Напоминание

"Явления природы"


Автор: Иванцюх Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Московская область, г. Люберцы
Наименование материала: конспект
Тема: "Явления природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

(окружающий мир природы)

на тему: «Явления природы»

в подготовительной группе

2
г. Люберцы, 2017г.
Цель:
Систематизация знаний дошкольников о погоде и природных явлениях.
Задачи
: Образовательные: расширить познания детей о явлениях природы (листопад, иней, туман, морозные узоры, снегопад и др.); учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; активизировать словарь детей по теме занятия. Развивающие: продолжить формировать познавательные способности – память, речь, мышление, внимание, образное мышление и воображение; развивать творческую инициативу. Воспитательные: способствовать воспитанию экологической культуры, любови к природе и самостоятельной творческой деятельности.
Программное содержание
: 1. Организационный момент. Знакомство со сказочным героем. 2. Основная часть. ООД по познавательному развитию (окружающий мир), загадки, физкультминутка. Просмотр видеороликов: «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается погода». Изучение фотоматериалов. Самостоятельное выполнение творческого здания по украшению группы. 3. Итог занятия. Рефлексия.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе. 2. Рассматривание картин и иллюстраций. 3. Чтение художественных произведений для детей. (К. Ушинский «Спор деревьев» и «Проказы старухи зимы», «Четыре желания», Н. Носов «На горке» и др.) 4. Отгадывание загадок. 5. Раскрашивание картинок направленных на изучение окружающей природы. 3

Словарная

работа:
метеорологическая станция, синоптик, природные явления, народные приметы, сезонные изменения в природе.
Интеграция

образовательной

области
: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование и материала
: Игрушка пёс Барбос и детский зонтик, картины с изображением явлений природы, слайды «Природные явления», видеоклип «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается погода», заготовки с тарелочками конфетти – снежинки, клей-карандаш по количеству детей в группе.
Мультимедийные устройства:
телевизор, стереомагнитола, USB-флешка с видеоклипом и картинками-слайдами.
Методы

и

приемы
: Сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, просмотр видеоклипов, демонстрация слайдов, рассматривание картинок, физкультминутка, игровая и творческая деятельность, анализ.
Ход организованной образовательной деятельности

I – Организационный момент.
Воспитатель: – Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте сядем ровно и красиво, чтобы ваша спина касалась спинки стула. Посмотрите, пёс Барбос пришел к нам в гости. Какой красивый зонтик он принес в нашу группу. Говорит пёс Барбос: – Здравствуйте, ребята! Я шел к вам в гости, а на улице начался сильный дождь, потом пошел снег! Воспитатель: – Молодец, что ты захватил зонтик! Порой погода изменчива, поэтому каждый человек старается узнать, какая будет погода. Воспитатель: –Барбос, мы сегодня с ребятами как раз будем говорить о погоде и явлениях природы. Оставайся с нами!
II – Основная часть
Воспитатель: – Сначала мы посмотрим видеоматериал. 4
Просмотр видеоматериала «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается погода». Прогноз погоды – это важная информация. Людей интересует все – направление ветра, температура воздуха, показатели атмосферного давления. Эту информацию можно получить на сайте прогноза погоды, по телевизору, услышать по радио. Благодаря этому вы будете знать, что ожидает вас в ближайшем будущем. Погодными условиями интересуются все – водители, дачники, путешественники и т.д. Любой человек, перед тем как выйти из дома, обязательно прослушает прогноз погоды, который предоставляют синоптики. Синоптики – это профессия ученых, которые наблюдают за погодой, определяют состояние атмосферных явлений и делают прогноз погоды. Синоптики работают на метеорологических станциях. – Как вы думаете: а зачем нужна информация о погоде? Ответы детей. – Да, информация о погоде нужна для того, чтобы люди правильно оделись в холод, либо взяли с собой зонт, если намечается дождь. Воспитатель: – Давайте мы с вами рассмотрим чудеса, которые нам дарит природа осенью и зимой (разнообразные природные явления). Воспитатель предлагает детям рассмотреть на мониторе картинки. Проводится беседа о разнообразии природных явлений, их особенностях и значении. Воспитатель: – Послушайте загадку! Лист, оторванный от ветки, Весь во власти силы ветра. Листья вверх и вниз летят, Это время … (листопад) Ответы детей. Листопад – сезонное изменение в природе. Это замечательное явление, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года. А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте около своих стульчиков, начинается физкультминутка. Физкультминутка: упражнение – «Дерево» Ветер дует нам в лицо (дети машут руками на себя), Закачалось деревцо (дети делают наклоны), 5
Ветер, тише, тише, тише… (дети приседают), Деревцо все выше, выше! (дети встают на носочки, тянутся вверх). Вместе с детьми имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх. Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики! Давайте послушаем следующую загадку! С неба облако спустилось И у речки поселилось. Как причудливо, красиво Бело-сказочное диво. Этот утренний обман Называется…(туман) Ответы детей. Туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, и как только температура повысится, туман рассеется. Воспитатель: Ранним утром во дворе Лёд улёгся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает...(иней). Ответы детей. Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки. Ответы детей. С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые… (снежинки). Ответы детей. Молодцы ребята! А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте около своих стульчиков, начинается физкультминутка. Физкультминутка: упражнение – «Снежинки» 6
Мы весёлые снежинки, В воздухе кружимся. Дует ветер – полетели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И снежинки все поднял. Руки подняты вверх, движения по тексту. Воспитатель: – Молодцы, ребята! Давайте поиграем! Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег». Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…………..(снег) С неба всё скользят пушинки – серебристые……..(снежинки) На деревья, на лужок, тихо падает……………….(снежок) Вот веселье для ребят, всё сильнее………………..(снегопад) Словно в белый пуховик, нарядился………………...(снеговик) Рядом снежная фигурка – это девочка……………(Снегурка) А, что ребята, можно делать зимой? Ответы детей: кататься на санках, на лыжах и т.д. – Чтобы скорее наступила долгожданная зима, самая замечательная пора для детей предлагаю вам украсить наши окна красивыми снежинками, которые лежат на столе в тарелочках. Дети выполняют самостоятельную работу по украшению группу – оформляют к наступлению календарной зимы. Воспитатель проводит индивидуальную работу с некоторыми детьми. Воспитатель: – Покажите, что у вас получилось. Какие красивые узоры на наших окнах! Молодцы! Барбосу очень понравилось! Ребята, давайте сфотографируемся на память! Молодцы!
Рефлексивный момент
: – Ребята, вспомните, о чем мы говори на занятии? Ответы детей. – Какие природные явления вы знаете? Ответы детей. – Как называется профессия людей, которые делают прогноз погоды? Ответы детей. Воспитатель и пёс Барбос поощряют детей за красивое оформление группы, дружную и слаженную работу. 7

Список используемой литературы:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» подготовительная группа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015г. – 346 с. 2. Ознакомление детей с миром природы: материалы к занятиям: интересные факты, занимательные рассказы, стихи, загадки / Валк Е. Ю., Волгоград: Учитель, 2015г. – 221 с. 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015г. – 368 с. 4. Ребенок и окружающий мир. Занятия на прогулке. Подготовительная группа. ФГОС / автор Машкова А.А. М.: Корифей, 2016г. – 177 с. 8
9


В раздел образования