Напоминание

Принципы гуманистической педагогики в работе по созданию и развитию коллектива.


Автор: Дьяченко Екатерина Георгиевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Губернаторский авиастроительный колледж
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Принципы гуманистической педагогики в работе по созданию и развитию коллектива.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Принципы гуманистической педагогики в работе по созданию и развитию

коллектива.
Я сторонник гуманистического подхода к воспитательному процессу, гуманист и по убеждениям, и по складу характера, и по отношению к миру, меня окружающему. Гуманистический подход, «ставит в центр педагогики личность человека, со своей собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать или видоизменить», но которую, исходя из моего опыта работы, по моему глубокому убеждению, можно воспитать в самом широком понимании этого слова, опираясь на гуманное отношение к субъекту воспитания. А идеал, к которому стремится гуманистическая педагогика, – самостоятельная, критически мыслящая, высоконравственная, адаптированная личность. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов. Практически каждый учитель стремится к созданию в группе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в студенческом сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в группе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива.
Сначала

классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной

деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности группы.
Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя
Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние

межличностных

и

деловых

отношений

в

группе,

возможности

и

средства

их

улучшения.
В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в коллективе.
Большое

место

в

деятельности

классного

руководителя

должно

быть

отведено моделированию образа учащегося группы
,. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же преобладают в студенческом коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и студенты отличаются активностью и самостоятельностью. Поэтому система воспитательной работы имеет зачастую и личностную характеристику педагога.
Сплочение

коллектива,

выступающее

не

как

самоцель,

а

как

способ

достижения

поставленных

перед

группой

целей,

реализуется

через

студенческое

самоуправление
. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый студент отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность в одном из центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Через

принцип

личностно-ориентированного

подхода

происходит

формирование в группе благоприятной среды для развития учащихся
. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива способствуют возникновению и развитию той неповторимой внутриколлективной атмосферы, того особого психологического климата, благодаря которым отношения между членами ученического коллектива, их взаимопонимание, «чувство локтя» сохраняются на долгие годы. Они расширяют круг знаний учащихся в тех или иных областях науки, помогают формировать определённые отношения к объектам окружающей действительности, вырабатывать материальные и духовные ценности, а также оказывают реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников. Пристальное внимание важно уделять классным часам.. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать другого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы … Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, целью моей воспитательной деятельности является управление процессом развития образованной, целеустремлённой личности, способной к самопознанию, самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели. Здесь может возникнуть вопрос: а согласуется ли гуманистическая педагогика со словом «управление». Управлять для меня значит не руководить, а направлять, оказывать помощь и поддержку. Ведь место педагога внутри воспитательной системы, а не снаружи.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники