Напоминание

Игры для развития речи у детей раннего возраста


Автор: Григорьева Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №10 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Кировград Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Игры для развития речи у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игры для развития речи у детей раннего возраста
Во время игры ребенок развивает мышление об окружающем его мире. Игры помогают развивать логику, речь и, конечно же, мышление. Для этого нужно ежедневно привлекать ребенка к чтению книг и разговорам. Малышу в этом возрасте интересно все новое. Поэтому игры как нельзя лучше подойдут для развития его речи. Для того чтобы завлечь кроху в игру, покажите ему новую игрушку или предмет, потом спрячьте его и снова покажите. Малыша это заинтересует. Такие действия вызовут радость у ребенка и положительные впечатления. Во время такой игры вам нужно как можно чаще употреблять новое слово. Интерес у малыша возникнет сам по себе, и он начнет пытаться повторить за вами. Очень важным моментом во время такой игры вызвать у ребенка интерес разговаривать или назвать самостоятельно то или иное слово. Очень полезными являются разговоры возле окна. Покажите ему листочки, небо, солнышко. Постарайтесь задавать крохе вопросы, если он начинает называть отдельные слова. Например, если он сказал небо, то спросите его, а какого оно цвета? Необходимо поддерживать беседу и побуждать ребенка к разговору. Обязательно закрепляйте пройденный материал. Найдите предмет, который изучили в книге или журнале и попросите ребенка, чтобы он повторил, что это такое. Таким образом, в его памяти будет откладываться эта информация. Кроме того, речь будет хорошо развиваться. Можно попросить малыша повторять за вами веселые стишки или песенки. Такие повторы помогут очень хорошо развить речь у крохи. Станут полезными разговоры по телефону. Ребенок не видит своего собеседника, а только слышит. Соответственно он не может выразить свои желания при помощи жестов, а это в свою очередь стимулирует поговорить или произнести какое-то слово. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш не просто слушал своего собеседника, но и принимал участие в разговоре. Для начала просите его отвечать на простые вопросы, потом разговор усложняйте. Когда вы играете с ребенком в куклы или машинки, солдатики, задавайте вопросы от персонажа, который принимает участие в игре, ребенку. Поинтересуйтесь, во что оденется кукла или пупс, куда поедет машинка, как будет воевать солдатик. Усложняйте вопросы, стройте их так, чтобы малышу было интересно на них ответить. Можно еще одним способом развивать речь у ребенка с помощью игры. Сшейте мешочек из яркой ткани и поместите в него игрушки не большого размера. Продемонстрируйте ребенку мешочек и начинайте доставать оттуда мелкие игрушки, при этом название предмета озвучивайте. Отдавайте игрушки в ручки ребенка. Дайте возможность малышу хорошо разглядеть и познакомиться с игрушкой. Затем попросите, чтобы он положил игрушку обратно в мешок, при этом положил именно ту, которую попросили вы.
Очень хорошо помогают игры, которые связаны с движениями. Например, вы предлагаете крохе попрыгать, приседать, покружиться. После этого дайте ребенку команду – присядь, покружись и т.д. Таким образом, малыш научиться вас слушать и выполнять ваши просьбы. Прекрасно в этом возрасте помогает рисование для развития речи. На листе бумаги нарисуйте с ребенком прямые, закругленные линии разными цветами. В процессе рисования называйте их ручейком, дорожкой, мячиком. Потом дайте малышу самостоятельно порисовать. После того, как он закончил, спросите его, а что он пытался нарисовать? Таким образом вы можете выучить некоторые слова. Попросите нарисовать ребенка мяч. Проследите, чтобы его творение было похоже на названный вами предмет. Очень важно учить малыша правильно выговаривать слова. Не нужно коверкать их самому и называть неправильно. Особенно это касается сложных слов и словосочетаний. Называйте каждый предмет своим «названием».
РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА.
Домашняя обстановка в любой семье уже является для ребёнка развивающей средой, просто её надо упорядочить и подготовить к определённым занятиям. Помните, о достаточной освещённости, постарайтесь на время занятия убрать отвлекающие ребёнка предметы (в том числе отключить телефон и домашнюю технику). Взрослый при проведении занятия отвечает за создание наиболее благоприятных условий для развития ребёнка. В возрасте детей от одного года до трёх лет нужно ставить своей целью не измерение их ощущений, а развитие органов чувств (с учётом характера и возрастных особенностей развития). Причём и на занятиях, и в быту, превращая любой предмет в развивающее пособие. Задача взрослого – научить ребёнка пользоваться доступной информацией и своими органами чувств, чтобы в дальнейшем ребёнок мог сам извлекать информацию из окружающих его предметов. Заниматься с детьми раннего возраста развитием чувств (сенсорикой) и развитием мелкой моторики может любой родитель у себя дома, было бы желание посвятить время детям. Маленькие дети любят помогать собирать рассыпавшиеся бусинки, закрыть баночку крышкой, рассортировать овощи (например, морковку и картошку), вытереть пролившуюся воду и сделать ещё многое, подобное этому. Всё это можно упорядочить и превратить «в систему развивающих упражнений для детей младшего возраста».


В раздел образования