Напоминание

Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога.


Автор: Столярова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №8"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога.
Раздел: среднее образование





Назад




Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога. Автор: Столярова Наталья Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Организация: МБОУ «СШ№8» Населенный пункт: г.Новый Уренгой ЯНАО В настоящее время под влиянием все возрастающих требований жизни заметно возрос интерес к проблемам продуктивного мышления. Создатели первых вариантов тестовых методик считали совершенно очевидной непосредственную связь «IQ» с мышлением. Однако под влиянием многих исследований эта уверенность была поколеблена (Галахер, Джексон, Торренс и др.). Оказалось, что дети с высоким коэффициентом интеллекта далеко не всегда хорошо решают задачи, требующие продуктивного мышления. В качестве показателей последнего выдвигаются оригинальность мысли (как степень отклонения от привычных ответов), способность найти новые, непривычные функции объекта или его частей, быстрота, плавность, гибкость мысли, «восприимчивость» к проблеме и т. д. Современная школа в условиях модернизации образования, перехода к профильному обучению в старших классах нуждается в выработке стратегии и тактики развития продуктивного мышления в процесс преподавания математики. В последнее время у нас и за рубежом часто обсуждается вопрос о недостатках традиционных программ преподавания математики в школе. Эти программы не содержат основных принципов и понятий современной математической науки, не обеспечивают должного развития продуктивного мышления учащихся, не обладают преемственностью и цельностью по отношению к начальной, средней и высшей школе. При их модернизации особое значение придают подведению теоретико-множественного фундамента под школьный курс (эта тенденция отчетливо проявляется и у нас, и за рубежом). Ее реализация в преподавании (особенно в начальных классах) неизбежно ставит ряд трудных вопросов перед детской и
педагогической психологией и перед дидактикой, ибо сейчас почти нет исследований, раскрывающих особенности развития продуктивного мышления ребенка Построение математики как целостного учебного предмета - весьма сложная задача, требующая приложения совместных усилий педагогов и математиков, психологов и логиков. В связи с этим актуальный характер приобретает проблема поиска новых подходов к построению системы школьного математического образования, которая должна быть адекватной существующей обстановке, учитывать особенности социокультурных изменений, происходящих в обществе, а также соответствовать современным тенденциям развития образовательной политики страны. Важным моментом решения этой общей задачи является выделение понятий, которые должны вводиться в начальном курсе изучения математики. Они составляют фундамент для построения всего учебного предмета. От исходных понятий, усвоенных детьми в начальной школе, во многом зависит общая ориентировка в математической действительности, развитие продуктивного мышления, предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей, что в свою очередь существенно влияет на последующее продвижение в этой области знаний. Важно при этом подчеркнуть, что сегодня математика, как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Поэтому в качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в «математике для всех» на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они в процессе обучения развивают продуктивное мышление. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку в процессе развития продуктивного мышления. Это урок, на котором главным «работником» является ученик, учебная деятельность которого объективно направлена на образование и развитие своей личности, а главным мотивом является учебно-познавательный. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития продуктивного мышления учащегося, формированию у них основных приёмов умственной деятельности. Критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику не только набор знаний по предмету, а сформировать личность готовую к продуктивной деятельности. Деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет продуктивной, когда в ней проявляется собственный замысел учащегося, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретённых знаний.
Список литературы
1. Аганисьян В. М. Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога. - СПб.: ЛОИРО, 1998. - С.133. 2. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии. - М.: 1995. - С.17.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники