"Использование игровых технологий ОТСМ-РТВ-ТРИЗ в работе с дошкольниками"
Автор: Гурьева Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад № 156" г. Чебоксары Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: "Использование игровых технологий ОТСМ-РТВ-ТРИЗ в работе с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
работе с дошкольниками»
Воспитатели МБДОУ «ЦРР-детский сад №156»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Полякова С.А., Гурьева Е.Н.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно
познают
мир,
пытаются
построить
систему
отношений,
понять
закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как
иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям,
увидеть
многогранность
окружающего
мира,
его
противоречивость,
закономерности
развития.
Использование
элементов
ТРИЗ
в
игровом
процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее
вокруг,
видеть
явления
и
системы
не
только
в
структуре,
но
и
во
временной динамике.
Думать
-
значит
вспоминать.
Наши
воспоминания
о
собственном
детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского
мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства,
хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир
детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и
поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям. Не
случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у
ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках
этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к
творчеству,
к
самостоятельности,
инициативе.
Первое
стремление
к
творчеству, пожалуй, - самое ценное, что может проявиться в человеке.
В
изобретательских
«ТРИЗовских»
играх
элементы,
придуманные
детским
воображением
(«наоборот»,
«хорошо
-
плохо»,
различные
перевертыши,
небылицы)
используются
для
таких
серьезных
«взрослых»
вещей,
как
разрешение
противоречий,
функциональный
анализ,
метод
фокальных
объектов.
Сложно?
Поверьте,
только
до
первого
знакомства
с
ТРИЗ.
Далее
этот
процесс
пойдет
на
уровне
управления знакомой игрушкой. Дети все эти диалектические задачи
решают
легко
и
просто,
даже
не
вникая
до
поры
до
времени
в
терминологию. Диалектика у них заложена с рождения. Дети в нее
просто играют. И нам, воспитателям, остается играть вместе с ними.
Ведь один из главных принципов ТРИЗ - совместное творчество, где
педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится
логике мышления.
В последние годы мы стараемся активно внедрять ТРИЗ во все виды
деятельности.
Начинали
с
использования
элементов
ТРИЗ в
изобразительной
деятельно сти.
Не ст андартный
подход
к
изобразительной
деятельности
в
детском
саду
стирает
стереотипы,
определенные
штампы.
Кроме
того,
применение
различных
форм
организации
занятий
способствует
раскрепощению
внутреннего
состояния,
позволяет
свободно
располагаться
в
удобных
местах:
за
столом, за мольбертом, на полу. Стараемся так настроить ребят, чтобы
они не пугались и не боялись сделать не так или неправильно. Ребята
привыкли,
что
на рисовании
или
аппликации
мы
не
просто
перерисовываем
готовый
образец
или
делаем
аппликацию,
а
в
буквальном
смысле
слова
«творим»
чудеса.
Рисуем,
используя
кляксографию,
пользуемся
зубными
щетками
и
ватными
палочками,
рисуем
ладошкой.
В
работе
с
пластилином
ребятам
очень
нравится
делать
пластилиновые
коллажи
по
сказкам,
которые
мы
потом
оформляем для выставки. Используем часто для лепки соленое тесто, оно
более пластичное и мягкое, тем более, что после высыхания поделки из
него можно раскрашивать в любой цвет. Также используются различные
бросовые материалы (пуговицы, нитки, губки и пр.) Мы взяли за правило
предупреждать ребят о предстоящей теме работы и затем совместно
решаем - каким способом будем ее делать. Вот и «мозговой штурм» в
действии. И хоть дети об этом не догадываются, они очень рады, что с
ними советуются и считаются с их мнением. Часто бывает, что ребята
приходят под впечатлением от просмотренной сказки или прочитанной
дома книги и предлагают нарисовать или сделать иллюстрации к сказке.
Потом все рисунки или аппликации собираем вместе, и получается целая
книга.
Чем свободнее и раскованнее будут дети на занятиях, тем больше успехов
в творческом развитии можно добиться.
Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо -
плохо».
Эту
игру
можно
использовать
для
обсуждения
правил
поведения
на
улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» проводится
для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в
игрушках, в предметах, ситуациях. Дети, разделившись на две команды будут
с увлечением придумывать новые решения
проблемы.
Хорошо помогают в работе игры «Сделай наоборот», «Представь себя на
его
месте»,
«Да
и
нет»,"Режиссеры
фильма",
"Слова-неприятели".
В
качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание "Уши,
глаза, нос ". Ребята играют в эти игры с интересом. Им интересно,
необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях
по
математике
с
удовольствием
ищут
пропавшую
цифру,
узнают
в
знакомых
предметах
геометрические
фигуры
и
наоборот,
рисуют,
превращая
геометрические
фигуры
в
настоящие
или
фантастические
предметы.
Очень
любят
ребята
работать
со
сказками,
изменять
их,
придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки,
сочинять
сказки
новые
и
современные.
Они
настолько
увлекаются
процессом
творчества
и
придумывания
нового,
что
продолжают
фантазировать и на прогулке, и даже придя домой. Родители тоже не
остаются в стороне. Они ознакомлены с основными играми и методами
ТРИЗ, поэтому и дома могут играть с детьми, помогая детям раскрывать
свои творческие таланты.
Недавно
мы
провели
конкурс
на
лучшую
сказку,
записанную
дома
совместно
родителями
и
детьми.
Каждая
семья
постаралась.
Одни
оформили
сказку
своими
рисунками,
другие
нашли
подходящие
картинки. И сказки были необычные, хоть герои остались прежние. Мы
читаем
все эти сказки с ребятами, просматриваем иллюстрации. И
сколько радости бывает в глазах детей от того, что они стали вместе с
родителями сказочниками и сказки их оценили по достоинству.
Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных
или новых сказок мы предлагаем самим ребятам придумать другой конец
к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и
творчество детей не иссякают.
Читаем
с
детьми
сказки
В.
Богата
«О
маленьком
львенке
и
умной
черепахе», в которых нужно помочь львенку найти способы решения
проблемы. Ребята придумывают такие варианты, что даже взрослый с
большим жизненным опытом не придумает. Тут главное - не мешать
активному творчеству, а поощрять, внимательно слушать и не исправлять.
Кроме сказок В. Богата, по ТРИЗ технологии написано много интересных
книг и сказок, которые мы стараемся использовать и читаем детям. Это
такие книги, как
А.А.Гин «Задачи - сказки от кота Потряскина», М. Н.Шустерман «Новые
приключения Колобка», а также очень полезная и удобная в работе книга
с краткими конспектами занятий для детей, рассчитанными на два года
Гин
С.
И.
«Занятия
по
ТРИЗ
в
детском
саду».
Не
обязательно
использовать их дословно и подробно, можно взять лишь элементы, и
занятие
из
обыкновенного
уже
превращается
в
интересное
и,
самое
главное, побуждающее ребят мыслить и придумывать решение проблем
самостоятельно, а не ждать подсказок взрослого, как это обычно бывает.
Мы считаем, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не
только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям
почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью
и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства
и
превращений.
Как и почему люди становятся гениями - неизвестно. Но почти все гении,
по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно
стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют
себя уверенно и спокойно. Причина их успешного
развития связана с
тем,
ЧТО
ИХ
поощряли в раннем детстве и способствовали развитию
творческих способностей. Так давайте же и мы будем развивать своих
детей, чтобы они выросли творческими личностями.