Автор: Османова Наталья Александровна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБДОУ № 19 Населённый пункт: село Рощино Наименование материала: мастер - класс Тема: Я - ВОСПИТАТЕЛЬ Раздел: дошкольное образование
Цель практикума:
создать педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере
профессиональной деятельности и личностных особенностей.
Задачи:
диагностирование направленности педагога, его рабочей мотивации;
выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер по их
предупреждению в дальнейшей работе;
актуализация сильных сторон личности педагога и настрой на спокойное
преодоление проблем, возникающих в профессиональной деятельности;
оказание помощи в формулировании и оформлении планируемых целей
самообразования.
Практические результаты практикума:
переосмысление представлений о труде воспитателя;
расстановка приоритетов в профессиональной сфере;
составление плана профессионального самосовершенствования с конкретизацией
целей и стремлений;
освоение приемов саморелаксации.
Количество человек:
10
Продолжительность:
1-1,5 часа.
Материалы:
фломастеры, листы формата А4, бумага для записей, ручки.
Ход практикума
1.
Введение в проблему
Слова педагога психолога:
«Здравствуйте, коллеги! Цель нашей встречи- помочь
вам переосмыслить представление о труде воспитателя и повысить свой
профессионализм».
2.Выполнение рисунка «Я-
воспитатель».
Цель:
облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его
отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и
возникновение проблем.
Инструкция.
Участникам раздают чистые листы , фломастеры и предлагают в
течение одной минуты подумать над тем, что они могли бы нарисовать по теме «Я-
воспитатель»(предлагается подсчет времени) . По завершении данной работы
каждый педагог рассказывает о своем рисунке, объясняя, почему изобразил именно
это.
Педагог-психолог интерпретирует рисунки по следующим критериям( можно
использовать пояснения к любой методике):
Цвет;
Размер;
Детали;
Целостность созданного образа;
Главный и второстепенные герои;
Наличие активности в рисунке;
Роль педагога с точки зрения автора рисунка;
Взаимоотношения между героями и т.п.
Также при интерпретации можно опираться на
схему пошагового анализа
рисованной ситуации по М.В. Осориной
, включающей шесть фаз:
1)
Контактную- нужно вступить в контакт, согласиться общаться с нарисованными
героями, для чего, глядя на изображение, надо задать вопрос: «Ну как тут у вас?»-
и, вжившись в рисунок, субъективно ответить на него;
2)
Ориентировочную – задавая себе вопросы «Кто это, что это?», необходимо найти
всех героев и правильно назвать их. Героями будут все нарисованные люди,
персонифицированные сущности (например, человек-паук), животные, растения,
предметы, явления природы и даже цветной фон. С учетом данной
последовательности выделяется главный герой, с которым человек
идентифицирует себя. Этого героя никто не загораживает, на него направлена
активность других; он больше остальных по размеру и расположен ближе, чем
они, к центру листа;
3)
Качественного анализа героев (как размещены герои, начиная с главного; во что
одеты; каковы пропорции тела и т.д.);
4)
Рассмотрения взаимоотношений героев- устанавливается наличие или отсутствие
связи между ними;
5)
Поиска ответа на вопрос «Что все это значит?»;
6)
Выхода из контакта (нужно мысленно поблагодарить автора за то, что он
позволил заглянуть в свой внутренний мир).
3.Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе
действительности
Цель:
отследить динамику представлений педагога о своей работе.
Примерные вопросы:
Как вы представляли себе работу поначалу;
Что оказалось не таким, как вы себе представляли;
Как вы представляете себе эту работу сейчас;
Что вам кажется сложным;
Что для вас оказалось самым легким;
Что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;
Хочется ли вам сейчас работать воспитателем?
4. Создание образа идеального воспитателя
Цель:
составить коллективный список качеств, присущих идеалу
воспитателя(разделить педагогов на группы по стажу работы)
Инструкция.
Педагогам предлагается ответить на вопросы:
Каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
Какими качествами он должен обладать;
Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего проводится
обсуждение индивидуальных списков и составление общего.
5. Упражнение «Какое качество важнее?»
Цели:
сформировать у участников более глубокое представление о личностных
качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств
Инструкция.
Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на
них тремя положительными качествами:
Мудрость, надежность, настойчивость;
Активность, бескорыстие, вежливость;
Сила воли, скромность, смелость;
Самозабвенность, тактичность, терпеливость;
Невозмутимость, обаяние, общительность.
Гордость, гибкость, доброжелательность.
Задача- в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое
решение, подгруппа педагогов повторяющиеся качества объединяет . По окончании
упражнения проводится обсуждение.
6. Упражнение «Мои профессиональные качества»
Цели
: стимулировать участников к рефлексии своих личностных качеств, ресурсов и
ограничений составить план профессионального самосовершенствования.
Инструкция педагога-психолога
: «Представьте ситуацию – вы ,родители,
привели своего ребенка в детский сад. Каким бы вы хотели видеть воспитателя
своего ребенка? Имеются ли в вашем окружении воспитатели, на которых вам
хотелось бы равняться? Как вы думаете, можно ли этого добиться, или с этим надо
родиться?.Высказывания присутствующих педагогов.
Подчеркните в описании вашего “идеала” те качества, которыми вы обладаете
сейчас, развитие в себе остальных качеств будет являться вашей целью.
Теперь разделите лист бумаги на две колонки: в первой укажите те качества, которые
вам помогают в профессиональной деятельности, во второй- те, которые мешают.
Внимательно посмотрите на качества, которые вам необходимы развить, для того
чтобы приблизиться к идеалу. Выберите из них три главных, первостепенных для вас.
Теперь надо разработать план по достижению намеченных целей по схеме:
1)
Сама цель;
2)
Мероприятия по ее достижению;
3)
Факторы, которые будут способствовать ( в том числе личностные особенности)
или препятствовать достижению цели;
4)
Сроки реализации;
5)
Способы контроля или факторы продвижения к цели;
Дома составьте план достижения трех целей (план выработки у себя
профессиональных качеств)».
7. Работа с рисунком « Я- воспитатель»
Цель:
преобразовать себя на символическом уровне в идеального воспитателя.
Инструкция педагога-психолога:
«Теперь, когда вы представляете себе ,
каким воспитателем хотите стать пришел черед выполнить заключительное
задание. Подумайте и сделайте со своим рисунком что-то, для того чтобы он стал
называться “ Я - идеальный воспитатель”. Расскажите, что именно вы дорисовали
и почему. Подпишите рисунок словами “Я – идеальный воспитатель”».
Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не меняют
на этом листе бумаги. В данном случае педагог-психолог может намекнуть, что
всегда есть, куда расти. Также можно обратить внимание участников на те
качества, которые они выбрали в портрете идеального воспитателя в качестве
целей для саморазвития (см. упражнение 6), т отразить их в рисунке.
8.Релаксация
Цель:
обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных
зажимов.
На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с
упражнениями на релаксацию.
1)
Релаксация «Воздушный шарик».
Инструкция педагога-психолога:
«Примите удобную позу, закройте глаза,
дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью
дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете
медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим
и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите
дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пять, после чего начинайте медленно
и спокойно выдыхать. Шарик сдувается… А потом надувается вновь…Сделайте так
пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две
минуты».
9.Анкетирование
Цель: подвести итоги практикума; установить обратную связь с участниками.
Вопросы:
Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься?
Считаете ли вы эти упражнения полезными?
Какие открытия вы сделали о себе или других?
Какие темы вы предположили бы для следующих встреч?