"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста"
Автор: Москвина Наталья Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС №3 КВ" Населённый пункт: город Пикалево, Ленинградская область Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие с родителями детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни
в социуме. Ведь, как известно, развитие ребенка зависит от совместной
работы родителей и педагогов. И как бы серьезно ни продумывались формы
воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленных
целей без постоянной поддержки и активного участия родителей в
педагогическом процессе.
Хочу отметить, что контакты с родителями детей раннего возраста в
детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят
медицинскую карту будущего воспитанника, до поступления ребенка в
дошкольное учреждение. Затем заведующий МБДОУ знакомит родителей и
ребенка с первой младшей группой. Для них проводится экскурсия по
группе, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями
и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют,
умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются
малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни
детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия,
детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать
для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.
Я, как педагог, в свою очередь организую, первичное знакомство с
родителями малышей, в ходе которого провожу беседы и анкетирование,
направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи,
возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. На
основе анализа развития ребенка, в том числе и внутриутробного, фиксирую
его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка
беседа ведется только индивидуально, даются рекомендации по улучшению
адаптации ребенка к условиям детского сада. Я считаю, что хорошего
результата можно достичь только при установившемся контакте родителей и
воспитателей МБДОУ.
На практике я заметила, что для установления диалога с семьями
воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и
соучастия, я же в свою очередь даю понять родителям, что педагог их
внимательно слушает и слышит. Это достигается при помощи разнообразных
способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный
комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы
произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью
создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного
разговора, совместного решения проблем. В таких беседах мы педагоги
стараемся выяснить привычки ребёнка, привязанности ребенка к
определённым вещам, особенности поведения, любимые игрушки и игры, как
ласково называют его дома, что ребёнок уже умеет делать, что ещё не
получается и так далее.
Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей
носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить
педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания,
консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т.
д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное
участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в
целом.
Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются
родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы
воспитания детей, режимные моменты в течение дня. Часто на родительских
собраниях говорю только я воспитатель, а родители слушают и ждут
окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются
питания и поведения детей. Мы решили в корне изменить этот стереотип и
внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание
уделяется подготовке к родительским собраниям. Я заранее прошу родителей
продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
Хочу отметить, что для обеспечения благоприятных условий жизни и
воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной
личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия
детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё
отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в
"Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном
образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе
"Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в
работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только
воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания
детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и
партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о
работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об
уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования,
вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского
сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи,
неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад
служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание",
поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского
сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе
и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что
родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Список литературы:
1.
Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая
поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3
лет.- М.: АРКТИ, 2005.
2.
И.А. Лисицына, заведующая ГОУ «Детский сад № 991» г. Москвы
3.
И.Б. Молева, старший воспитатель ГОУ «Детский сад № 991» г. Москвы
4.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)
5.
Педагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы
семейного воспитания и быта [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В.
Чувашева. Подгот. текста и примеч. Н. И. Стриевской]. – М.: Изд-во АПН,
1959.