Театры Шереметевых.
1
4
Театр (кадетского) шляхетского корпуса.
1
5
Ф.Г. Волков – создатель первого постоянного русского театра.
1
6
Театр Медокса (Петровский театр).
1
7
Эрмитажный театр Санкт-Петербурга.
1
8
Понятие драматургии. Особенности драматургии. Русская драматургия XVIII
века.
1
Тема
1.7. Русский
театр
XIX
века.
Содержание учебного материала
9
1
Развитие театрального искусства в 19 веке. Романтический театр.
1
2
Реализм в русском искусстве. Малый театр (Государственный академический
Малый театр России).
1
3
М.С.
Щепкин
–
основоположник
русского
реалистического
театрального
искусства. (1788-1863).
1
4
Сценическая деятельность П.С. Мочалова (1800-1848).
1
5
Сценическая
деятельность
П.М.
Садовского,
М.П.
Садовского,
О.О.
Садовской.
1
6
М.Н. Ермолова – крупнейшая драматическая актриса Малого театра. Пьесы
А.Н. Островского на сцене Малого театра.
1
7
Русская драматургия XIX века. Драматические произведения А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, А.П. Чехова.
1
8
Александровский театр.
1
9
Сценическая деятельность М.Г. Савиной, П.А. Стрепетовой. Сценическая
деятельность В.А. Каратыгина.
1
10
В.Г. Белинский и театр.
1
Тема
1.8.
Русский
театр
XX
века.
Содержание учебного материала
6
1
Развитие
русского
театра
в XX
веке.
Московский
художественный
Академический театр.
1
2
В.И. Немирович – Данченко – русский режиссер, драматург, театральный
деятель
(1858-1943).
К.С.
Станиславский
–
русский
актер,
режиссер,
театральный педагог (1863-1938). Система К.С. Станиславского.
1
3
Сценическая деятельность И.М. Москвина, В.И. Качалова.
1
4
Сценическая деятельность А.К. Тарасовой, М.А. Чехова, О.Н. Андровской, О.
Ефремова, Т. Дорониной, И. Смоктуновского, Е.Евстигнеева, А. Степановой.
В.Ф. Комиссаржевская – великая русская актриса.
1
5
Малый театр и современность. Сценическая деятельность Е. Гоголевой, В.
Пашенной, И. Ильинского, Ю. Соломина, Э. Быстрицкой, Р. Нифонтовой.
1
8
6
Театр
имени
Е.
Вахтангова.
Московский
театр
им.
В.
Маяковского.
Московский театра им. Моссовета. Московский театр сатиры. Центральный
Театр Российской Армии. Большой драматический театр. (Ленинградский
государственный
Большой
драматический
театр
им.
М.
Горького).
Театр
«Ленком».
(Московский
драматический
театр
«Ленком»).
Театр
«Современник». Московский театр юного зрителя. Театр кукол С. Образцова.
Московский академический молодежный театр. Брянский театр Драмы им.
А.К. Толстого.
1
1
Контрольная работа «История русского театра».
1
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 06.
18
Примерная тематика домашних заданий
Подготовка реферативных сообщений о различных театрах мира и России.
Составление кроссвордов по истории театра.
Р а з д е л
П М
2 .
Освоение
искусства режиссуры.
55
МДК 06.02. Основы режиссуры и
м е т о д и к а
о р г а н и з а ц и и
театрализованной деятельности.
40
Те м а
2 . 1 . Сценарий
как
вид
драматургии.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие драмы и драматургии
Драма как один из трех родов литературы. Понятие композиции в драме.
Конфликт
как
действенная
основа
драмы.
Виды
конфликтов
(прямой,
косвенный,
главный,
внутренний,
внешний,
открытый
и
т. д . )
Драматический разбор пьесы
Чтение пьесы. Определение темы, идеи, сверхзадачи. Определение характера
и
вида
конфликта.
Определение
сквозного
действия.
Развитие
главного
конфликта и изменения, происходящие в героях и их действиях. Разбор пьес
(С. Маршак «Теремок», «Кошкин дом» и др.).
2
1
2
Виды сценариев.
Сценарий
как
предметно-изобразительная
и
композиционная
основа
сценического
представления.
Драматургические
методы.
Методы
организации
материала:
метод
компиляции,
метод
творческого
монтажа,
метод адаптации, драматургический метод. Метод инсценирования.
Основные
этапы
работы
над
текстом.
Приемы
обработки
текста.
План
сценария. Структура каждого эпизода. Описание действия как отправной
момент для работы художника, декоратора. Злоупотребления в оформлении.
Передача особенностей речи персонажей. Включение в текст
сценария
песен,
стихов.
Достоверность
диалогов.
Неприемлемость
в
них
т руднопроизно симых
фраз,
аббревиатур
и
т.д.
п е р е в е д е н и е
повествовательного текста в драматический диалог.
2
Тема 2.2. Профессия – режиссер.
Содержание учебного материала
2
9
1
Основные принципы работы режиссера.
Режиссура как творческая организация всех элементов спектакля с целью
создания единого, гармонически целостного художественного произведения.
Принцип
жизненной
правды.
Принцип
идейной
активности
искусства.
Принцип активности и действия. Органичность творчества актера. Принцип
творческого
перевоплощения. Главные
функции
режиссера-педагога
в
работе с актером-любителем.
Умение
управлять
актером.
Знание
духовной,
психофизической
функции
актера. Умение вызвать в актере творческий процесс в верном направлении.
Согласование результата творчества между всеми участниками постановки.
Режиссерский замысел – план постановки.
4
2
2
Работа режиссера над пьесой.
Момент
первоначального
ознакомления
режиссера
с
пьесой.
Создание
условий
для
успешной
работы.
Важность
первого
впечатления.
Нежелательное
чтение
пьесы
по
частям.
Важность
фиксации
первых
впечатлений от прочитанного. Выявление внутреннего содержания пьесы.
Соотношение
между
текстом
и
скрытым
внутренним
действием
в
содержании пьесы.
Особенности работы педагога-режиссера с актером-любителем.
Творчество
актера
–
основной
материал
в
работе
режиссера.
Первая
обязанность
режиссера
–
вызвать
в
актере
творческий
процесс.
Формы
режиссерских
заданий:
показ,
объяснение,
подсказ.
Использование
различных
режиссерских
заданий
по
подготовке
инсценировок
песенок,
стихотворений.
Самостоятельное
проведение
студентами
работы
по
подготовке
инсценировок.
Написание
планов
подготовки
и
проведения
инсценировок стихотворений.
2
3
Практические формы воспитания актера-любителя.
Тренинги. Упражнения. Этюды. Виды, достоинства и недостатки этюдов.
Алгоритм
подготовки
и
проведения
этюдов
по
художественным
произведениям. Проведения студентами подготовленных этюдов.
Этапы работы режиссера с актером над спектаклем.
Сложность репетиционного процесса. Коллективная читка, собеседование за
столом. Репетиции в выгородке. Поиски мизансцен. Репетиции на сцене.
Рабочие
прогоны
спектакля.
Генеральная
репетиция.
Репетиционное
мастерство режиссера. Способы ведения репетиций
2
Содержание учебного материала
3
10
Т е м а
2 . 4 . Педагог-организатор
театрализованной
деятельности
дошкольников.
1
Место
театрализованной
деятельности
в
системе
воспитательно-
образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.
Значение театрализованной деятельности детей. Формирование эстетического
вкуса.
Художественное
образование.
Развитие
коммуникативных
качеств
личности.
Создание
положительного
эмоционального
настроя.
Личность
педагога – организатора детской театрализованной деятельности. Элементы
актерского
искусства
в
педагогическом
мастерстве.
Требования
к
речи.
Умение
импровизировать.
Организаторские
умения.
Создание
детского
творческого коллектива. Различие законов детской игры и законов сцены. Как
детей
увлечь
театром.
Создание
творческой
атмосферы.
Необходимость
самодисциплины.
Теоретический
и
практический
опыт
организации
театрализованной деятельности в ДОУ.
Аннотирование сборников, освещающих опыт организации театрализованной
деятельности
дошкольников
(Т.
Доронова
«Играем
в
театр»,
Т.
Петрова
«Подготовка
и
проведение
театрализованных
игр
в
детском
саду»,
И. Кошманская «Театр в детском саду», Н. Сорокина «Играем в кукольный
театр» и др.).
3
2
2
Анализ
воспитательно-образовательных
программ
по
организации
театрализованной деятельности дошкольников.
Основные
задачи
по
театрализованной
деятельности
в
программах
С.
Мерзляковой
«Волшебный
мир
театра».
Л.
Куцаковой
«Театр
и
театрализованная
деятельность»,
Э.
Чуриловой
«Арт-фантазия»,
Н. Сорокиной и Л. Миланович «Театр – творчество – дети» и др. Структура
программ,
содержание,
методические
рекомендации
для
воспитателей
–
организаторов театрализованной деятельности дошкольников.
Детям об особенностях и видах театрального искусства.
Синтетический характер театрального искусства. Коллективное творчество.
Искусство, творящееся каждый раз заново. Виды театрального искусства.
Драматический театр. Музыкальный театр. Кукольный театр.
2
3
Детям об устройстве театра
Театральное
здание.
Устройство
зрительного
зала
(партер,
амфитеатр,
балконы). Мир кулис (занавес, рампа, кулисы). Методические рекомендации
И. Генераловой. Занимательные рассказы, игры, упражнения.
Знакомство с театральными профессиями
Актер.
Режиссер-постановщик
спектакля.
Художник
в
театре.
Костюмер.
Билетер.
Гример.
Суфлер.
Бутафор.
Методические
рекомендации
И.
Генераловой,
С.
Мерзляковой
по
ознакомлению
дошкольников
с
театральной азбукой.
Детям о культуре поведения в театре.
Театр начинается с вешалки. Зрительская культура. Покупка театрального
билета. О чем рассказала театральная программка. Как вести себя во время
спектакля, в антракте. Занимательные игры и упражнения
11
Тема
2.3.
Инсценирование
дра-
матических
произведений
для
детей
дошкольного
образова-
тельного учреждения на сцене.
Содержание учебного материала
18
1
Основные правила подготовки спектакля.
Интересный
драматический
материал.
Отсутствие
перегрузок
для
детей.
Возможность высказать свое мнение. Участие в постановках всех детей.
Максимальное вовлечение маленьких артистов в проблемы, сопутствующие
постановке спектакля.
Этапы работы над спектаклем с дошкольниками
Выбор пьесы, обсуждение
Деление пьесы на эпизоды
Музыкально-пластическое решение отдельных эпизодов
Переход к тексту пьесы
Работа над ролью
Репетиция отдельных картин
Премьера спектакля
2
Виды кукольного театра. Кукольный театр в ДОУ. Кукольный театр как
вид искусства .
3
Фланелеграфный театр.
Способы изготовления фланелеграфного театра.Постановка спектакля.
4
Настольный кукольный театр .
Способы изготовления кукол настольного театра. Изготовление настольного
кукольного театра. Способы управления настольными куклами. Кукла на
пластиковой бутылке. Настольный конусный театр. Этюды с настольными
куклами. Этюды на выразительность жеста, на выражение основных эмоций ,
на воспроизведение отдельных черт
характера. Постановка настольного
театра .
5
Верховые
куклы. Способы
изготовления
верховых
кукол
.
Способы
управления
верховыми
куклами.
Этюды
на
театральной
ширме,
разыгрываемые
верховыми
куклами
ганите.
Этюдный
тренаж.
Этюды
на
выразительность жеста, на воспроизведение отдельных черт характера.Театр
ложек.
6
Театр
марионеток. Способы
изготовления
кукол
–
марионеток.
Способы
вождения марионеток. Этюды с куклами-марионетками.
7
Театр кукол с живой рукой .Способы изготовления кукол с живой рукой.
Способы управления с живой рукой. Этюды с участием кукол. Постановка
фрагментов
спектакля кукол с живой рукой.
8
Тростевые куклы в ДОУ. Способы изготовления . Способы управления.
Этюды с тростевыми куклами
.
Постановка фрагментов спектаклей
.
9
Изготовление наглядных пособий для использования в театральных играх с
дошкольниками
Контрольная
работа:
Инсценирование
драматических
произведений
для
детей дошкольного образовательного учреждения на сцене.
12
Т е м а
2 . 5 . В и д ы
и
ф о р м ы
театральной работы воспитателя.
Планирование
театрализованной
деятельности дошкольников.
Содержание учебного материала
1
Основные формы театральной работы воспитателя
Специально организованная работа педагога с детьми на занятиях. Типы
занятий.
Требования
к
занятиям.
Оборудование.
Структура
занятий.
Нерегламентированная
деятельность
по
желанию
детей.
Место
нерегламентированной деятельности в режиме дня. Свободный доступ к
театральному оборудованию. Наличие в группе театрального уголка.
Виды театральной работы воспитателя
Те ат ра лизова нны е
конце рты .
Ком позиции.
И н с ц е н и р о в к и .
Театрализованные
представления.
Роль
воспитателя.
Творческие
проявления дошкольников.
10
2
2
Организация театрализованных игр – занятий во II младшей группе.
2
3
Планирование театральных занятий во II младшей группе.
4
Организация
воспитателем
театрализованной
деятельности
в
средней
группе
5
Организация театрализованной деятельности в старшей группе.
6
Организация
воспитателем
театрализованной
деятельности
в
подготовительной группе.
Контрольная работа: «Организация театрализованной деятельности в
ДОО»
3
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 06.
15
Примерная тематика домашних заданий
Изготовление кукол различных систем
Изготовление настольных игр на театральные темы.
Подбор художественных произведений для театральных занятий.
Раздел
ПМ
3.
Организации
театрализованной
деятельности
дошкольников.
178
МДК 06.02. Основы режиссуры и
м е т о д и к а
о р г а н и з а ц и и
театрализованной деятельности.
30
Тема3.1
Элементы
сценической
грамоты.
Содержание учебного материала
1
Развитие внимания, памяти, действий с воображаемыми и реальными
предметами
7
3
Практические занятия
2
13
1
Этюды
и
упражнения
на
развитие
внимания,
памяти,
действий
с
воображаемыми
и
реальными
предметами,
на
развитие
фантазии,
на
согласованность действий.
2
Групповые игры, упражнения, этюды на простейшие виды общения без слов.
Использование в этих играх сюжетов с конкретными игровыми задачами.
Тема
3.2.
Культура
и
техника
речи.
Содержание учебного материала
1
Интонация и ее компоненты.
5
3
Практические занятия
6
1
Упражнения на развитие техники речи . Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки.
2
Упражнения
на
соблюдение
орфоэпических
норм.
Правила
литературного
произношения.
3
Упражнения в постановке логических ударений.
4
Упражнения на постановку пауз.
Тема 3.3. Ритмопластика.
Содержание учебного материала
1
Развитие двигательных способностей.
8
3
2
Жесты как важное средство выразительности
3
Практические занятия
8
1
Игры на развитие двигательных способностей .
Выражение своих чувств и
эмоций через пластику своего тела.
2
Музыкально
–
пластические
импровизации .
Возникновение пластических
образов под влиянием музыки.
3
Жесты
как
важное
средство
выразительности.
Неязыковые
средства
выразительности.
Тема 3.4. Работа над спектаклем.
Содержание учебного материала
1
Этапы работы над пьесой.
10
2
2
Техника наложения грима. Пастиж. Процесс изготовления.
3
3
2
4
Костюм в детском театральном коллективе.
2
5
Музыкально-шумовое оформление спектакля.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 06.
15
Примерная тематика домашних заданий
Разработка реквизита, бутафории для оформления спектакля.
Разработка декораций для спектакля.
Разработка эскизов костюмов, определение грима для спектакля.
Разработка эскизов костюмов для роли в спектакле.
14
Учебная практика
Виды работ
Анализ планов работы по организации театрализованной деятельности.
Анализ сценариев для театрализованной деятельности дошкольников.
Обсуждение и анализ основных этапов работы над спектаклем.
Наблюдение театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Анализ условий и оборудования для организации театрализованной деятельности в ДОУ.
18
Производственная практика
(по профилю специальности)
Виды работ
Подбор художественных произведений для театрализованной деятельности, составление сценариев.
Разработка перспективных планов работы над спектаклем.
Практическая работа с детьми над текстом, ролью, организация репетиций.
Изготовление оборудования, подбор музыкального оформления спектакля.
Организация и проведение спектаклей, театрализованной деятельности.
Подготовка и проведение вечеров развлечений.
90
Р а з д е л
П М
4 .
Осво ение
актерского мастерства
60
МДК
06.03. Основы
актерского
мастерства.
60
Тема 4.1. Актер, его роль в театре.
Практические занятия
40
1
Анализ глав из книги «Рождение актера» Л. Новской (индивидуальность
актера и характер персонажа).
2
Тема 4.2. Сценическая речь.
1
Тренировка речевого аппарата
10
2
Упражнения для нижней челюсти, губ, языка
3
Работа над дикцией ( тренинг)
4
Работа над голосом (тренинг).
Тема 4.3. Интонация.
1
Составление словаря использования разных видов интонаций.
8
2
Подбор диалогов, монологов по использованию разных видов интонаций.
Тема 4.4. Сценическое движение.
1
Упражнения на сочетание различных жестов, акробатики, элементов
сценического падения.
6
Тема 4.5 .
Техника воплощения в
процессе
работы
актёра
над
ролью.
1.
Упражнения на органический процесс общения.
6
2.
Упражнения на смену приспособлений (человеческих состояний).
3.
Упражнения на наблюдательность и сцепку.
4.
Упражнения на отношение к объекту.
5.
Упражнения на словесное общение.
6.
Упражнения на физическое общение.
Тема 4.6. Техника работы актёра
над
собой
и
раскрытие
е го
творческой индивидуальности.
1
Упражнения на физические, элементарно-психологические и сложно-
психологические задачи.
8
2
Упражнения для контроля линии логического и последовательного действия.
3
Упражнения на предлагаемые обстоятельства.
15
4
Упражнения на развитие воображения и фантазии в реальной и
воображаемой плоскостях.
5
Упражнения на видения внутреннего зрения.
6
Воображение как помощник для обновления износившегося, истрёпанного.
7
Упражнения на физические, элементарно-психологические и сложно-
психологические задачи.
Самостоятельная работа при изучении раздела 4 ПМ 06.
20
Примерная тематика домашних заданий
Составление и подбор диалогов, монологов для тренировки использования разных видов интонаций.
Подбор упражнений для тренингов по актерскому мастерству.
Подбор этюдов для работы с актерами.
Дифференцированный зачет
2
Всего
342
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
16
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета русского
языка и литературы
Оборудование
учебного
кабинета
и
рабочих
мест
кабинета
русского
языка
и
литературы:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
медиатека;
методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
методические рекомендации к практическим и лабораторным работам.
Технические средства обучения:
телевизор;
DVD.
Реализация
программы
модуля
предполагает
обязательную
учебную
и
производственную (по профилю специальности) практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Литература дополнительная:
Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Развитие творческих способностей / Л.Г. Миланович.
–М.: Айрис пресс,2010.- 87 с.
Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет /
А.В. Щеткин. – М.: Мозаика,Синтез,2010. -128 с.
Щеткин, А.В. А.В. Театральная деятельность
в детском саду. Для занятий с детьми 5-6
лет / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика,Синтез,2010. -128 с.
Справочная литература:
Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования от рождения до
школы. Под редакцией Вераксы, Н.Е., Васильевой,М.Н., Комаровой,Т.С. М.: Мозаика –
Синтез, 2011.- С.167.
интернет источники:
indiqo-mir>…teatralizovmoj-deyatelnosti-diya…
muzrik/ifua>…i…po-teatralizovannoiq…v-detskom-sadi…
malinovka. Muryqino> Страничка педагогов< teatralizovannoj…
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При
реализации
модуля
предусматривается
учебная
и
производственная
практика, которые проводятся образовательным учреждением при освоении студентами
профессиональных
компетенций
в
рамках
модуля
«Организация
театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста».
Реализуется
учебная
и
производственная
практика
концентрированно.
Аттестация
по
итогам
производственной
практики
проводится
с
учетом
результатов, подтвержденных документами дошкольных образовательных учреждений.
Изучение
модуля
«Организация
театрализованной
деятельности
детей
дошкольного
возраста» проходит параллельно с изучением профессионального модуля
«Организация различных видов деятельности и общения детей».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к квалификации
педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю:
17
Обучение
по
профессиональному
модулю
и
руководство
практикой
должно
осуществляться
педагогическими кадрами, имеющими высшее образование в области
дошкольного воспитания.
Опыт
деятельности
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
является
обязательным
для
преподавателей,
отвечающих
за
освоение
обучающимися
профессионального
цикла,
эти
преподаватели
должны
проходить
стажировку
в
профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5.
КОНТ РОЛЬ
И
ОЦЕ НКА
Р Е ЗУЛ ЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы контроля и
оценки
ПК
1. Разрабатывать сценарии
различных
жанров
детского
театра.
соответствие
текста
основным
жанровым
признакам
сценария;
о р и г и н а л ь н о с т ь
и д е и
сценария.
Практические занятия.
Самостоятельная
внеаудиторная
работа.
Оценка
на
производственной
(по
профилю специальности) практике.
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
ПК 2. Осуществлять постановку
детского спектакля.
с о от ве т с т в ие
т е м а т и к е
спектакля;
мастерство исполнения;
у р о в е н ь
с ц е н и ч е с к о й
культуры;
зрелищность постановки;
эмоциональное
воздействие
на зрителя;
художественное
оформление,
соответствующее
идее
спектакля.
Практические занятия.
Самостоятельная
внеаудиторная
работа.
Оценка
на
производственной
(по
профилю специальности) практике.
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
ПК
3.
Проводить
занятия
по
сценической речи и актерскому
мастерству.
перевоплощение;
создание
с ц е н и ч е с ко го
образа
(целостное
представление
общего образа спектакля и, исходя из
этих
обстоятельств,
с о зд а н и е
рисунка роли);
владение
художественным
словом;
сформированность
техники
сценической речи.
Практические занятия.
Самостоятельная
внеаудиторная
работа.
Оценка
на
производственной
(по
профилю специальности) практике.
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
ПК
4.
Владеть
репертуаром
детского театра.
подбор и анализ репертуара
для детского театра;
адаптация
репертуара
к
условиям детского театра;
подготовка
репертуара
к
концертному выступлению.
Практические занятия.
Самостоятельная
внеаудиторная
работа.
Оценка
на
производственной
(по
профилю специальности) практике.
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
Формы
и
методы
контроля
и
оценки
результатов
обучения
должны
позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
Основные показатели
Формы и методы контроля и
18
(освоенные общие
компетенции)
оценки результата
оценки
ОК1. Понимание сущности
и
социальной
з н ачи мо с т и
с в о е й
б у д у щ е й профессии,
проявление к ней устойчивого
интереса.
Проявление стабильного интереса
к
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
деятельности
Высокий
уровень
мотивации
и
готовности
к
педагогической
деятельности.
Наличие положительных отзывов
п о
и то г а м
п е д а г о г и ч е с ко й
практики.
М е т о д ы
п е д а г о г и ч е с к о г о
исследования.
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
ОК2. Организация собственной
деятельности, определение
способов, контроль и
оценка
решения
профессиональных задач.
Обоснованность
планирования
и
осуществления
театрализованной
деятельности
О б о с н о ва н н о с т ь
в ы б о р а
и
применения методов и способов
подготовки
обучающихся
к
театрализованной деятельности.
Анализ
и
самоанализ
результатов
производственной практики.
Р е ф л е к с и я
п е д а г о г и ч е с к о й
деятельности
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
ОК3. Оценка рисков и
принятие
решений
в
нестандартных ситуациях.
О п т и м а л ь н о с т ь
п р и н я т ы х
р е ш е н и й
в
н е с т а н д а р т н ы х
ситуациях.
Оценка
психолого-педагогической
целесообразности
и
креативности
принятого решения.
Экзамен
по
профессиональному
модулю.
ОК4.
Осуществление
поиска, анализ
и
о
ц
е
н
к
а информации,
необходимой для
постановки
и
решения профессиональных
задач,
профессионального
и личностного развития.
Результативность
поиска
и н ф о р м а ц и и
в
р а з л и ч н ы х
источниках.
Оптимальный
выбор
значимой
информации
на
основе
анализа
содержания.
О ц е н к а
в
х о д е
в ы п о л н е н и я
исследовательской
или
проектной
работы.
Оценка на практических занятиях.
О К 5 .
И с п о л ь з о в а н и е
информационно-
коммуникационных технологий
д л я
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
профессиональной
деятельности.
В л а д е н и е
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационными
технологиями.
Использование
современных
информационных
ресурсов
в
профессиональном
самосовершенствовании.
Оце нка
ре зульт атов
с е т е в о г о
педагогического взаимодействия.
Экзамен
по
профессиональному
модулю
ОК6. Работа в коллективе
и
команде,
обеспечение
их
с п л о ч е н и я , эффективное
общение с коллегами,
руководством, потребителями и
заказчиками
образовательных
услуг.
Умение
работать
в
команде
и
коллективе.
Э ф ф е к т и в н а я
о р г а н и з а ц и я
общения
и
взаимодействия
с
участниками
педагогического
процесса.
Наличие положительных отзывов
от руководства ДОУ.
Самооценка,
п е д а го г и ч е с к а я
ре флексия
с ф о рм и р о в а н н о с т и
коммуникативных и организаторских
умений.
Экзамен
по
профессиональному
модулю
ОК7. Постановка цели,
мотивация
деятельности
обучающихся, организация
и
к о н т р о л ь
и х
р а б о т ы
с
п р и н я т и е м
н а себя
ответственности
за
качество
образовательного процесса.
Умение
формировать
мотивацию
воспитанников (обучающихся).
Высокий
уровень
р а з в и т и я
организаторских умений.
С т а б и л ь н о е
п р о я в л е н и е
ответственности
за
каче ство
образовательного
п р о ц е с с а
(занятий, мероприятий).
О ц е н к а
и
с а м о о ц е н к а
организационных умений.
Экзамен
по
профессиональному
модулю
О К 8 .
С а м о с т о я т е л ь н о е
определение
з а д ач
профессионального
и
личностного
развития,
осуществление
самообразования,
осознанное
планирование
п ов ы ше н и я
квалификации.
Правильная постановка
цели и
з а д а ч
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
развития.
Самостоятельность
п л а н и р о в а н и я
п р о ц е с с а
профессионального
с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я
и
повышения квалификации.
О ц е н ка
п л а н а
( п р о г р а м м ы )
профессионального
самосовершенствования
Экзамен
по
профессиональному
модулю
О К 9 .
О с у щ е с т в л е н и е
профессиональной
А д а п т а ц и я
м е т о д и ч е с к и х
материалов
к
изменяющимся
Оценка результатов педагогической
практики.
19
деятельности
в
условиях
обновления ее целей,
содержания,
смены
технологий
условиям
профе ссиональной
деятельности.
Стабильное проявление интереса
к
и н н о в а ц и я м
в
о б л а с т и
театрализованной деятельности.
Мобильность.
С п о с о б н о с т ь
к
б ы с т р о й
адаптации
к
изменившимся
условиям.
О ц е н к а
э ф ф е к т и в н о с т и
используемых технологий обучения
Экзамен
по
профессиональному
модулю
О К 1 0 .
О с у щ е с т в л е н и е
профилактики
травматизма,
обеспечение охраны жизни
и
здоровья
детей,
оказание
п е р в о й
м е д и ц и н с к о й помощи,
организация
и
проведение
мероприятий
по
защите детей
и
взрослых
в
чрезвычайных
ситуациях.
С о з д а н и е
б е з о п а с н о й
образовательной среды.
Использование способов, форм и
м е т о д о в
п р о ф и л а к т и к и
травматизма, обеспечение охраны
жизни и здоровья воспитанников
(обучающихся)
Оценка
результатов
педагогической
практики.
Экзамен
по
профессиональному
модулю
О К 1 1 .
П о с т р о е н и е
профессиональной
д е я т е л ь н о с т и
с
соблюдением правовых норм ее
регулирующих.
Осуществление
профессиональной
деятельности
в
соответствии
с
правовыми
нормами.
Оценка результатов педагогической
практики.
Экзамен
по
профессиональному
модулю
20