Напоминание

"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста"


Автор: Москвина Наталья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №3 КВ"
Населённый пункт: город Пикалево, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие с родителями детей раннего возраста. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме. Ведь, как известно, развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. И как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленных целей без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Хочу отметить, что контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Затем заведующий МБДОУ знакомит родителей и ребенка с первой младшей группой. Для них проводится экскурсия по группе, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка. Я, как педагог, в свою очередь организую, первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого провожу беседы и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. На основе анализа развития ребенка, в том числе и внутриутробного, фиксирую его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется только индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации ребенка к условиям детского сада. Я считаю, что хорошего результата можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей МБДОУ.
На практике я заметила, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, я же в свою очередь даю понять родителям, что педагог их внимательно слушает и слышит. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем. В таких беседах мы педагоги стараемся выяснить привычки ребёнка, привязанности ребенка к определённым вещам, особенности поведения, любимые игрушки и игры, как ласково называют его дома, что ребёнок уже умеет делать, что ещё не получается и так далее. Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, режимные моменты в течение дня. Часто на родительских собраниях говорю только я воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания и поведения детей. Мы решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Я заранее прошу родителей продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
Хочу отметить, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Список литературы: 1. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет.- М.: АРКТИ, 2005. 2. И.А. Лисицына, заведующая ГОУ «Детский сад № 991» г. Москвы 3. И.Б. Молева, старший воспитатель ГОУ «Детский сад № 991» г. Москвы 4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) 5. Педагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. Н. И. Стриевской]. – М.: Изд-во АПН, 1959.


В раздел образования