Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней
Автор: Бирюкова Юлия Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №5 "Мечта" Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: Статья Тема: Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней Раздел: дошкольное образование
«Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»
(Из опыта работы воспитателя Бирюковой Ю.В)
Здоровье населения и особенно детей нашей страны становится не только серьезной
социально – экономической и медицинской проблемой, а в значительной степени является,
определяющим устойчивое развитие России в третьем тысячелетии. Как известно, в
Уставе всемирной организации здравоохранения отмечено, что обладание достижимым
наивысшим уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека – без
различия расы, религии, политических убеждений, экономического и политического
положения; здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности, а
способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным
условием такого развития.
С давних времен человек существует на Земле в тесном взаимодействии с природой
своей планеты – солнечной, воздушной и водной средой обитания. Без такого контакта не
возможна сама жизнь. Природные факторы играют непосредственную роль в
формировании здоровья, а следовательно, полноценной жизни человека. Гигиеническое,
лечебно - профилактическое влияние солнечной радиации, чистой воды и свежего воздуха
по характеру и силе воздействия не уступает фармакологическим препаратам, а зачастую
их превосходит.
Что же необходимо знать о механизме действия природных факторов на организм
ребенка? Каким образом правильно, без вреда использовать их для сохранения и
укрепления здоровья детей? В этом непростом деле велика и ответственна роль родителей,
воспитателей, ведь ребенок самостоятельно осуществить не в силах. Поэтому мы в своей
работе в условиях дошкольного учреждения учитываем, что наши городские, «северные»
дети испытывают в течении дня большие эмоциональные нагрузки в детском саду,
транспорте, многолюдье улиц, магазинов, а так же дома, где они смотрят телевизионные
передачи, слушают, слушают громкую современную музыку, телефонные разговоры,
играют в возбуждающие компьютерные игры.
«Разрядкой» может стать общение с природой, но ведь наши «северные» дети на
протяжении большей части суток отгорожены от нее стенами зданий, стеклами окон.
Работая с детьми дошкольного возраста мы прекрасно понимаем и постоянно обращаем
внимание родителей на то, что при неразумном использовании природных факторов из
истинных помощников они превращаются в недругов.
Все знают о благоприятном воздействии ультрафиолетовых солнечных лучей: они
усиливают обменные процессы имеют бактерицидное действие, ускоряется кровоток,
улучшается сердечная деятельность и т.д.
Солнечная радиация необходима для нормального функционирования организма. В
условиях Севера развиваются признаки солнечного голодания: медленнее заживляются
раны, обостряется течение хронических болезней. Поэтому мы в своей работе стараемся
систематические, в умеренных дозировках использовать УФ – излучении для укрепления
здоровья детей. Несомненно, что наиболее благоприятен для оздоровления ребенка
весенне – летний период, хотя воздействию солнечных лучей можно подвергаться в любое
время года. Как бы не хотелось и детям и взрослым скорее снять надоевшие за долгую
зиму одежды, мы прекрасно знаем, что не следует сразу облучить ребенка прямыми
солнечными лучами. Постоянно напоминаем родителям, что в выходные дни при выезде
за город, на дачу нельзя безконтрольно оставлять детей на солнце. Разработали,
поместили в родительском уголке ряд памяток о дозировках солнечного облучения, в
зависимости от температуры и возраста детей, одежде и головном уборе ребенка, часах
наиболее благоприятных для солнечных ванн. Знакомим родителей и с критериями
правильно подобранных дозировок солнечного воздействия.
Учитываем в своей работе и то что потребность растущего человека в кислороде выше
чем у взрослого в 2 раза. Под влиянием свежего воздуха повышается тонус и реактивность
нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, возрастает количество и гемоглобина
в крови. Поэтому мы за счет прогулок, стараемся обеспечить максимальное пребывание
детей на свежем воздухе. Составили консультации для родителей о времени пребывания
ребенка на улице в выходные дни, одежде детей, играх и наблюдениях в природе
(«Ребенок и природа», «Природа - помощник в воспитании», «Экология и здоровье
ребенка»). Рассказываем на родительских собраниях о ни с чем не сравнимым
благотворном влиянием природы на психику ребенка: познавательные впечатления,
разнообразии ландшафта способствуют положительным эмоциям, гармоничной работе
всех систем организма.
В зимнее время из-за низкой температуры воздуха длительность прогулок сокращается,
но при правильной их организации природные факторы способствуют укреплению
здоровья детей. Перед выходными, праздничными днями мы даем родителям
рекомендации по проведению совместного отдыха с детьми. Детки подросли и родители
могут гулять уже довольно долго пешком, выезжать на базы отдыха. Массу новых
впечатлений привозят дети из таких поездок, словарный запас увеличивается!
Тренировка ножных рецепторов воздушными и солнечными ваннами подготавливает к
более интенсивным оздоровительным воздействиям – водным процедурам, когда
совмещаются действия воды, воздуха и солнечных лучей. Вода – древнейшее средство
закаливания. Наверное, нет ни одного ребенка, которому купание в море, реке озере не
доставляло эмоциональной и мышечной радости. Однако получить закаливающий эффект
с помощью водных процедур можно только при выполнении правил. С этими правилами
мы обязательно знакомим родителей (температура воды, температура воздуха, место и
время купания, признаки переохлаждения). Большое внимание уделяем обучению детей
безопасному поведению при общении с природой.
Так же включаем в план по комплексной безопасности занятия по темам: «Кто с закалкой
дружит тот не никогда не тужит», «Зимние забавы», «Сигналы опасности природы» и т.д.
Дети получив багаж знаний на занятиях учатся осторожно обращаться с объектами
природы. Родители нам тоже помогают и для них мы приготовили консультации:
«На прогулку в зимний лес», «Быстрее ветра».
А также памятки:
«Родителям о закаливании детей», «Действие при переохлаждении и обморожении»,
«Первая помощь при перегревании», «Осторожно на льду».
Природа и её компоненты должны естественно, войти в жизнь каждого ребенка,
принести радость общения с ними, стать настоящими друзьями.