Напоминание

Публичное выступление о произведении народного промысла


Автор: Томилова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ Лесозаводская ООШ
Населённый пункт: п. Пижма
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Публичное выступление о произведении народного промысла
Раздел: полное образование





Назад





Предмет, класс
Русский язык, 6 класс
Учитель
Томилова Светлана Николаевна
Тема урока
Р. Р.Публичное выступление о произведении народного промысла
Место и роль урока в

изучаемой теме
Четвёртый урок развития речи в теме «Имя прилагательное», роль прилагательных в тексте (публицистического стиля)
Тип урока
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Цель урока
Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия
Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные
Определить роль прилагательных в тексте публицистического стиля. Расширить кругозор учащихся (описание произведений народного промысла Нижегородской области). Отрабатывать умение правильно употреблять прилагательные в речи, находить их в тексте, анализировать текст; выступать монологически с приготовленным сообщением (описание игрушки), умение пользоваться словарём (этимологическим). Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Формировать ответственное отношение к учению. Содействовать воспитанию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. Воспитывать внимание и любовь к родному слову.
Актуальность

использования средств ИКТ

Вид используемых на уроке

средств ИКТ
Применение ИКТ на уроке даёт возможность: -активизировать познавательный интерес у учеников к предмету, к культуре , -развивать их творческие способности, -стимулировать умственную деятельность, -сделать занятие более ярким и увлекательным, - осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению. Демонстрационные ИКТ.
Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно - деятельностного подхода
1

Характеристика этапов урока

Этап урока

Вре

мя,

мин

Содержание

учебного

материала

Методы и

приёмы

работы

ФОУ

Д

Деятельнос

ть учителя

Деятельность учеников

Планируемые

результаты

познавательн

ая

коммуникати

вная

регулятив

ная
1.Мотиваци я к учебной деятельност и 1 мин Эмоциональная настройка учащихся на предстоящую работу по теме «Публичное выступление о произведении народного промысла». Привлечени е внимания. Приветстви е, проверка готовности к работе, эмоциональ ная настройка на занятие. Саморегуля ия.
Личностные

результаты:
Настрой на успешную работу. 2.Проверка д/з, воспроизвед ение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализац ия знаний. 10ми н Вопросы: 1.Какую часть речи мы изучаем? 2.Что называется именем прилагательным? 3.Какую роль выполняют прилагательные в художественном тексте? Морфологически Фронтальны й опрос. Работа на доске + Ф И Используя интересный материал по теме, мотивирует учащихся на активную работу на уроке. Задаёт вопросы повторитель ного Повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, осознанное построение речевого высказывания в устной(ответы Ответы в виде монологическ ой речи, комментирова ние разборов( мор фологическог о, орфографичес кого, пунктуационн ого). Контроль и коррекция своей работы.
Предметные

результаты:
Различие самостоятельн ых частей речи по совокупности признаков и аргументирова нно доказывать принадлежнос ть слова к той или иной 2
й разбор прилагательных (одно- качественное, другое- относительное). Проверка домашнего упр.324( текст К. Паустовского о матрёшке)- орфографически й и пунктуационный разбор. Вопросы: 1.Какие прилагательные использует автор в данном тексте? 2.Почему автор использует так много прилагательных? 3.Какова тема текста? 4.Какова его основная мысль? 5.Какой учебник. Обмен тетрадями, проверка, устное объяснение, оценивание. Закрепляющ ая беседа по вопросам. П Ф характера. Проверяет качество выполненно го д/з, уровень освоения предыдущи х тем о прилагатель ном. Контролиру ет и оценивает работу учащихся. Задаёт вопросы по тексту аналитическ ого характера. на вопросы) и письменной форме( морфо логический разбор прилагательн ых). Определение недостатков (ошибок) в работе. Анализ текста. Формулировк а вопросов учителю . Выражение своих мыслей о тексте. Оценивани е выполненн ого д/з Поиск путей решения проблем. части речи (прилагательно е), осуществление морфологическ ого разбора изучаемой части речи. Нахождение и объяснение орфограмм и пунктограмм в соответствии с изученными правилами. Умение анализировать тексты изученных стилей (художественн ого, публицистичес кого).
Личностные

результаты:
Расширение кругозора учащихся. 3
заголовок можно дать тексту? 6.К какому стилю речи принадлежит текст? 3.Постановк а цели и задач урока. 1 мин Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с другими текстами публицистическо го стиля в виде презентаций произведений народных промыслов; узнаем, какими видами народных промыслов богата наша Нижегородская область; понаблюдаем за ролью прилагательных в текстах; вспомним правописание прилагательных; также попробуем оценить Постановка задач. Ф В ходе беседы подводит учащихся к постановке задач урока. Формировани е познавательно й цели. Планирование учебного сотрудничеств а с учителем и сверстниками. Высказыва ние предполож ения на основе наблюдени я.
Метапредмет

ные

результаты:
Правильная постановка целей и их достижение. 4
публичные выступления своих одноклассников. Исходя из этого, чему мы должны научиться на уроке? 4.Первично е закрепление -в знакомой ситуации, 5 мин Слово учителя (дополнительная информация, см. приложение 1) о матрёшке. Слайд (разнообразные виды матрёшек). Вопросы: 1.От какого слова образованы слова «матрёшка», «игрушка»? 2.Каково назначение матрёшки? 3.Назовите прилагательные, описывающие народную игрушку. 4.Какие ещё виды народного промысла вы знаете? Вступительн ая беседа, наблюдение, работа с этимологиче ским словарём, закрепляющ ая беседа. Ф Предоставл яет материал для последующ ей работы. Использует ИКТ. Организует работу со словарём. Проводит беседу. Работа со словарём (этимологичес ким). Разрешение поставленных задач. Поиск путей решения проблем.
Предметные

результаты:
Умение работать со словарём.
Метапредмет

ные

результаты
: Создание диалогических высказываний. 5
-в изменённой ситуации. 15ми н Слово учителя: Наша Нижегородская область богата разнообразными видами народного промысла. О некоторых мы послушаем сообщения и посмотрим презентации (представляются работы о Хохломской, Городецкой росписи, о Казаковских ювелирных изделиях). Записываются названия промыслов, после каждых выступлений даётся словесное описание (уделяется внимание и правописанию) . Объяснение задания. Выступлени я учащихся с докладом и презентацие й по теме урока. Использован ие наглядности (иллюстраци и +ИКТ).6 И Подготавли вает учащихся к выступлени ю. Организует работу ИКТ. Проводит беседу Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (монологичес кая речь) с использовани ем визуальных подсказок (слайды) – презентация работ о народных промыслах. Поиск и выделение Выступление в виде монологическ ой речи. Составление сводной Саморегуля ция. Высказыва ние
Метапредмет

ные

результаты:
Извлечение информации по заданной проблеме из различных источников. Публичное выступление с сообщением, презентацией . Умение строить монологическу ю речь.
Личностные

результаты:
Осознание эстетической ценности 6
Вопросы: 1.Какие ключевые слова можно применить в описании данного промысла? 2.В чём отличие росписей? 3.Какие краски преобладают в росписях? 4.В чём особенность казаковских изделий? 5.Какую часть речи в основном использовали при описании? 6.Какую роль играют прилагательные в описании игрушки художественного промысла? 7.К какому стилю речи можно отнести выступления о Отбор ключевых понятий, их запись в таблицу (работа в тетрадях), объяснение правописани я слов с орфограмма ми. Закрепляющ ая беседа. Ф после каждого выступлени я учащихся. Задаёт вопросы аналитическ ого характера, побуждает учащихся делать выводы, обобщения, сравнения, составлять краткие записи. необходимой информации, преобразован ие её в таблице (ключевые слова)(см. приложение 2). таблицы. Монологичес кие ответы на вопросы. предполож ений на основе наблюдени я, поиск путей решения прблем. языка, основ культурного наследия русского народа.
Метапредмет

ные

результаты
: Умение выделять главное, существенное из текста (из устных выступлений). Развитие мышления, речи учащихся. 7
народных промыслах и почему? 5.Творческо е применение знаний в новой ситуации. 8мин Слово учителя: «Промышляют» игрушками и наши «соседи». Чтение отрывка из стихотворения о Дымковской игрушке ( см. приложение 3). Слайд (разнообразие игрушек) Задание: Отрекламировать Дымковскую игрушку, используя прилагательные. Занимательн ое задание (загадка, Использован ие наглядности, ИКТ. Творческое задание- самостоятел ьная работа с последующе й проверкой и оценкой). Ф Г Подготавли вает к творческому заданию. Организует работу ИКТ. Предлагает самостоятел ьно выполнить задание с последующ ей проверкой. Выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Разрешение поставленной задачи (составление собственных текстов). Осуществл ение познавател ьной и личностной рефлексии.
Личностные

результаты:
Расширение кругозора школьников.
Предметные

результаты:
Умение создавать тексты разных жанров. Развитие письменной речи. 6.Информац ия о д/з, инструктаж по его выполнени ю. 1мин Написать статью в школьную газету о народной игрушке, используя прилагательные. Инструктаж творческого задания, работа с учебником. Сообщает домашнее задание, инструктиру ет его выполнение . Самостоятель ное выделение и формирование познавательно й цели. Планирование учебного сотрудничеств а. Планирова ние действий.
Личностные

результаты:
Развитие творческих способностей учащихся. Развитие речи, 8
План описания в упр.326 учебника. увеличение словарного запаса. 7.Рефлексия . 4мин А теперь сделаем в тетради «цветовую» оценку нашей работе: нарисуем красный цветок, если всё понравилось, вам было интересно; зелёный листок- не очень понравилось, есть некоторые замечания; чёрный кружок- не понравилось, было скучно. Оцениваем: 1.Ход всего урока. 2.Выступление о Хохломской росписи. 3.Выступление о Городецкой росписи.4.Высту пление о Казаковских изделиях.5. Работа в тетрадях. Оценивание коллективно го и индивидуаль ного труда с помощью значков . И Предлагает учащимся оценить и выразить своё отношение к уроку . Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности класса , учащегося. Выражение своих мыслей, чувств , мнений в соответствии условиями коммуникаци и. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения .
Личностные

результаты:
Развитие способностей к самооценке, оценке работы других учащихся. 9
«Рекламные ролики». Какие замечания вы бы сделали нашему занятию? 6. «Моя работа на уроке.»
Приложение 1
Оказывается, первая русская матрёшка из 8 фигур, изображавшая девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках, была сделана в 90-х гг 19 века в Москве в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей Г. Мамонтову. Выточил её русский токарь-умелец В.Звёздочкин, а расписал художник С.Малютин. Внутри матрёшки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших мальчиков и девочек. В те же 10
годы производство матрёшек было организовано в мастерских Сергиева Посада. Необычайная затейливая игрушка сразу привлекла к себе внимание покупателей и пользовалась большим спросом. В Нижегородской губернии матрёшки стали делать в начале 20 века в селе Меринове, расположенном на берегу Керженца в 7 км от г. Семёнова.
Приложение 2
Хохломская роспись Городецкая роспись Казаковские ювелирные изделия Золотая Красочная Кружевные 11
Причудливая кудрявая Ярко-красная Солнечная Растительный орнамент Блестящая Изысканная Диковинная Сказочная Затейливая Узорчатая хохлатая Колоритная Разноцветная Яркая Сюжетная Цветочная Декоративная Весёлая Живописная Пышная Нарядная Праздничная Пёстрая Филигранные(тонкие) Ажурные Завитые Рельефные Нарядные Богатые Серебристые Мелкие
Приложение 3.
Весёлая белая глина, Собаки, гусары и рыбаки, Кружочки, полоски на ней, А ну, отгадайте, кто я? 12
Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, 13


В раздел образования