Напоминание

"Подготовка диких животных к зиме"


Автор: Хисамутдинова Эльвира Равгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №196
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: конспект
Тема: "Подготовка диких животных к зиме"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект открытого занятия

в старшей группе

по экологии на тему

:

«Подготовка диких

животных к зиме».

МДОУ № 196

воспитатель Хисамутдинова Э.Р..


Занятие «Подготовка диких животных к зиме»

Цели:
дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
Задачи:
1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. 2. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать на вопросы, и логически выстраивать предложения.
Обогащение словаря:
линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Оборудование:
магнитофон, кассета с классической музыкой, три дерева, игрушки или иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, осеннего леса, грибов, мольберты для картин, испеченные орехи, салфетки, листья для украшения группы.
Ход занятия

Утренний сбор.
Воспитатель здоровается с детьми. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Уточняют, какое время года (поздняя осень), какой сейчас месяц (ноябрь), перечисляют месяца по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). (Проводится пальчиковая гимнастика.)
Мы рога козы покажем
(выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове),
И рога оленя даже
(широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове),
Мы про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем
(выдвигает вперед указательный и средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает),
Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить
! (Каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу.) Повторяем гимнастику (2раза). Хорошо выполняете! Старайтесь прижать все пальцы к большому, не спешите. Вот так, умницы! Понравилось играть, ребята? Стук в дверь. Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, Пишут лоси,


Пишут зайцы, Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!
Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.) Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу? Скажи, Настя, Кирилл? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? Скажи, Гриша, Алеша. Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. Что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме. (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь! Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу. Воспитатель включает музыку из «Времен года». Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова. Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А кто знает стихотворение про осень? Ребёнок: Данил П.
Осень. По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.
А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого- нибудь встретим. Ребята, смотрите, кто-то оставил нам загадку. Давайте ее отгадаем.
Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,


Орешки я грызу.
Кто это, ребята? (Белка.) А ты как думаешь, Алеша? Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? Скажи, Ярослава. (Отвечает.) Еще кто скажет? А теперь давайте все ответы соберем в один текст. Кто может рассказать, как белка готовится к зиме? Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину. Как называется этот гриб? (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод. До свидания, белочка! Ой, смотрите, а вот еще одна загадка:
Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?
Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И, правда, заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой. Что происходит со шкуркой зайца? Он линяет. Повтори, Вадик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А кто сможет рассказать, как заяц готовится к зиме? А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев. (музыка) Воспитатель и дети вместе:
Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.
Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это? (
Лиса.) Отгадали? А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. Вот еще одна загадка:
Кто в лесу зубами — щелк,

Это бродит серый...
(волк). Кто знает, как волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше. А про кого эта загадка?
Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет.
(Медведь.) Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Скажи правильно, Дима. А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж) Почему? Ему нечего есть зимой. Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны! Понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора домой. Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся. (Звучит музыка «Времена года»). Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили? (белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.). Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Скажи, Игорёк (медведь, ёж). Хорошо. А почему? (этим зверям нечего есть зимой.). А кто делает запасы? (белка). Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (линяют) .Конечно, они линяют, и у них вырастает теплая шерсть. А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (чтобы их было трудно заметить). Почему лиса и волк этого не делают? (потому, что они хищники и им некого бояться). Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.
Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь! Стук в дверь. Ой, ребята, кто-то оставил корзинку и письмо. (читает) Это нам подарок из леса от животных. А подарок — лесные орешки. Угощайтесь. (Воспитатель раздает ребятам по печёные орешку из корзины, дети угощаются.) А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.

Конспект занятия

по окружающему миру в старшей группе

«Все профессии важны, все профессии нужны»
Воспитатель: Корякова Татьяна Дмитриевна
2011г.

Задачи.
1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. 2.Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. 3.Развивать внимание, память, мышление. 4. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Наглядный материал.
Книга В.В.Маяковского «Кем быть?», карточки с картинками, « волшебный сундучок», одежда для повара, матроса, продавца, милиционера; инструменты для каждой профессии: художнику - кисточку, повару – половник, шоферу – машину, музыканту – скрипку.
Методические приемы.
1. Беседа с детьми. 2. Работа с карточками. 3. Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». 4. Сюрпризный момент. 5. Активное действие детей. 6. Использование фланелеграфа. 7. Игры.
8. Использование художественного слова. 9. Наблюдение труда взрослых.
Предварительная работа.
1.Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». 2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей. 3. Физкультминутка. 4. Настольная развивающая игра «Профессии». 5. Экскурсия на ферму, в магазин, на почту, в библиотеку.
Используемая литература.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3-е изд. Исп. и доп. М; мозаика- Синтез, 2005. 208 стр. 2.В В. Маяковский « Кем быть?» Москва « Детская литература 1990 г. 3. « Познание предметного мира» Л. К. Санкина. Волгоград. Учитель. 2009 г. 159 стр. 4. Вальчук Е. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие МОРМ МРИО. Саранск; 2008 76 стр. 5. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет под редакцией А. А. Парамоновой. М; ОЛМА Медиа Групп 2007; 784 стр.
Ход занятия.

(Дети заходят в группу, садятся полукругом)

1. Создание мотивации к занятию. (5 мин)
Воспитатель: - Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым? - Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
Дети: взрослые, мамы и папы ходят на работу

- Для чего люди ходят на работу?
Дети: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать

хлеб.
- Кем работают ваши родители?
(спросить каждого ребенка)
- Какую пользу они приносят?
Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят

грузы.

Воспитатель:
- Правильно. А теперь послушайте стихотворение В.В. Маяковского « Кем быть?» У меня растут года Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? Нужные работники, Столяры и плотники. Столяру хорошо, А инженеру лучше… Инженеру хорошо, А доктору лучше. - О чем говорится в стихотворении?
Дети: в стихотворении говорится о профессиях.

Воспитатель:
А что означает слово « профессия»? Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается. На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете?
Дети: воспитатель, шофер, рабочий, продавец, врач, строитель.


2. Постановка проблемной ситуации. (1мин)
- Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем. - Что бы мы носили, если бы не было портных?! - Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты. - Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.
3. Открытие нового.

1. Игра «Что делает?» (1мин)

Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий.
Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии. Врач – лечит Учитель – учит Доктор – лечит Продавец – продает Повар – варит Воспитатель – воспитывает Шофер – водит машину Строитель – строит Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.
2. Игра «Кому, что нужно для работы?» (6мин)

Цель: Закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
- Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором лежат много интересных вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова « Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок» Руслан, загляни в сундучок, но сначала скажи волшебные слова. - Кому нужен этот предмет?
Дети: этот инструмент нужен для художника.


Воспитатель:
- Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно
3. Психогимнастическое упражнение. (1мин)

Цель: Учить изображать эмоциональное состояние людей разных профессий,

используя выразительные движения и пластику.
- Каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофера, художника, музыканта, парикмахера?
4. Игра «Исправь ошибку» (1мин)
- Давайте внимательно посмотрим на эти картинки и найдем ошибки, которые сделал Незнайка, рисуя эти картинки.
(Повар делает прическу, музыкант красит стены)

5. Пословицы о труде. (2мин)
- Объясните, как вы понимаете пословицы. 1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дети: обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
Дети: не будешь работать – станешь плохим человеком, ленивым.

Воспитатель:
Главное в жизни человека- труд.
Физкультминутка. (1мин)

Комплексное упражнение

«Разные профессии нужны»
Я шофер - помыл машину
(топающий шаг)
Сел за руль и выгнул спину Загудел мотор и шины Зашуршали у машины.
( ши – ши – ши)

Подметает дворник двор Убирает дворник сор.
(наклоны вперед, имитируя подметание)
Наш охранник на посту Смело смотрит в темноту.
(поворот вправо – влево, приставляя ладонь к глазам).
А сапожник сапоги для любой сошьет ноги
(распашонка – присесть, встать, приставляя поочередно ноги на пятку).
К сапогам прибьет подковки И пляши без остановки. Наши летчики – пилоты Приготовились к полету.
(наклоны корпуса вправо – влево с произнесением звуков вж – ж – ж,

прямые руки в стороны)
Веселей смотри вокруг: Детский врач – ребятам друг
(дыхательные упражнения: спокойный вдох носом)

4.Развивающие игры и задания. (2мин)

Цель: - развивать внимание, память, мышление.

1. Загадки.

Воспитатель:
Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные Пахучие котлеты Салаты, винегреты Все завтраки, обеды?

Дети: повар.

Воспитатель:
Мы учим детишек писать и читать Природу любить Стариков уважать.
Дети: учитель.

Воспитатель:
Встаем мы очень рано Ведь наша забота Всех отвозить по утрам на работу
Дети: шофер.

Воспитатель:
Кто, скажите мне, такой Охраняет наш покой За порядком он следит, Хулиганить не велит?
Дети: милиционер.

Воспитатель:
Не водитель, но в автобусе Нам билеты отрывает Остановки сообщает Как его все называют?
Дети: кондуктор.

Воспитатель:
Ждет сотрудников отряд В детском садике ребят
Кто же мам в нем замещает Кто из вас, детишки, знает?
Дети: воспитатель, няня, врач, муз. руководитель.

2. Игра « Определи профессию» (5мин)

Цель: Умение определять профессии людей по специальной форме одежды.
Определите профессию людей по одежде. Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно работать. - Назовите, какая форма одежды нужна повару? Милиционеру? Матросу? Продавцу? Игра проводится с предметами одежды.
5. Рефлексия. (5мин)
Ребята, мы с вами живем в селе Александровка. Какие сельские профессии у нас есть?
Дети: продавец, учитель, воспитатель, почтальон.

Воспитатель:
А кто у нас работает в совхозе?
Дети: трактористы, комбайнеры, доярки, скотники, телятницы.

Итог занятия:

Воспитатель:
- Дети, нет только мужской или только женской профессии. Наши мамы разные важны Мамы разные нужны Папы - тоже разных профессий мастера И вы ими станете, придет пора. А вам, ребята, какие профессии понравились? Кем бы вы хотели работать? Почему?
На этом наше занятие закончилось.

Молодцы!


В раздел образования