Напоминание

Я - ВОСПИТАТЕЛЬ


Автор: Османова Наталья Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 19
Населённый пункт: село Рощино
Наименование материала: мастер - класс
Тема: Я - ВОСПИТАТЕЛЬ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Цель практикума:
создать педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере профессиональной деятельности и личностных особенностей.
Задачи:
 диагностирование направленности педагога, его рабочей мотивации;  выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер по их предупреждению в дальнейшей работе;  актуализация сильных сторон личности педагога и настрой на спокойное преодоление проблем, возникающих в профессиональной деятельности;  оказание помощи в формулировании и оформлении планируемых целей самообразования.
Практические результаты практикума:
 переосмысление представлений о труде воспитателя;  расстановка приоритетов в профессиональной сфере;  составление плана профессионального самосовершенствования с конкретизацией целей и стремлений;  освоение приемов саморелаксации.
Количество человек:
10
Продолжительность:
1-1,5 часа.
Материалы:
фломастеры, листы формата А4, бумага для записей, ручки.
Ход практикума

1.

Введение в проблему

Слова педагога психолога:
«Здравствуйте, коллеги! Цель нашей встречи- помочь вам переосмыслить представление о труде воспитателя и повысить свой профессионализм».
2.Выполнение рисунка «Я-

воспитатель».

Цель:
облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и возникновение проблем.
Инструкция.
Участникам раздают чистые листы , фломастеры и предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли бы нарисовать по теме «Я- воспитатель»(предлагается подсчет времени) . По завершении данной работы каждый педагог рассказывает о своем рисунке, объясняя, почему изобразил именно это. Педагог-психолог интерпретирует рисунки по следующим критериям( можно использовать пояснения к любой методике):  Цвет;  Размер;
 Детали;  Целостность созданного образа;  Главный и второстепенные герои;  Наличие активности в рисунке;  Роль педагога с точки зрения автора рисунка;  Взаимоотношения между героями и т.п. Также при интерпретации можно опираться на
схему пошагового анализа

рисованной ситуации по М.В. Осориной
, включающей шесть фаз: 1) Контактную- нужно вступить в контакт, согласиться общаться с нарисованными героями, для чего, глядя на изображение, надо задать вопрос: «Ну как тут у вас?»- и, вжившись в рисунок, субъективно ответить на него; 2) Ориентировочную – задавая себе вопросы «Кто это, что это?», необходимо найти всех героев и правильно назвать их. Героями будут все нарисованные люди, персонифицированные сущности (например, человек-паук), животные, растения, предметы, явления природы и даже цветной фон. С учетом данной последовательности выделяется главный герой, с которым человек идентифицирует себя. Этого героя никто не загораживает, на него направлена активность других; он больше остальных по размеру и расположен ближе, чем они, к центру листа; 3) Качественного анализа героев (как размещены герои, начиная с главного; во что одеты; каковы пропорции тела и т.д.); 4) Рассмотрения взаимоотношений героев- устанавливается наличие или отсутствие связи между ними; 5) Поиска ответа на вопрос «Что все это значит?»; 6) Выхода из контакта (нужно мысленно поблагодарить автора за то, что он позволил заглянуть в свой внутренний мир).
3.Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе

действительности

Цель:
отследить динамику представлений педагога о своей работе.
Примерные вопросы:
 Как вы представляли себе работу поначалу;  Что оказалось не таким, как вы себе представляли;  Как вы представляете себе эту работу сейчас;  Что вам кажется сложным;  Что для вас оказалось самым легким;  Что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;  Хочется ли вам сейчас работать воспитателем?
4. Создание образа идеального воспитателя


Цель:
составить коллективный список качеств, присущих идеалу воспитателя(разделить педагогов на группы по стажу работы)
Инструкция.
Педагогам предлагается ответить на вопросы:  Каков в вашем представлении идеальный воспитатель;  Какими качествами он должен обладать; Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.
5. Упражнение «Какое качество важнее?»

Цели:
сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств
Инструкция.
Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:  Мудрость, надежность, настойчивость;  Активность, бескорыстие, вежливость;  Сила воли, скромность, смелость;  Самозабвенность, тактичность, терпеливость;  Невозмутимость, обаяние, общительность.  Гордость, гибкость, доброжелательность. Задача- в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение, подгруппа педагогов повторяющиеся качества объединяет . По окончании упражнения проводится обсуждение.
6. Упражнение «Мои профессиональные качества»

Цели
: стимулировать участников к рефлексии своих личностных качеств, ресурсов и ограничений составить план профессионального самосовершенствования.
Инструкция педагога-психолога
: «Представьте ситуацию – вы ,родители, привели своего ребенка в детский сад. Каким бы вы хотели видеть воспитателя своего ребенка? Имеются ли в вашем окружении воспитатели, на которых вам хотелось бы равняться? Как вы думаете, можно ли этого добиться, или с этим надо родиться?.Высказывания присутствующих педагогов. Подчеркните в описании вашего “идеала” те качества, которыми вы обладаете сейчас, развитие в себе остальных качеств будет являться вашей целью. Теперь разделите лист бумаги на две колонки: в первой укажите те качества, которые вам помогают в профессиональной деятельности, во второй- те, которые мешают. Внимательно посмотрите на качества, которые вам необходимы развить, для того чтобы приблизиться к идеалу. Выберите из них три главных, первостепенных для вас. Теперь надо разработать план по достижению намеченных целей по схеме: 1) Сама цель; 2) Мероприятия по ее достижению; 3) Факторы, которые будут способствовать ( в том числе личностные особенности) или препятствовать достижению цели; 4) Сроки реализации; 5) Способы контроля или факторы продвижения к цели;
Дома составьте план достижения трех целей (план выработки у себя профессиональных качеств)».
7. Работа с рисунком « Я- воспитатель»

Цель:
преобразовать себя на символическом уровне в идеального воспитателя.
Инструкция педагога-психолога:
«Теперь, когда вы представляете себе , каким воспитателем хотите стать пришел черед выполнить заключительное задание. Подумайте и сделайте со своим рисунком что-то, для того чтобы он стал называться “ Я - идеальный воспитатель”. Расскажите, что именно вы дорисовали и почему. Подпишите рисунок словами “Я – идеальный воспитатель”». Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не меняют на этом листе бумаги. В данном случае педагог-психолог может намекнуть, что всегда есть, куда расти. Также можно обратить внимание участников на те качества, которые они выбрали в портрете идеального воспитателя в качестве целей для саморазвития (см. упражнение 6), т отразить их в рисунке.
8.Релаксация

Цель:
обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов. На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с упражнениями на релаксацию.
1)

Релаксация «Воздушный шарик».

Инструкция педагога-психолога:
«Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пять, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается… А потом надувается вновь…Сделайте так пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
9.Анкетирование
Цель: подвести итоги практикума; установить обратную связь с участниками.
Вопросы:
 Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?  Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься?  Считаете ли вы эти упражнения полезными?  Какие открытия вы сделали о себе или других?  Какие темы вы предположили бы для следующих встреч?


В раздел образования