"Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения"
Автор: Канищева Надежда Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г.Мценска "Детский сад №10". Населённый пункт: г. Мценск Наименование материала: статья Тема: "Формирование у детей знаний и навыков безопасного поведения" Раздел: дошкольное образование
поведения.
Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или
иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка
со
взрослым
или
сверстниками
в
некоторых
случаях
можно
оценить
положительно
–
как
стремление
отстоять
себя,
отстоять
право
на
свое
мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и
принята человеком. Только тогда она станет действенным регулятором его
поведения.
От того, насколько подготовлен ребенок в данной области, зависит его
последующая
жизнь.
Поэтому
одной
из
самых
важных
актуальных
тем,
которая в настоящее время стоит перед специалистами ДОУ, является вопрос:
«Как обезопасить жизнь детей дошкольного возраста?»
В своей работе стараемся выделить такие правила поведения, которые
дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье
и безопасность. Эти правила сначала подробно объясняем детям, а затем
следим за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни –
это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение
в различных ситуациях.
Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, используем
такой алгоритм занятия:
1.
Рассматривание наглядности.
2.
Разбор ситуаций.
3.
Обыгрывание.
Для
детей
младших
групп,
берем
примеры
из
знакомых
сказок,
литературных произведений. Организовываем специальные игры с другими
детьми,
куклами,
мягкими
игрушками.
В
этих
играх
ребенок
выступает
попеременно, как врач или как пациент, произнося соответствующие слова и
«обучаясь»
-
роли
больного
и
доктора.
Предлагаем
детям
подумать
над
логическими задачами – заданиями.
На занятиях и в свободное время широко пользуемся дидактическими
играми по ОБЖ.
С детьми старшего возраста реализовали проект «Уроки на дороге».
Данный
проект
представлял
собой
систему
работы
по
формированию
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах.
Через
занятия,
беседы,
заучивание
рифмованных
правил
–
стихов,
чтение
художественной
литературы, наблюдения, экскурсии и т. д., дети расширили первоначальные
представления, накопили и закрепили знания о правилах безопасности.
Работу
по
формированию
у
детей
знаний
и
навыков
безопасного
поведения
нельзя
ограничивать
только
рамками
детского
сада.
Главный
акцент должен быть сделан на эффективном взаимодействии с родителями.
Очень
большое
значение
имеет
положительный
пример
в
поведении
взрослых, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания.
Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым
платком,
если
родители
сами
этого
не
делают.
Стараемся
объяснить
родителям,
что
нельзя
требовать
от
ребенка
выполнения
какого
–
либо
правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. С родителями
за
«круглым
столом»
провели
небольшой
тренинг
–
что
можно
дома,
необязательно должно быть разрешено в других случаях и наоборот. Чтобы
наметить границу, родители записали абсолютные запреты на одной стороне
листа, а не самые важные на другой. Выделили то основное, что требует
совместных
усилий
нас
–
педагогов
и
родителей.
Наметили
совместные
решения относительно окончательного перечня жизненно важных правил и
запросов.
Соотношение
разрешений
и
прямые
запреты
меняются
в
зависимости от времени года, от условий дома, от развития ребенка.
По проблеме обеспечения безопасности дошкольников были намечены
основные задачи взаимосотрудничества с родителями:
- установить преемственность в работе с семьей по формированию у
дошкольников осознанного отношения к здоровью и личной безопасности;
- раскрыть перед родителями актуальность, своевременность обучения
дошкольников ОБЖ в современном мире;
- изыскать пути естественного включения семьи в процесс обучения
дошкольников ОБЖ.
Для реализации этих задач используем разнообразные формы влияния
на семью: через родительские собрания, открытые просмотры мероприятий с
детьми, семинары-практикумы, развлечения, праздники.
Обучать детей правилам безопасности должны в первую очередь сами
родители. По опросам, отношение родителей к изучению детьми ОБЖ самое
положительное, потому что это, прежде всего жизнь и здоровье.
Жизнь дается человеку только раз, и прожить ее нужно так… Но, чтобы
прожить жизнь так или иначе, сначала надо ее сохранить…