Напоминание

"Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения"


Автор: Канищева Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мценска "Детский сад №10".
Населённый пункт: г. Мценск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование у детей знаний и навыков безопасного

поведения.
Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстниками в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком. Только тогда она станет действенным регулятором его поведения. От того, насколько подготовлен ребенок в данной области, зависит его последующая жизнь. Поэтому одной из самых важных актуальных тем, которая в настоящее время стоит перед специалистами ДОУ, является вопрос: «Как обезопасить жизнь детей дошкольного возраста?» В своей работе стараемся выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила сначала подробно объясняем детям, а затем следим за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, используем такой алгоритм занятия: 1. Рассматривание наглядности. 2. Разбор ситуаций. 3. Обыгрывание. Для детей младших групп, берем примеры из знакомых сказок, литературных произведений. Организовываем специальные игры с другими детьми, куклами, мягкими игрушками. В этих играх ребенок выступает попеременно, как врач или как пациент, произнося соответствующие слова и
«обучаясь» - роли больного и доктора. Предлагаем детям подумать над логическими задачами – заданиями. На занятиях и в свободное время широко пользуемся дидактическими играми по ОБЖ. С детьми старшего возраста реализовали проект «Уроки на дороге». Данный проект представлял собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил – стихов, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии и т. д., дети расширили первоначальные представления, накопили и закрепили знания о правилах безопасности. Работу по формированию у детей знаний и навыков безопасного поведения нельзя ограничивать только рамками детского сада. Главный акцент должен быть сделан на эффективном взаимодействии с родителями. Очень большое значение имеет положительный пример в поведении взрослых, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают. Стараемся объяснить родителям, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. С родителями за «круглым столом» провели небольшой тренинг – что можно дома, необязательно должно быть разрешено в других случаях и наоборот. Чтобы наметить границу, родители записали абсолютные запреты на одной стороне листа, а не самые важные на другой. Выделили то основное, что требует совместных усилий нас – педагогов и родителей. Наметили совместные решения относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запросов. Соотношение разрешений и прямые запреты меняются в зависимости от времени года, от условий дома, от развития ребенка. По проблеме обеспечения безопасности дошкольников были намечены основные задачи взаимосотрудничества с родителями:
- установить преемственность в работе с семьей по формированию у дошкольников осознанного отношения к здоровью и личной безопасности; - раскрыть перед родителями актуальность, своевременность обучения дошкольников ОБЖ в современном мире; - изыскать пути естественного включения семьи в процесс обучения дошкольников ОБЖ. Для реализации этих задач используем разнообразные формы влияния на семью: через родительские собрания, открытые просмотры мероприятий с детьми, семинары-практикумы, развлечения, праздники. Обучать детей правилам безопасности должны в первую очередь сами родители. По опросам, отношение родителей к изучению детьми ОБЖ самое положительное, потому что это, прежде всего жизнь и здоровье. Жизнь дается человеку только раз, и прожить ее нужно так… Но, чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала надо ее сохранить…


В раздел образования