Автор: Христусенко Елена Анатольевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34" Населённый пункт: г.Симферополь Наименование материала: конспект Тема: " Удивительный мир музыкальных образов" Раздел: среднее образование
ТЕМА УРОКА: Удивительный мир музыкальных образов.
«Музыка, как и любой вид искусства,
передаёт мысли того, кто её создал,
мысли и чувства тех, кого она изображает»
В. А. Сухомлинский.
ЦЕЛЬ УРОКА: исследовать разнообразие музыкальных образов и осознать
уникальность рождаемых ими чувств в душе каждого человека.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: познакомить с понятием «музыкальный образ», с
лирическими образами в искусстве на основе разучиваемой песни Я.
Дубравина, стихи В. Суслова «Песня о земной красоте». Познакомить с
многообразием и богатством вокальных и инструментальных произведений
А.Караманова, «Осенний вечер», романсом П. Булахова, стихи В.Чуевского
«Гори гори, моя звезда», романсом А. Гурилёва, стихи И. Макарова
«Колокольчик».
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать образно-ассоциативное мышление учеников,
интерпретации музыкальных произведений через их сравнение, вокально-
хоровые навыки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать эстетический вкус, чувство любви к
родной земле, интерес к музыке русских композиторов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
вывести содержание музыкальных образов изучаемых на уроке
произведений на личностно-значимый уровень для каждого
учащегося;
сравнивать разные по содержанию музыкальные образы и
выразительные средства музыки, способствующие их созданию;
1
активизировать воображение детей;
развивать умение эмоционально ярко выражать в коллективном
исполнении различные по содержанию музыкальные образы;
оценивать своё и коллективное исполнение;
учиться сравнивать различные интерпретации одного музыкального
произведения;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
выявить уровень усвоения учащимися понятия «музыкальный образ»
осваивать исполнительские средства выразительности;
в ходе интонационного анализа раскрыть содержание музыкального
образа в произведениях А. Караманова «Осенний вечер», романсом П.
Булахова, стихи В. Чуевского «Гори гори, моя звезда» , романсом А.
Гурилёва, стихи И. Макарова «Колокольчик».
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: музыкальный образ, лирический образ,
интонация, романс, А. Караманов, П. Булахов, А. Гурилёв.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Я. Дубравин, стихи В. Суслова «Песня о земной красоте». А.
Караманов «Осенний вечер», романс П. Булахова, стихи В. Чуевского
«Гори гори, моя звезда», романс А. Гурилёва, стихи И. Макарова,
«Колокольчик».
МЕТОД:
метод художественной драматургии;
метод сравнения;
метод интонационного анализа;
метод эмоционального сопоставления;
метод мысленного пения;
метод наблюдения за музыкой;
метод слуховой наглядности;
словесные методы (диалог, разъяснения,пояснение).
уникальность рождаемых ими чувств в душе каждого человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: аккордеон, ноутбук, листочки для тестов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
выразительное и осмысленное исполнение песни;
выполнение теста;
2
сравнительный анализ предложенных фрагментов музыки;
интонационный анализ музыкальных произведений;
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент.
Материал для восприятия и интерпретации музыки.
А. Караманов «Осенний вечер», романс П.Булахова, стихи В. Чуевского,
«Гори гори, моя звезда», романс А.Гурилёва, стихи И. Макарова
«Колокольчик».
2 Практическая художественно-творческая деятельность
Я. Дубравин, стихи В. Суслова «Песня о земной красоте».
Физкультминутка.
Рефлексия.
Обобщение.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Задача:
ввести в тему урока.
У: Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок начался звучанием
замечательного крымского композитора Алемдара Сабитовича Караманова
«Осенний вечер». Я люблю это музыкальное произведение. У каждого из нас
есть любимая музыка, созвучная нашему характеру,состоянию,настроению-
музыка нашей души. Мы все разные,душа каждого из нас «звучит»
неповторимо,поэтому мы любим разную по содержанию музыку. Также я вас
познакомлю с произведениями вокального жанра –романсом русского
композитора П. Булахова, на стихи В. Чуевского «Гори гори, моя звезда» ,
романсом Гурилёва, на стихи И. Макарова «Колокольчик».
СЛУШАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
3
Показываю слайды с портретами композиторов. Дети слушают
программные произведения,после отвечают на тесты.
Проблемное задание по теме урока в форме теста на определение стиля
инструментальной музыки А. Караманова , вокальной- романсов П. Булахова,
А. Гурилёва.
Задачи:
способствовать развитию интонационного слуха ;
закреплять основные черты стиля инструментальной музыки А.
Караманова, вокальной – романсов П. Булахова, А.Гурилёва.
У: И так, сейчас вы услышите фрагменты трёх музыкальных
произведений.Вам нужно будет определить произведения какого из трёх
композиторов звучат, в инструментальном жанре, вокальном.
Тест:
1.А.Караманов. «Осенний вечер».
2.П.Булахов. «Гори гори,моя звезда».
3.А.Гурилёв. «Колокольчик».
У: Теперь давайте проверим .Первым номером звучало произведение….?
Вторым….?
Третьим….?
Скажите,какие качества характерны для музыки А. Караманова, которые,
помогают отличить его музыкальное произведение от музыки других
композиторов по характеру и настроению?
Д: Песенность, напевность,интонации .
Предваряю и сопровождаю ответы учащихся звучанием прослушанных
музыкальных фрагментов.
У: А какой характер и настроение музыки романса П.Булахова «Гори гори,
моя звезда»?
Д: Характер музыки песенный,мелодичный, напевный.Настроение музыки
лиричное.
4
У: Произведения, в которых передаются чувства,мысли,и переживания,
вызванные различными обстоятельствами жизни называются лирическими.
Такие произведения исполнялись под аккомпанемент гитары.
Напоминаю фрагмент музыки романса П.Булахова.
У: Звучит следующее музыкальное произведение романс А.Гурилёва
«Колокольчик».Дети определяют характер,настроение.
У: Кому-то из вас ближе музыкальные образы музыки А. Караманова,кого-то
своей песенностью и напевностью заинтересовала музыка романсов П.
Булахова, А.Гурилёва . Попробуйте ответить, музыка какого композитора
близка именно вам? Почему?
Д: 3-4 ответа детей.
Задачи:
*вывести понимание смысла музыкального образа «Колокольчик» А.
Гурилёва на личностно-значимый для учащихся уровень.
У: Третьим номером прозвучало музыкальное произведение романс А.
Гурилёва, которое называется «Колокольчик». Мы можем сказать,что главное
место в его творчестве занимает вокальная лирика- русский романс. Это
была музыка его души? Как вы думаете? Раскройте содержание ?
На столах лежат листочки со словами русского романса А.Гурилёва
«Колокольчик».
Д: Да! Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика
и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь дальний путь,без него
картина дороги, путешествие на Руси была бы не полной.
У: Ребята, кого на Руси называли ямщиком?
Д: Управляющий лошадиной тройкой.
У: В С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях,
перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и
того, кто управлял этой возницей. Процитируйте строки из стихотворения, в
которых говорится, о чём размышляет путник .
5
Д: Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные
поля и леса». « Столько чувства в той песне унылой ,столько чувства в напеве
родном».
У: Послушайте романс « Колокольчик» , о каких чувствах говорит путник?
Звучит романс «Колокольчик».
Д: тоска о чём- то родном, воспоминание, переживание,волнение… Дальняя
дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…
У: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминание и
размышление неразрывно связаны с природой. Широта и распевность
мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с
открытостью души русского человека.
Так как в романсе « Колокольчик» затрагивается тема природы и души
русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении?
Д: В старинном русском романсе « Колокольчик» рисуется лирический образ.
У: А музыка, музыка какая ?
Д: Музыка печальная, лиричная, взволнованная, как будто бы человек
рассказывает историю своих переживаний, как бы поёт песню своей души.В
нём он выразил свои эмоции,настроение.
У: Сейчас я вам исполню это произведение. Послушайте и подумайте, близка
ли вам эта музыка?
Исполняю песню голосом без сопровождения
«Колокольчик» А.Гурилёва,на стихи И.Макарова.
У: Вам понравилась музыка романса? Как вы считаете, совпадает ли
состояние вашей души с состоянием души романса А.Гурилёва?
Д: 2-3 ответа детей.
Правильно говорят.что когда не хватает слов, начинается музыка… Поэтому
музыку,бывает сложно описать словами. Я подготовила список определений,
выражающих различные эмоции. Наша с вами задача- найти
определения,которыми можно описать музыку романса А. Гурилёва, на
стихи И. Макарова «Колокольчик».
нежно
иронически
яростно
6
трогательно,
мечтательно,
взволнованно,
решительно,
сдержанно,
безчувственно,
самозабвенно,
лирично,
возвышенно.
щемяще,
проникновенно
трепетно
одухотворённо
ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Работа над песней Я.Дубравина «Песня о земной красоте».
Задачи:
работать над музыкальным образом разучиваемой песни Я.Дубравина,
стихи В.Суслова «Песня о земной красоте».
добиваться кантилены;
работать над строем и ансамблем;
исполнить первый куплет целиком;
У: Ребята, скажите,как называется, песня, которую мы с вами начнём учить?
Д: « Песня о земной красоте» Я. Дубравина.
У: А как она связана с темой нашего урока? Давайте обратимся к названию
темы нашего урока ,обратимся к эпиграфу урока. «Удивительный мир
музыкальных образов». Вспомним и закрепим понятие «музыкальный
образ». Музыкальный образ-это единство жизненного содержания и формы,
выраженное музыкальными интонациями.
У: Я сейчас исполню первый куплет песни Я. Дубравина «Песня о земной
красоте».
Исполняю первый куплет песни аккомпанируя на аккордеоне.Показ текста
песни вывожу на экран.
У: О чём поётся в песни?
Д: О красоте своей природы, бережное отношение к ней, о любви к своей
Родины,своему родному краю, красоте что нас окружает.
Распевание.
7
Задачи:
работать над пропеванием долгих звуков;
следить за качеством певческого звука,округлостью звучания;
добиваться правильного,выразительного исполнения каждой
фразы;
У: Давайте сначала распоёмся.
Выстраиваем первый звук,и поём от звука c- по полутонам вверх,в
тональности c-dur.
Работа над песней Я.Дубравина «Песня о земной красоте».
Повторяем с учащимися отдельно все интонационно сложные
фрагменты,отдельно проучиваем партии в двухголосных
фрагментах,соединяем партии,работаем над ансамблем и строем.В припеве
работаем над кантиленой и чистотой долгих звуков.Добиваюсь
насыщенного,эмоционального,наполненного звука,мелодичности,напевности
песни.
Рефлексия
У: Ребята,мы с вами сегодня говорили,что в душе каждого человека есть своя
музыка.А у природы есть музыка?Нам надо не забывать о том, что мы
должны сохранять,беречь природу, чтобы слышать её…музыку!
У: Ребята,скажите,пожалуйста,была ли на уроке музыка, созвучная вашей
душе?Какая это музыка?Какое из музыкальных произведений вызвало у вас
наибольший отклик? Были ли на уроке произведения, оставившие вас
равнодушными?
Д: Ответы учащихся.
У: Спасибо за урок!
8