Напоминание

Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней


Автор: Бирюкова Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №5 "Мечта"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней» (Из опыта работы воспитателя Бирюковой Ю.В) Здоровье населения и особенно детей нашей страны становится не только серьезной социально – экономической и медицинской проблемой, а в значительной степени является, определяющим устойчивое развитие России в третьем тысячелетии. Как известно, в Уставе всемирной организации здравоохранения отмечено, что обладание достижимым наивысшим уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека – без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и политического положения; здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности, а способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития. С давних времен человек существует на Земле в тесном взаимодействии с природой своей планеты – солнечной, воздушной и водной средой обитания. Без такого контакта не возможна сама жизнь. Природные факторы играют непосредственную роль в формировании здоровья, а следовательно, полноценной жизни человека. Гигиеническое, лечебно - профилактическое влияние солнечной радиации, чистой воды и свежего воздуха по характеру и силе воздействия не уступает фармакологическим препаратам, а зачастую их превосходит. Что же необходимо знать о механизме действия природных факторов на организм ребенка? Каким образом правильно, без вреда использовать их для сохранения и укрепления здоровья детей? В этом непростом деле велика и ответственна роль родителей, воспитателей, ведь ребенок самостоятельно осуществить не в силах. Поэтому мы в своей работе в условиях дошкольного учреждения учитываем, что наши городские, «северные» дети испытывают в течении дня большие эмоциональные нагрузки в детском саду, транспорте, многолюдье улиц, магазинов, а так же дома, где они смотрят телевизионные передачи, слушают, слушают громкую современную музыку, телефонные разговоры, играют в возбуждающие компьютерные игры. «Разрядкой» может стать общение с природой, но ведь наши «северные» дети на протяжении большей части суток отгорожены от нее стенами зданий, стеклами окон. Работая с детьми дошкольного возраста мы прекрасно понимаем и постоянно обращаем внимание родителей на то, что при неразумном использовании природных факторов из истинных помощников они превращаются в недругов. Все знают о благоприятном воздействии ультрафиолетовых солнечных лучей: они усиливают обменные процессы имеют бактерицидное действие, ускоряется кровоток, улучшается сердечная деятельность и т.д. Солнечная радиация необходима для нормального функционирования организма. В условиях Севера развиваются признаки солнечного голодания: медленнее заживляются раны, обостряется течение хронических болезней. Поэтому мы в своей работе стараемся систематические, в умеренных дозировках использовать УФ – излучении для укрепления здоровья детей. Несомненно, что наиболее благоприятен для оздоровления ребенка весенне – летний период, хотя воздействию солнечных лучей можно подвергаться в любое время года. Как бы не хотелось и детям и взрослым скорее снять надоевшие за долгую зиму одежды, мы прекрасно знаем, что не следует сразу облучить ребенка прямыми солнечными лучами. Постоянно напоминаем родителям, что в выходные дни при выезде
за город, на дачу нельзя безконтрольно оставлять детей на солнце. Разработали, поместили в родительском уголке ряд памяток о дозировках солнечного облучения, в зависимости от температуры и возраста детей, одежде и головном уборе ребенка, часах наиболее благоприятных для солнечных ванн. Знакомим родителей и с критериями правильно подобранных дозировок солнечного воздействия. Учитываем в своей работе и то что потребность растущего человека в кислороде выше чем у взрослого в 2 раза. Под влиянием свежего воздуха повышается тонус и реактивность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, возрастает количество и гемоглобина в крови. Поэтому мы за счет прогулок, стараемся обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Составили консультации для родителей о времени пребывания ребенка на улице в выходные дни, одежде детей, играх и наблюдениях в природе («Ребенок и природа», «Природа - помощник в воспитании», «Экология и здоровье ребенка»). Рассказываем на родительских собраниях о ни с чем не сравнимым благотворном влиянием природы на психику ребенка: познавательные впечатления, разнообразии ландшафта способствуют положительным эмоциям, гармоничной работе всех систем организма. В зимнее время из-за низкой температуры воздуха длительность прогулок сокращается, но при правильной их организации природные факторы способствуют укреплению здоровья детей. Перед выходными, праздничными днями мы даем родителям рекомендации по проведению совместного отдыха с детьми. Детки подросли и родители могут гулять уже довольно долго пешком, выезжать на базы отдыха. Массу новых впечатлений привозят дети из таких поездок, словарный запас увеличивается! Тренировка ножных рецепторов воздушными и солнечными ваннами подготавливает к более интенсивным оздоровительным воздействиям – водным процедурам, когда совмещаются действия воды, воздуха и солнечных лучей. Вода – древнейшее средство закаливания. Наверное, нет ни одного ребенка, которому купание в море, реке озере не доставляло эмоциональной и мышечной радости. Однако получить закаливающий эффект с помощью водных процедур можно только при выполнении правил. С этими правилами мы обязательно знакомим родителей (температура воды, температура воздуха, место и время купания, признаки переохлаждения). Большое внимание уделяем обучению детей безопасному поведению при общении с природой. Так же включаем в план по комплексной безопасности занятия по темам: «Кто с закалкой дружит тот не никогда не тужит», «Зимние забавы», «Сигналы опасности природы» и т.д. Дети получив багаж знаний на занятиях учатся осторожно обращаться с объектами природы. Родители нам тоже помогают и для них мы приготовили консультации: «На прогулку в зимний лес», «Быстрее ветра». А также памятки: «Родителям о закаливании детей», «Действие при переохлаждении и обморожении», «Первая помощь при перегревании», «Осторожно на льду». Природа и её компоненты должны естественно, войти в жизнь каждого ребенка, принести радость общения с ними, стать настоящими друзьями.


В раздел образования