Автор: Карташова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ ДС №10 Населённый пункт: п.Оленевод Надеждинского района Приморского края Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
"Патриотическое воспитание в ДОУ".
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается
нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным
личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали
и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном
негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки
нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у
подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое
время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно
показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей
стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание,
раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма,
гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из
важнейших задач образования.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,
кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не
понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ
является работа по нравственно-патриотическому воспитанию.Чувство патриотизма
многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять
и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование
элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно
прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением
к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием
толерантного воспитания, и мы педагоги , должны довести до сознания детей то, что Ведь
люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в
настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних
десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало
произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших
привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих
людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в
играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс,
который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих
этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания
реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
4.Работа с социумом.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным посёлком, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
Методическое сопровождение.
1.
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- в группах оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой Приморский край», «Мой
Надеждинский район» «Моё село-Оленевод»;
Подбор материала: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника»,
«Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;
- дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России»,
«Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-
ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
- методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют знания о
подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы
повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного
материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от
возрастной группы.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не
должны забывать о происходящих событиях.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с
нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим
воспитанием .
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач
дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с
возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может
быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов
большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех
возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога :
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать
внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес,
целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа,
свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость
расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом,
его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие
дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь
кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные
примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне»,
«ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
1.В детском саду воспитатели с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми
природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей,
необычной архитектурой строений и др.,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во
имя спасения товарищей,
- создают условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного
и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создают
условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры,
составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки,
рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисуют на темы: «Во дворе», «Наша армия»,
«День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по
улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др.
- создаются ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с
окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями),
- стараются так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость
лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашают родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по
знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной
войны, — на познавательные занятия),
- при знакомстве детей с трудом взрослых стараются выбрать объекты, которые
способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко
раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство
детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда
для всех людей города.
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем селе, в детском саду родители
детей . Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а
потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить
костюмы, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали горку, машину, домик. У
детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание
подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей –
стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Связь воспитателя со специалистами:
- музыкальный руководитель проводит фольклорные и патриотические праздники,
знакомят с народной музыкой;
- инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов
нашей страны.
В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание
привязанности и любви к семье.
В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или
рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное
слово. Использовались следующие формы работы с детьми:
«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником,
строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и
представлений в разнообразных видах детской деятельности.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые
ежегодно проводятся в детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица , День Земли;
государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы,
Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,
международные праздники – День матери, Международный женский день, День
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники,
капустники
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только
зала, а также мордовской избы, улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются
интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Духовно-нравственное воспитание .
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник
познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По
мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и
весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в
одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как
средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и
родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение
сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год»,
«Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши
любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины
березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника.
Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в
природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными
датами, событиями в общественной жизни.
Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции
своих предков коллектив в Д/С необходимо устраивать встречи с пожилыми
людьми.«День пожилого человека», «Как молоды мы были».
2) Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги.
Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших
улицах
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми средней и
старшей группы ходим к памятнику солдата, чтобы поклониться и возложить цветы в
знак благодарности погибшим воинам.
Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне,
рассматривают фотографии, ордена и медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки
малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой
Отечественной войны;
После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских
игр.
Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности,
в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в
учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и
ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля,
складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации,
которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания,
товарищеских отношений, взаимовыручки.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная
взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна
трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы
воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают
лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения
(беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического
воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело
(участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных
путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в
природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только
разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для
других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки,
где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят
горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить
свою лепту.
Большое значение имеет семейные экскурсии по селу, посещение с родителями
отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей,
Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».
Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья –
ячейка общества.
Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы
рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная
игрушка и т.д.
В детском саду применяется метод семейных проектов . Суть его в том, что каждая
семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее
выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению,
появлению общих интересов. Родители проявляют активность и заинтересованность к
совместной работе «Моя родословная»,проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя
мама самая лучшая».
Живой интерес и удивление родителей вызывает стенд «Ёлочка желаний», где дети
каждый на своем новогоднем шарике делится своей мечтой.
А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показывает творчество мам в
изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в
конкурсе талантов.