Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога.
Автор: Столярова Наталья Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СШ №8" Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога. Раздел: среднее образование
Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия
преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога.
Автор: Столярова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Организация: МБОУ «СШ№8»
Населенный пункт: г.Новый Уренгой ЯНАО
В настоящее время под влиянием все возрастающих требований жизни
заметно возрос интерес к проблемам продуктивного мышления. Создатели
первых
вариантов
тестовых
методик
считали
совершенно
очевидной
непосредственную связь «IQ» с мышлением. Однако под влиянием многих
исследований эта уверенность была поколеблена (Галахер, Джексон, Торренс
и др.). Оказалось, что дети с высоким коэффициентом интеллекта далеко не
всегда
хорошо
решают
задачи,
требующие
продуктивного
мышления.
В
качестве показателей последнего выдвигаются оригинальность мысли (как
степень
отклонения
от
привычных
ответов),
способность
найти
новые,
непривычные
функции
объекта
или
его
частей,
быстрота,
плавность,
гибкость мысли, «восприимчивость» к проблеме и т. д.
Современная школа в условиях модернизации образования, перехода к
профильному обучению в старших классах нуждается в выработке стратегии
и
тактики
развития
продуктивного
мышления
в
процесс
преподавания
математики.
В последнее время у нас и за рубежом часто обсуждается вопрос о
недостатках традиционных программ преподавания математики в школе. Эти
программы
не
содержат
основных
принципов
и
понятий
современной
математической науки, не обеспечивают должного развития продуктивного
мышления
учащихся,
не
обладают
преемственностью
и
цельностью
по
отношению к начальной, средней и высшей школе. При их модернизации
особое
значение
придают
подведению
теоретико-множественного
фундамента под школьный курс (эта тенденция отчетливо проявляется и у
нас, и за рубежом). Ее реализация в преподавании (особенно в начальных
классах)
неизбежно
ставит
ряд
трудных
вопросов
перед
детской
и
педагогической
психологией
и
перед
дидактикой,
ибо
сейчас
почти
нет
исследований,
раскрывающих
особенности
развития
продуктивного
мышления
ребенка
Построение
математики
как
целостного
учебного
предмета
-
весьма
сложная
задача,
требующая
приложения
совместных
усилий педагогов и математиков, психологов и логиков. В связи с этим
актуальный
характер
приобретает
проблема
поиска
новых
подходов
к
построению
системы
школьного
математического
образования,
которая
должна быть адекватной существующей обстановке, учитывать особенности
социокультурных
изменений,
происходящих
в
обществе,
а
также
соответствовать
современным
тенденциям
развития
образовательной
политики страны. Важным моментом решения этой общей задачи является
выделение понятий, которые должны вводиться в начальном курсе изучения
математики.
Они
составляют
фундамент
для
построения
всего
учебного
предмета. От исходных понятий, усвоенных детьми в начальной школе, во
многом зависит общая ориентировка в математической действительности,
развитие
продуктивного
мышления,
предоставляет
благоприятные
возможности
для
воспитания
воли,
трудолюбия,
настойчивости
в
преодолении трудностей, упорства в достижении целей, что в свою очередь
существенно влияет на последующее продвижение в этой области знаний.
Важно при этом подчеркнуть, что сегодня математика, как живая наука с
многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие
других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и
важной
компонентой
развития
личности.
Поэтому
в
качестве
одного
из
основополагающих принципов новой концепции в «математике для всех» на
первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения
математике.
В
соответствии
с
этим
принципом
центром
методической
системы обучения математике становится не изучение основ математической
науки
как
таковой,
а
познание
окружающего
человека
мира
средствами
математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру,
к социализации личности.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям
учитель,
а
тем,
что
они
в
процессе
обучения
развивают
продуктивное
мышление. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам
новую
информацию,
а
как
организатор
процесса
учения,
руководитель
самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку
в процессе развития продуктивного мышления. Это урок, на котором главным
«работником» является ученик, учебная деятельность которого объективно
направлена на образование и развитие своей личности, а главным мотивом
является учебно-познавательный.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы
каждое
усилие
по
овладению
знаниями
протекало
в
условиях
развития
продуктивного
мышления
учащегося,
формированию
у
них
основных
приёмов
умственной
деятельности.
Критерием
деятельности
учителя
является
конечный
результат:
дать
ученику
не
только
набор
знаний
по
предмету, а сформировать личность готовую к продуктивной деятельности.
Деятельность
учащихся
не
ограничивается
лишь
приобретением
нового.
Работа будет продуктивной, когда в ней проявляется собственный замысел
учащегося, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи
приобретённых знаний.
Список литературы
1. Аганисьян В. М. Психолого-дидактические основы творческого
взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога.
- СПб.: ЛОИРО, 1998. - С.133.
2. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и
математического мышления. Вопросы психологии. - М.: 1995. - С.17.