Проблемы культурологического взаимодействия детей в многонациональной школе и их решение.
Автор: Драпей Надежда Алексеевна Должность: учитель биологии и географии Учебное заведение: МБОУ "Школа № 93 Населённый пункт: г. Ростов на Дону Наименование материала: статья Тема: Проблемы культурологического взаимодействия детей в многонациональной школе и их решение. Раздел: среднее образование
Наименование статьи: «Проблемы культурологического взаимодействия
детей в многонациональных школах и их решение»
Автор: Драпей Надежда Алексеевна
МОУ «Школа № 93» г. Ростов-на-Дону
89381670168.
Электронная почта: berezowskaia.
nadia@yandex.
ru
В последнее время все чаще наблюдаю обострение межэтнических
отношений школьников. В школах Ростовской области, да и в других
регионах полагаю, все больше обучается учащихся разных национальностей
в связи с тем, что происходит широкая миграция населения как внутри
России, так и из других государств. В связи с этим возникают проблемы
культурологического взаимодействия детей и поэтому, главной целью
воспитания становится формирование межэтнической толерантности. Что же
такое межэтническая толерантность?
Это способность человека проявлять терпимость к образу жизни людей
других национальностей, их поведению, обычаям, верованиям, то есть
культуре.
Культура каждого народа имеет право на участие в развитии,
воспитании подрастающего поколения. «Культурное сотрудничество, диалог,
взаимопонимание народов Мира является залогом справедливости и
демократии, условием предотвращения конфликтов, насилия и воин» / Д.С.
Лихачев «Декларация прав культуры» стр.334/ Культура этноса должна
развиваться не изолированно. А быть составной частью культуры всего
региона. Осознание своей этнической принадлежности необходимо для
самоутверждения, самореализации молодого поколения. Личность - субъект
культуры. Россия полиэтническая страна и успех социализации во многом
будет зависеть от влияния на человека других этносов, поэтому в настоящее
время очень важна этническая направленность образования и воспитания.
Самореализация личности невозможна без национального самосознания,
так как по своему рождению каждый человек принадлежит к какой либо
национальности. Каждый ребенок, вступая с другими детьми во
взаимодействие через общение, как личность должен осознавать свою
индивидуальность, и в тоже время, находить общее с другими. Идеи согласия
и толерантности во взаимоотношении, гуманистическая культура
межнационального общения имеет большое значение для
многонациональной России. Чтобы сформировать культуру
межнационального общения, необходимо знать традиционную культуру
воспитания всех народов, населяющих регион (обычаи, язык, искусство,
историю и.т.)
Школа это место встречи многообразия культур, где дети учатся
совместному соуществованию, содружеству не теряя своей этнической
идентичности. Необходимо подготовить детей к взаимодействию, общению,
что возможно только через просвещение, то есть через знакомство с
историей, обычаями, традициями других народов, его моральными
ценностями. Необходимо обучение конкретным навыкам общения в новом
этническом окружении. Этому должны обучать на уроках истории,
обществознания, литературы, географии.
В настоящее время культурологический аспект является важнейшим в
реализации гуманизации образования. Сегодня культура перемещается в
центр социальной жизни, пробуждает в человеке
Личность, является инструментом его самопознания. Культура всегда
направлена на обретение человеком смысла жизни. В настоящее время
ученика стараются как можно больше накачать знаниями, наращивают
эрудицию, но только не включают его в контекст культуры. Что значит быть в
культуре? Это значит вступать в общение с другими культурами, подняться
над собственным Я. В процессе воспитания необходимо создать
положительно-эмоциональное отношение к народным традициям через
воспитание интереса к ним. Организацию систематической учебно-
воспитательной деятельности, в содержание которой необходимо вводить
традиции, фольклор, народное творчество, которое перейдет в
познавательную активность, необходимо вводить в программу учебного
процесса по географии как предмета особенно близкого к этносу.
Анализ преподавания географии в современной школе свидетельствует о
недостаточной реализации этнокультурного подхода, отсутствие этно-
культурологической составляющей, что снижает уровень и результативность
преподавания географии, о чем свидетельствую результаты последнего
всероссийского географического диктанта.
Культурологический подход – универсальная методологическая основа
географического образования, позволяющая раскрыть социально-
географические процессы и явления как феномены культуры. В рамках
географического образования на основе кльтурологического подхода
происходит формирование географической культуры личности, а через нее –
постижение ею общечеловеческих ценностей, познание себя и окружающего
мира, поиски гармонии с природой и многообразным национально-
конфессиональным российским социумом. Актуальность изучения
этнокультурного компонента в рамках школьной географии обусловлены
необходимостью формирования у выпускников этнокультурной
компетентности, этно-толерантности. Необходимо увеличение часов
географии на старшей ступени обучения в виде включения этно-географии
как отдельной дисциплины, а на средней ступени эффективно также
применение еще и внеклассной работы.
Многие молодые люди пытаются ответить на извечные вопросы: Кто я? В
чем смысл жизни? Как появилась жизнь? Если жизнь после смерти? На все
эти вопросы отвечает культура и тем самым приобщает школьников к
изучению самого себя. Взрослея, ребята сталкиваются со злом,
несправедливостью, изучая культуру, они открывают для себя мир вечного
нравственного поиска. Знания, полученные на внеклассных занятиях,
сделают наших учащихся внимательными друг к другу. Идея, лежащая в
работе вне уроков – знакомство с культурой как важнейшим феноменом
окружающего Мира. Задача внеклассной работы точно, корректно и
достаточно занимательно представить учащимся многообразие культур
существующих в регионе, рассказать об истории их возникновения, осветить
их особенности, показать эстетическую сторону культуры – музыка, поэзия,
танцы, художественные произведения и т.д. Как итог – признание и
реализация права каждого человека на выражение собственных убеждений и
мнений. Основой хорошего общества является: любовь, прощение и
терпение, пусть это будет семья, класс, школа, регион, целое государство и
весь Мир.
В нашей школе мы проводили ежегодные фестивали народов Ростовской
области. Каждый класс в начале года получал проектное задание по
исследованию одного из этносов. Проводилась огромная и интересная работа
с привлечением родителей учащихся и как итог фестиваль с презентацией,
включающая танцы, песни, музыку, литературу, историю костюма и т.д.
Работали вместе дети разных национальностей и их объединяла
толерантность в основе которой лежит любовь, прощение и терпение.