Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Карташова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС №10
Населённый пункт: п.Оленевод Надеждинского района Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Патриотическое воспитание в ДОУ".
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм
– это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. К.Д. Ушинский писал:
«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,

кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не

понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию.Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  формирование бережного отношения к природе и всему живому;  воспитание уважения к труду;  развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  чувства ответственности и гордости за достижения страны;  формирование
толерантности,
чувства уважения к другим народам, их традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
образовательной, в

играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания

реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями 4.Работа с социумом.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным посёлком, его историей 2. Знакомство с родным краем и Россией 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
Методическое сопровождение.
1. Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- в группах оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой Приморский край», «Мой Надеждинский район» «Моё село-Оленевод»; Подбор материала: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.; - дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно- ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.; - методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.; Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы. Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих событиях. Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи
с

нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим

воспитанием
. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога
: - отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции). - отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство) - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы. - огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг». - знакомство с другими городами, столицей, символикой государства. - показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
1.В детском саду воспитатели с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., - героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей, - создают условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создают условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисуют на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др. - создаются ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями), - стараются так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя, - приглашают родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия), - при знакомстве детей с трудом взрослых стараются выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем селе, в детском саду
родители

детей
. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали горку, машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Связь воспитателя со специалистами:


- музыкальный руководитель
проводит фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой; -
инструктор по физической культуре
проводит подвижные игры разных народов нашей страны. В понедельник – обязательные беседы
«Как прошли выходные?»
— воспитание привязанности и любви к семье. В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми: «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др). Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица , День Земли;

государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы,

Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день, День

защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники,

капустники
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, а также мордовской избы, улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Духовно-нравственное воспитание
. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.» Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив в Д/С необходимо устраивать встречи с пожилыми людьми.«День пожилого человека», «Как молоды мы были». 2) Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми средней и старшей группы ходим к памятнику солдата, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны; После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр. Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах). Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в
природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. Большое значение имеет семейные экскурсии по селу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д. В детском саду применяется
метод семейных проектов
. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляют активность и заинтересованность к совместной работе «Моя родословная»,проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя мама самая лучшая». Живой интерес и удивление родителей вызывает стенд
«Ёлочка желаний»,
где дети каждый на своем новогоднем шарике делится своей мечтой. А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показывает творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники