Напоминание

" Удивительный мир музыкальных образов"


Автор: Христусенко Елена Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: конспект
Тема: " Удивительный мир музыкальных образов"
Раздел: среднее образование





Назад






Христусенко Елена



Анатольевна – учитель музыки
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

КЛАСС: 6

ТЕМА УРОКА:
Удивительный мир музыкальных образов.
«Музыка, как и любой вид искусства,

передаёт мысли того, кто её создал,

мысли и чувства тех, кого она изображает»

В. А. Сухомлинский.

ЦЕЛЬ УРОКА:
исследовать разнообразие музыкальных образов и осознать уникальность рождаемых ими чувств в душе каждого человека.
ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
познакомить с понятием «музыкальный образ», с лирическими образами в искусстве на основе разучиваемой песни Я. Дубравина, стихи В. Суслова «Песня о земной красоте». Познакомить с многообразием и богатством вокальных и инструментальных произведений А.Караманова, «Осенний вечер», романсом П. Булахова, стихи В.Чуевского «Гори гори, моя звезда», романсом А. Гурилёва, стихи И. Макарова «Колокольчик».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать образно-ассоциативное мышление учеников, интерпретации музыкальных произведений через их сравнение, вокально- хоровые навыки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитывать эстетический вкус, чувство любви к родной земле, интерес к музыке русских композиторов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
вывести содержание музыкальных образов изучаемых на уроке произведений на личностно-значимый уровень для каждого учащегося;  сравнивать разные по содержанию музыкальные образы и выразительные средства музыки, способствующие их созданию; 1
 активизировать воображение детей;  развивать умение эмоционально ярко выражать в коллективном исполнении различные по содержанию музыкальные образы;  оценивать своё и коллективное исполнение;  учиться сравнивать различные интерпретации одного музыкального произведения;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
 выявить уровень усвоения учащимися понятия «музыкальный образ»  осваивать исполнительские средства выразительности;  в ходе интонационного анализа раскрыть содержание музыкального образа в произведениях А. Караманова «Осенний вечер», романсом П. Булахова, стихи В. Чуевского «Гори гори, моя звезда» , романсом А. Гурилёва, стихи И. Макарова «Колокольчик». 
ТИП УРОКА:
комбинированный.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
музыкальный образ, лирический образ, интонация, романс, А. Караманов, П. Булахов, А. Гурилёв.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
 Я. Дубравин, стихи В. Суслова «Песня о земной красоте». А. Караманов «Осенний вечер», романс П. Булахова, стихи В. Чуевского «Гори гори, моя звезда», романс А. Гурилёва, стихи И. Макарова, «Колокольчик».
МЕТОД:
 метод художественной драматургии;  метод сравнения;  метод интонационного анализа;  метод эмоционального сопоставления;  метод мысленного пения;  метод наблюдения за музыкой;  метод слуховой наглядности;  словесные методы (диалог, разъяснения,пояснение).  уникальность рождаемых ими чувств в душе каждого человека.
ОБОРУДОВАНИЕ:
аккордеон, ноутбук, листочки для тестов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
 выразительное и осмысленное исполнение песни;  выполнение теста; 2
 сравнительный анализ предложенных фрагментов музыки;  интонационный анализ музыкальных произведений;
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент. Материал для восприятия и интерпретации музыки. А. Караманов «Осенний вечер», романс П.Булахова, стихи В. Чуевского, «Гори гори, моя звезда», романс А.Гурилёва, стихи И. Макарова «Колокольчик». 2 Практическая художественно-творческая деятельность Я. Дубравин, стихи В. Суслова «Песня о земной красоте». Физкультминутка. Рефлексия. Обобщение.
ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Задача:
 ввести в тему урока.
У:
Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок начался звучанием замечательного крымского композитора Алемдара Сабитовича Караманова «Осенний вечер». Я люблю это музыкальное произведение. У каждого из нас есть любимая музыка, созвучная нашему характеру,состоянию,настроению- музыка нашей души. Мы все разные,душа каждого из нас «звучит» неповторимо,поэтому мы любим разную по содержанию музыку. Также я вас познакомлю с произведениями вокального жанра –романсом русского композитора П. Булахова, на стихи В. Чуевского «Гори гори, моя звезда»
,
романсом Гурилёва, на стихи И. Макарова «Колокольчик».
СЛУШАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
3
Показываю слайды с портретами композиторов. Дети слушают программные произведения,после отвечают на тесты. Проблемное задание по теме урока в форме теста на определение стиля инструментальной музыки А. Караманова , вокальной- романсов П. Булахова, А. Гурилёва.
Задачи:
 способствовать развитию интонационного слуха ;  закреплять основные черты стиля инструментальной музыки А. Караманова, вокальной – романсов П. Булахова, А.Гурилёва.
У:
И так, сейчас вы услышите фрагменты трёх музыкальных произведений.Вам нужно будет определить произведения какого из трёх композиторов звучат, в инструментальном жанре, вокальном. Тест: 1.А.Караманов. «Осенний вечер». 2.П.Булахов. «Гори гори,моя звезда». 3.А.Гурилёв. «Колокольчик».
У:
Теперь давайте проверим .Первым номером звучало произведение….? Вторым….? Третьим….? Скажите,какие качества характерны для музыки А. Караманова, которые, помогают отличить его музыкальное произведение от музыки других композиторов по характеру и настроению?
Д:
Песенность, напевность,интонации . Предваряю и сопровождаю ответы учащихся звучанием прослушанных музыкальных фрагментов.
У:
А какой характер и настроение музыки романса П.Булахова «Гори гори, моя звезда»?
Д:
Характер музыки песенный,мелодичный, напевный.Настроение музыки лиричное. 4

У:
Произведения, в которых передаются чувства,мысли,и переживания, вызванные различными обстоятельствами жизни называются лирическими. Такие произведения исполнялись под аккомпанемент гитары. Напоминаю фрагмент музыки романса П.Булахова.
У:
Звучит следующее музыкальное произведение романс А.Гурилёва «Колокольчик».Дети определяют характер,настроение.
У:
Кому-то из вас ближе музыкальные образы музыки А. Караманова,кого-то своей песенностью и напевностью заинтересовала музыка романсов П. Булахова, А.Гурилёва . Попробуйте ответить, музыка какого композитора близка именно вам? Почему?
Д:
3-4 ответа детей.
Задачи:
*вывести понимание смысла музыкального образа «Колокольчик» А. Гурилёва на личностно-значимый для учащихся уровень.
У:
Третьим номером прозвучало музыкальное произведение романс А. Гурилёва, которое называется «Колокольчик». Мы можем сказать,что главное место в его творчестве занимает вокальная лирика- русский романс. Это была музыка его души? Как вы думаете? Раскройте содержание ? На столах лежат листочки со словами русского романса А.Гурилёва «Колокольчик».
Д:
Да! Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь дальний путь,без него картина дороги, путешествие на Руси была бы не полной.
У:
Ребята, кого на Руси называли ямщиком?
Д:
Управляющий лошадиной тройкой.
У:
В С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей. Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник . 5

Д:
Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса». « Столько чувства в той песне унылой ,столько чувства в напеве родном».
У:
Послушайте романс « Колокольчик» , о каких чувствах говорит путник? Звучит романс «Колокольчик».
Д:
тоска о чём- то родном, воспоминание, переживание,волнение… Дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…
У:
У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминание и размышление неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью души русского человека. Так как в романсе « Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении?
Д:
В старинном русском романсе « Колокольчик» рисуется лирический образ.
У:
А музыка, музыка какая ?
Д:
Музыка печальная, лиричная, взволнованная, как будто бы человек рассказывает историю своих переживаний, как бы поёт песню своей души.В нём он выразил свои эмоции,настроение.
У:
Сейчас я вам исполню это произведение. Послушайте и подумайте, близка ли вам эта музыка? Исполняю песню голосом без сопровождения «Колокольчик» А.Гурилёва,на стихи И.Макарова.
У:
Вам понравилась музыка романса? Как вы считаете, совпадает ли состояние вашей души с состоянием души романса А.Гурилёва?
Д:
2-3 ответа детей. Правильно говорят.что когда не хватает слов, начинается музыка… Поэтому музыку,бывает сложно описать словами. Я подготовила список определений, выражающих различные эмоции. Наша с вами задача- найти определения,которыми можно описать музыку романса А. Гурилёва, на стихи И. Макарова «Колокольчик». нежно иронически яростно 6
трогательно, мечтательно, взволнованно, решительно, сдержанно, безчувственно, самозабвенно, лирично, возвышенно. щемяще, проникновенно трепетно одухотворённо
ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Работа над песней Я.Дубравина «Песня о земной красоте».

Задачи:
 работать над музыкальным образом разучиваемой песни Я.Дубравина, стихи В.Суслова «Песня о земной красоте».  добиваться кантилены;  работать над строем и ансамблем;  исполнить первый куплет целиком;
У:
Ребята, скажите,как называется, песня, которую мы с вами начнём учить?
Д: «
Песня о земной красоте» Я. Дубравина.
У:
А как она связана с темой нашего урока? Давайте обратимся к названию темы нашего урока ,обратимся к эпиграфу урока. «Удивительный мир музыкальных образов». Вспомним и закрепим понятие «музыкальный образ». Музыкальный образ-это единство жизненного содержания и формы, выраженное музыкальными интонациями.
У:
Я сейчас исполню первый куплет песни Я. Дубравина «Песня о земной красоте». Исполняю первый куплет песни аккомпанируя на аккордеоне.Показ текста песни вывожу на экран.
У:
О чём поётся в песни?
Д:
О красоте своей природы, бережное отношение к ней, о любви к своей Родины,своему родному краю, красоте что нас окружает.
Распевание.
7

Задачи:
 работать над пропеванием долгих звуков;  следить за качеством певческого звука,округлостью звучания;  добиваться правильного,выразительного исполнения каждой фразы;
У:
Давайте сначала распоёмся. Выстраиваем первый звук,и поём от звука c- по полутонам вверх,в тональности c-dur.
Работа над песней Я.Дубравина «Песня о земной красоте».
Повторяем с учащимися отдельно все интонационно сложные фрагменты,отдельно проучиваем партии в двухголосных фрагментах,соединяем партии,работаем над ансамблем и строем.В припеве работаем над кантиленой и чистотой долгих звуков.Добиваюсь насыщенного,эмоционального,наполненного звука,мелодичности,напевности песни.
Рефлексия

У:
Ребята,мы с вами сегодня говорили,что в душе каждого человека есть своя музыка.А у природы есть музыка?Нам надо не забывать о том, что мы должны сохранять,беречь природу, чтобы слышать её…музыку!
У:
Ребята,скажите,пожалуйста,была ли на уроке музыка, созвучная вашей душе?Какая это музыка?Какое из музыкальных произведений вызвало у вас наибольший отклик? Были ли на уроке произведения, оставившие вас равнодушными?
Д:
Ответы учащихся.
У:
Спасибо за урок! 8


В раздел образования