Напоминание

"Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми".


Автор: Пересыпкина Валентина Николаевна
Должность: инструктор физо
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Журавлик"
Населённый пункт: п. Нижний Куранах. Алданский р-н. Республика Саха (Якутия).
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пересыпкина Валентина Николаевна. Инструктор ФИЗО. МБДОУ д/с «Журавлик». п. Нижний Куранах. Республика Саха (Якутия). «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми» (из опыта работы). «Здоровый вид, лучше, чем рекомендательные письма» - гласит французская поговорка. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам в жизни ребенка. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, специалисты отмечают временное отступление от уже достигнутого уровня нервно – психического развития. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями поведения детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Наблюдается высокая активность аллергических реакций, ускорение роста – первое «вытяжение». В этот период происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ. Они сопровождаются максимальной частотой детских инфекций, которые представляют серьезную опасность как для здоровья ребенка, так и для всей его дальнейшей жизни. Сегодня четко установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в детский возраст, в 5-7 лет. Вот почему забота о здоровье детей в критические период должна быть особая, а что касается ребят дошкольного возраста, то, наверное, вдвойне. Ведь если условия жизни ребенка станут оптимальными, угроза заболевания может исчезнуть без существенного врачебного вмешательства. К сожаленью у многих людей сложилось твердое убеждение в том, что вопрос здоровья или нездоровья ребенка целиком и полностью на совести детских врачей. Другими словами, многие из нас считают, что если ребенок заболел, то в этом виноваты детский сад, врачи, которые не смогли быстро вылечить больного. В общем – то это правильно, но, увы, только отчасти. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% (вдумайтесь в эту цифру!) зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от образа жизни человека. Мы мало задумываемся, о том, как относимся к собственному здоровью до болезни, в каких условиях живем и работаем. Поэтому должна всемирно
возрастать роль каждого человека в борьбе за собственное здоровье. Конечно в последнее время много изменилось в лучшую сторону. Здоровый образ жизни все больше становится популярным среди населения, быть здоровым человеком стало престижно. Но еще многие считают, что лучше выпить таблетку, чем пойти с спортзал, бассейн или на пробежку. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Как это ни удивительно, но у детей тоже есть свои критерии здоровья: «Мы любим свою воспитательницу, за то, что она красивая, всегда веселая и никогда не болеет...». А теперь давайте хоть на минутку представим себе такую ситуацию. Воспитатель, постоянно жалующийся на здоровье, то и дело чихающий и кашляющий, а рядом бодрые, жизнерадостные дети. Наверно, хуже антирекламы здорового образа жизни не придумать. Формирование прочных навыков здорового образа жизни является важнейшим условием готовности ребенка к школьному обучению, ко всей дальнейшей жизни. Это обязывает ДОУ считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в развитии. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, совместных усилий ДОО, семьи. В свете этих требований расширяется круг задач педагогического коллектива, ведь правильно организованная работа может предупредить развитие заболеваний на самых ранних стадиях, обеспечить психологическое, эмоциональное и физическое здоровье ребенка. Формирование здорового образа жизни предполагает также совершенствование умственной и физической работоспособности детей, устойчивости к утомлению, выносливости к разнообразным нагрузкам. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению физиологически целесообразного режима дня, достаточной двигательной активности здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
Мои поиски эффективных путей укрепления здоровья детей совпали с началом работы нашего ДОО по программе эколога «Познай себя». Эта программа обучения формирует у детей знания о строении человеческого организма, об основных факторах здоровья, о том, как предупредить то, или иное заболевание, каковы его причины и как их можно устранить. В ходе работы дети учатся управлять своими эмоциями, поведением, регулировать свою двигательную деятельность. В ходе работы, на основе возникавших проблем, наметились следующие задачи: - укрепление здоровья ребенка; - воспитание в потребности здорового образа жизни; - повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниям, укрепление дыхательной мускулатуры; - ознакомление детей со строением человеческого тела и работой внутренних органов; - приобщение детей к традициям народной медицины; - помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении всего организма. Анализируя эти задачи, ища пути их реализации, пришла к выводу, что в своей работе необходимо руководствоваться следующими принципами: - доступность и постепенность приобретаемых знаний, умений и навыков; - повторяемость видов деятельности и их систематичность; - активность взрослого и детей; - включение работы в целостный педагогический процесс, взаимосвязь с работой других специалистов ДОО; - соединение обучения с развитием самостоятельности, творческого и эмоционального отношения к приобретаемым знаниям. Приступая к работе по решению поставленных задач, старалась не забывать о главном принципе педагога –
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИНДИВИДУАЛЕН, ПОМОГИ ЕМУ, НО НЕ

НАВРЕДИ, ЗАИНТЕРЕСУЙ, НО НЕ НАСТАИВАЙ!

Подготовительный этап: - провести беседы с детьми (соответственно возрасту ребенка) о строении человеческого организма; - познакомить с понятием массаж, закаливание, дыхание; - расширять круг знаний детей о человеческом организме и его функциях. Первой проблемой в работе стала задача заинтересовать детей, помочь им понять для чего мы будем делать все наши упражнения. Для этого провели во всех группах занятие на тему «Знакомство с доктором Неболейкой», с целью дать детям первоначальные знания о строении человеческого тела, о личной гигиене. Руководитель ИЗО студии провела занятие «Рисуем человека». При проведении спортивно – экологического развлечения «В гостях у Мойдодыра» старались заинтересовать детей, в игровой форме дать первые понятия о здоровом образе жизни. Следующий этап в своей работе я назвала «Ручки – наши главные помощники». На этом этапе, начиная с пальчиковой гимнастики, усложняя приемы массажа, побуждала детей к активности, поддерживала их бодрое настроение. В настоящее время есть много литературы, которая помогает в данной работе. Понадобилась система игр – занятий, которая позволила познакомить детей со способами проведения самомассажа. Если на начальном этапе обучения применялись такие словесные приемы, как «погладим ножки, они долго ходили, устали», или «ударили ручку, погладим нежно, аккуратно», то в дальнейшем дети сами стали придумывать названия и словесные объяснения для тех или иных способов самомассажа. Так, например, для массажа ушек, дети придумали название «помогаем маме лепить пельмени», или «лепим ушки для Чебурашки». Дети подготовительной группы стали использовать четверостишия из произведений Чуковского, Маршака, Барто. Введение точечного массажа, как элемента психофизической тренировки, потребовал дополнительной работы. Необходимо было объяснить детям, как нужно воздействовать на биологически активные точки, чтобы помочь себе, а не навредить. Для того чтобы точечный массаж выполнялся не механически, необходимо было создать эмоциональный настрой. И опять на помощь позвали
игровые моменты и свое воображение, чтобы дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Например, при массаже животиков мы вспоминали Львенка, который лежал на солнышке рядом с Черепахой, при массаже шейных позвонков представляли себя Буратино, который рисует своим длинным носом и т.п. Параллельно с самомассажем и точечным массажем начали работу по массажу рефлексогенных зон на подошвах ног. Физиологи считают, что ноги являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысячами нервных окончаний, щитом через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, печени и почкам и т.д. Вот почему ходьба босиком является своеобразным точечным массажем, тонизирующим организм и способствующий поддержанию его в рабочем состоянии. И я думаю, что не напрасно назвала этот этап своей работы «Босиком к здоровью», потому что при ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность. Ходьба босиком по «тропинке здоровья», по контрастным дорожкам с выполнением различных заданий на коррекцию плоскостопия доставляет детям удовольствие, дает заряд бодрости и энергии. Комплексный подход к оздоровлению детей, включающий различные виды деятельности не может быть полным без развития и тренировки дыхательных путей ребенка. Дыхательная система детей несовершенна, жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. На дыхание можно влиять с помощью упражнений, регулируя его, делая поверхностным и частым или глубоким и редким, задерживая его на некоторое время. Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных, шипящих согласных и сочетаний звуков. Эти упражнения помимо профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, развивают артикуляцию, вырабатывают чистоту произношения звуков. Начиная дыхательную гимнастику с известных всем упражнений «Часики», «Паровозик», «Насос» постепенно усложняем их. Детей подготовительной группы знакомим с
очищающим «ХА» - дыханием, энергетизированным дыханием «Задувание свечи», стимулирующим «шипящим» дыханием. Использование элементов китайской звукотерапии вместе с пользой поднимает настроение, учит быть внимательным. Вся работа с детьми на этом этапе направлена на то, чтобы дети поняли, что хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья. Продолжительное пребывание ребенка в большом детском коллективе всегда сопряжено с его утомлением. Степень утомления зависит от многих причин: состояния здоровья ребенка, типа его нервной системы, настроения и т.д. Чтобы управлять своими эмоциями, чувствами нужно научиться понимать и контролировать свои внутренние ощущения и произвольно менять их характер. Одним из важных средств профилактики утомления являются упражнения на расслабление цель которых – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнения на расслабление решают задачи быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей. Дети учатся переходить из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное), что окажется полезным в их дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Эти упражнения можно использовать в любой отрезок в любой отрезок времени, когда дети устали или перевозбуждены. Хороший эффект дает использование специально подобранной музыки, которая помогает детям создать в воображении те или иные образы, игры с использованием пантомимы для передачи своих эмоций. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его с самого детства надо приучать самому заботится о своем здоровье. Поэтому следует воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Добиться положительных результатов в воспитании здорового ребенка можно только в том случае, если эта огромная работа проводится каждодневно, систематически в семье и в дошкольном образовательном учреждении. Проводимая мною работа, показала, что дети хорошо откликаются на все новое, необычное, раскрывая свои внутренние возможности, а иногда и таланты. Приобретенными знаниями дети
делятся со своими родными, привлекая внимание взрослых к своим успехам, тем самым, может быть в какой – то мере прививая и им необходимость в здоровом образе жизни. Конечно, не вся работа шла гладко, были и неудачи и разочарования, были дети, которых было очень трудно заинтересовать, не всегда радовали результаты. Но все равно на каждом этапе работы больше было хорошего, особенно радовало то, когда дети сами напоминали о том, что мы забыли сделать сегодня (не сделали массаж, или не прошли по «тропинке здоровья). По результатам наблюдений в те месяцы, когда происходят эпидемии ОРВИ, количество заболеваний среди детей не скачет резко в сторону увеличения. Отрадно отметить, как меняется в ходе работы характер общения, система взаимоотношений у детей. Они становятся более внимательными друг к другу, проявляют заботу, развиваются коммуникативные способности, улучшается эмоциональная сфера ребенка. Проводя работу с детьми, старалась придерживаться тактики «вместе и рядом», которая оправдала себя в полной мере. Между мной и детьми установился такой эмоциональный контакт, который доставляет радость обеим сторонам, протянулась крепкая ниточка доверия, взаимоуважения, доброго общения. Часто я задавала детям вопрос: «Что самое дорогое и ценное в жизни человека?» - и не всегда ответы детей радовали, потому, что материальные блага дети ставили на первое место. И только после наводящих вопросов, после продолжительной работы дети начали понимать, что нет ничего ценнее, чем наша жизнь и здоровье. А ведь ответы детей не являются их убеждением. Ценности, навязываемые им, определены нами, взрослыми. Они видят, как мы часто эти ценности накапливаем и сохраняем, часто в ущерб своему здоровью. И взрослые должны приложить все усилия, чтобы дети поняли, что у человека есть все возможности сохранять и укреплять свое здоровье, что здоровый человек может достичь всего в своей жизни. Будет ребенок здоров душой и телом – вырастет и возьмет все, что ему нужно. Из каких бы хороших кирпичей мы не строили здание, если фундамент плохой – здание разрушиться. И наша обязанность – заложить крепкий фундамент.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники