Автор: Алексеенко Людмила Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС ОВ №22" Населённый пункт: г. Усинск Республика Коми Наименование материала: конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: "Буквенная история" Раздел: дошкольное образование
Целеполагания : познакомить детей со звуком Г (Г') и буквой Г.
Задачи :
1.
Учить детей составлять и читать слова разной слоговой структуры, правильно
строить предложения. Обратить внимание детей на интонационную
законченность предложения.
2.
Продолжать развивать у детей навыки звукобуквенного анализа слов и анализа
предложений. Учить называть слова с заданным звуком. Обогащать лексику
детей словами-антонимами.
3.
Воспитывать у детей сообразительность, фонетический слух.
Сценарный ход игры.
В некотором царстве, в некотором государстве, живут не люди, не звери, а буквы.
Все в этом царстве-государстве буквенное: В океане водится буквенная рыба, В лесу
растут буквенные грибы, а принцессы украшают себя буквенными бусами. И было в
этом царстве – равноправие – каждый день правила одна из 33 сестриц-букв. Сегодня
Королевой буквенного государства была буква Г.
1.
Характеристика звука.
-- Какой это звук, гласный или согласный?
-- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
Звук Г образуется в глубине рта. Его можно произносить громко, тише, но
нельзя тянуть.
-- Когда я говорю звук К, голос молчит, стенки «домика» не дрожат, а когда
говорю звук Г, голос так громко звучит, что даже стенки «домика» дрожат.
Давайте проверим. Как звонко звучит наш голос.
( Дети прикладывают тыльную сторону ладони к своей шее спереди,
произносят то звук К, то звук Г).
__ Как гогочут гуси? Га-га-га.
__А гусята? Ги-ги-ги, ге-ге-ге.
2.
Слова со звуком Г в двух позициях.
-- Приведите примеры слов, в которых звук Г стоит в начале или в середине
слова.
В начале слова: гуси, голубь, гром, галка, гитара, Гена…
В середине слова: вагон, иголка, попугай, бегемот, сапоги…
3.
– Молодцы, ребята! А теперь нас Королева-буква приглашает на лужок. Но
прежде, чем попасть на луг нужно отгадать загадку.
Стоит Антошка на одной ножке,
2
Кто его увидит поклониться (гриб).
-- А какие грибы растут на нашей волшебной поляне?
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею.
Первый найден – боровик.
Рассказ воспитателя о грибе боровике ( иллюстрация).
4.
Анализ буквы Г.
-- Звук Г обозначается буквой Г.
а) И подобно кочерге
Горбит спину буква Г.
б) Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
(иллюстрация к сказке «Лиса, Заяц и Петух).
-- Ребята, как вы думаете, в каких буквах спряталась буква Г? ( П, Б)
«Прописывание» буквы в воздухе.
5.
Королева-буква просит нас пройти в лес, в самое опасное место ее
королевства – на болото…
Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой,
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек,
Королевство журавлей,
Уток и лягушек.
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились…
(имитация движений)
-- На болоте нет дорог!
Мы по кочкам скок да скок!
(Буква Г прыгает со слога на слог. Дети составляют слова)
Чтение слоговой таблицы.
ИГ МА
ИК НА
ГО РА КИ
КО НО
3
НО НЕЦ
6.
Коллективное составление на магнитной доске слова ГОРА.
Звукобуквенный анализ слова ГОРА.
__ Назовите звуки.
__ Назовите буквы.
__ Характеристика звуков.
__ Сколько слогов?
__ На какой слог падает ударение?
__ Нарисуйте схему слова.
__ В какой позиции стоит в слове звук Г?
7.
Составление со словом ГОРА предложения.
Анализ предложения.
__ Сколько в предложении слов?
__ Какое слово самое короткое, самое длинное?
__ Какой знак препинания стоит в конце предложения? Почему?
__ С какой бы интонацией вы произнесли бы предложение, если бы в конце
предложения стоял бы восклицательный знак?
__ Схема предложения.
8.
Из букв составить отгадки на загадки.
а) За темным лесом – белый березнячок. (губы)
б) Есть нос, но не дышит,
Есть ушко, но не слышит. (игла)
Работа над многозначностью слова ИГЛА.
__ Какие еще иголки знаете? (иголки у ежа, у елки, у сосны, для шприца) .
9.
Королева-буква видит, что мы справились со всеми ее заданиями, поэтому
для вас она приготовила подарки.
Каждый ребенок получает конверт с буквами, из которых нужно составить
слово и его схему.
10.
Вот и закончился день царствования буквы Г. А какая буква дальше будет
править буквенным государством мы узнаем в следующей игре.
11.Итог непосредственно образовательной деятельности педагога и детей.
4