Значение театрализованных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Автор: Сунчугашева Елена Константиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Машенька" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: Значение театрализованных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Сунчугашева Елена Константиновна, воспитатель,МБДОУ «Детский
сад «Машенька», г. Абакан
Значение театрализованных игр для всестороннего развития детей
дошкольного возраста
Детство
-
пора
удивительных
открытий.
Мир
п р ед с т а е т
притягивающим
разнообразием
форм,
цветов,
запахов,
вкусов,
звуков.
Окружающее
обладает
множеством
явных
и
скрытых
свойств,
которые
ребенок учится открывать для себя.
Одним из видов детской деятельности,
широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей
дошкольного
возраста
является
театрализованная
игра
-
одна
из
самых
демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет
решать
актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных
качеств
личности,
развитием
памяти,
воображением,
фантазии,
инициативности и т.д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с
миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию,
сопереживанию,
активизируют
мышление,
воображение,
а
главное
-
помогают
психологиче ской
адаптации
ребенка
в
ко л л е к т и в е .
Театрализованные
игры
представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных
произведений
(сказки,
рассказы,
специально
написанные
инсценировки).
Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным
средством
и
социализации
дошкольника
в
процессе
осмысления
им
нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и
участия
в
игре,
которая
имеет
коллективный
характер,
что
и
создает
благоприятные
условия
для
развития
чувства
партнерства
и
освоения
способов
позитивного
взаимодействия.
В
театрализованной
игре
осуществляется
эмоциональное
развитие:
дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают
причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и
для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение
выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством
самовыражения и самореализации ребенка [1].
Участвуя
в
театрализованной
деятельности,
дети
знакомятся
с
окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы
заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
театрализованной
игры
незаметно
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется
звуковая
культура
его
речи,
ее
интонационный
строй.
Исполняемая
роль,
произносимые
реплики
ставят
ребенка
перед
необходимостью
ясно,
четко,
понятно
изъясняться.
У
него
улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не
менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу
ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам [2,3].
Театрализованные
игры
также
позволяют
формировать
опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение
или
сказка
для
детей
дошкольного
возраста
всегда
имеют
нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для
подражания
и
отождествления.
Именно
способность
ребенка
к
такой
идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на
формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать
многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Совместная
театрально-игровая
деятельность
-
уникальный
вид
сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и
дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками
общения [2].
Таким образом, в процессе проведения театрализованных игр у детей
совершенствуются
формы,
виды
и
средства
общения,
складываются
и
осознаются
непосредственные
взаимоотношения
детей
друг
с
другом,
приобретаются
коммуникативные
умения
и
навыки.
Большое
и
разностороннее
влияние
театрализованных
игр
на
личность
ребенка
позволяет
использовать
их
как
сильное,
но
ненавязчивое
педагогическое
средство.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 127 c.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2005. –
№5. – С. 28–35.
3.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.