Напоминание

использование информационных технологий на уроке географии


Автор: Дюстер Тамара Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 15" городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование информационных технологий на уроке географии
Раздел: полное образование





Назад





«Использование информационных технологий на уроках географии»
Учитель первой категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Стерлитамак Республики Башкортостан Дюстер Тамара Ивановна 21 век является для современного человека эпохой информационных технологий. Это, прежде всего, означает, что современными мировыми державами будут считаться те государства, которые развивают современные информационные технологии. На сегодняшний день, самым важным продуктом является информация. «Кто владеет информацией – тот владеет миром». Для того, чтобы быть в ногу со временем, каждому необходимо получить хорошее образование, иметь доступ к информации, уметь правильно ее использовать. Новый мир ставит перед школьным образованием достаточно сложную проблему – подготовить современного ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, возможности учиться всегда и с использованием современных достижений науки. Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:  научных знаний;  способов деятельности;  умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;  умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;  готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;  умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;  готовности к применению инновационных технологий обучения;  опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;  опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по своему предмету. В результате изучения различной литературы по использованию информационных технологий я выделила некоторые этапы по внедрению ИКТ в систему своей работы: 1. Изучение тематической литературы по этому вопросу (использовала различные публикации в журнале «География в школе», разнообразную
литературу о методических подходах и проблемах ИКТ в образовательной деятельности современной школы. 2. Овладела компьютерной грамотностью. Умение пользоваться компьютером в современной повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. В настоящее время являюсь уверенным пользователем программ Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint. 3. Изучила программные средства по своему предмету, оценила их достоинства и недостатки. В зависимости от целей урока и специфики изучаемого предмета выделила некоторые виды компьютерных программ и необходимые источники знаний по географии:  Учебные программы – ориентированы на усвоение новых знаний.  Программы –тренажеры – предназначены для формирования и закрепления знаний умений и навыков, а также для самостоятельной подготовки учащихся. (можно использовать виртуальную школу Кирилла и Мефодия, электронные энциклопедии, карты )  Контролирующие программы – предназначенные для контроля уровня знаний и умений (научилась сама составлять электронные тесты, разработала разноуровневые задания для учащихся 8 классов, использую также тесты из виртуальной школы.)  Демонстрационные программы – предназначенные для наглядного показа учебного материала. (составила каталог наглядного материала по классам (фотографии, картинки, снимки, диаграммы и т.д) научилась составлять презентации по разным темам. (составила папку детских работ по предмету). 4. В настоящее время усиленно занимаюсь изучением литературы и программ по работе с интерактивной доской.  Прошла курсы в 2009 – 2010 учебном году, которые организовал методический центр отдела образования.  Освоила составление простейших заданий для интерактивной доски. (кроссворды, тесты) К сожалению нет возможность использовать интерактивную доску каждый день на уроках, т. К приходится напрашиваться в кабинет информатики (ибо интерактивная доска в нашей школе, только в этом кабинете ) В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиа издания, которые можно использовать в работе: 1)учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:  «География. Начальный курс. 6 класс»  «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»  «География России. Природа и население. 8 класс»  «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»  «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:
 Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса Интерактивный практикум:  Контрольные вопросы и тесты  Словарь терминов и понятий, список персоналий  Блок дистанционного обучения Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы. Разработчик – Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ, «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 5. Интеграция выбранных программ для урока. Установлено, что основным источником познавательного интереса является сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение образовательной задачи. Комплексное применение ИКТ может стать средством организации такой деятельности, которая повысит качество обучения. Принцип наглядности в географии, можно рассматривать стимул активной познавательной деятельности учащихся. Все эти средства выступают как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Не для кого не секрет, что применение компьютерной технике на уроке позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе.  Но информационные технология я применяю еще и в подготовке к уроку (различные сайты в интернет, он является большим помощником, здесь можно найти любую информацию, снимки, карты необходимые презентации и т. д).  Даже планы уроков, я перестала распечатывать, использую электронный носитель (нетбук). Это очень удобно их в любой момент можно скорректировать или частично изменить. Таким образом, один раз подготовил план урока его можно использовать и на следующий год подредактировав к определенному классу.  Электронная почта используется мною для обмена информацией со своими коллегами, методистами. При работе с учениками, особенно с надомниками. Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Современные дети свободно владеют компьютерной техникой. Наша задача научить находить нужную для интеллектуального развития информации. Да и учитель, владеющий этими технологиями вызывает у детей неподдельный интерес.


В раздел образования