Автор: Иванцюх Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Золотой ключик" Населённый пункт: Московская область, г. Люберцы Наименование материала: конспект Тема: "Явления природы" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
(окружающий мир природы)
на тему: «Явления природы»
в подготовительной группе
2
г. Люберцы, 2017г.
Цель:
Систематизация
знаний
дошкольников
о
погоде
и
природных
явлениях.
Задачи :
Образовательные:
расширить
познания
детей
о
явлениях
природы
(листопад, иней, туман, морозные узоры, снегопад и др.); учить сравнивать
явления природы по признакам различия и сходства; активизировать словарь
детей по теме занятия.
Развивающие:
продолжить
формировать
познавательные
способности
–
память,
речь,
мышление,
внимание,
образное
мышление
и
воображение;
развивать творческую инициативу.
Воспитательные:
способствовать
воспитанию
экологической
культуры,
любови к природе и самостоятельной творческой деятельности.
Программное содержание :
1.
Организационный момент. Знакомство со сказочным героем.
2.
Основная часть. ООД по познавательному развитию (окружающий мир),
загадки, физкультминутка. Просмотр видеороликов: «Прогноз погоды в
Москве»
и
«Где
рождается
погода».
Изучение
фотоматериалов.
Самостоятельное выполнение творческого здания по украшению группы.
3.
Итог занятия. Рефлексия.
Предварительная работа:
1.
Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.
2.
Рассматривание картин и иллюстраций.
3.
Чтение художественных произведений для детей. (К. Ушинский «Спор
деревьев» и «Проказы старухи зимы», «Четыре желания», Н. Носов «На
горке» и др.)
4.
Отгадывание загадок.
5.
Раскрашивание
картинок
направленных
на
изучение
окружающей
природы.
3
Словарная
работа:
метеорологическая
станция,
синоптик,
природные
явления, народные приметы, сезонные изменения в природе.
Интеграция
образовательной
области :
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Речевое
развитие».
Оборудование и материала : Игрушка
пёс Барбос и детский зонтик,
картины
с
изображением
явлений
природы,
слайды
«Природные
явления»,
видеоклип «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается погода», заготовки с
тарелочками
конфетти
–
снежинки,
клей-карандаш
по
количеству
детей
в
группе.
Мультимедийные устройства: телевизор, стереомагнитола, USB-флешка
с видеоклипом и картинками-слайдами.
Методы
и
приемы :
Сюрпризный
момент,
беседа,
вопрос,
активное
слушанье,
просмотр
видеоклипов,
демонстрация
слайдов,
рассматривание
картинок, физкультминутка, игровая и творческая деятельность, анализ.
Ход организованной образовательной деятельности
I – Организационный момент.
Воспитатель:
– Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте сядем ровно и красиво, чтобы
ваша спина касалась спинки стула.
Посмотрите, пёс Барбос пришел к нам в гости. Какой красивый зонтик он
принес в нашу группу.
Говорит пёс Барбос:
– Здравствуйте, ребята! Я шел к вам в гости, а на улице начался сильный
дождь, потом пошел снег!
Воспитатель:
– Молодец, что ты захватил зонтик! Порой погода изменчива, поэтому
каждый человек старается узнать, какая будет погода.
Воспитатель:
–Барбос, мы сегодня с ребятами как раз будем говорить о погоде и
явлениях природы. Оставайся с нами!
II – Основная часть
Воспитатель:
– Сначала мы посмотрим видеоматериал.
4
Просмотр видеоматериала «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается
погода».
Прогноз погоды – это важная информация. Людей интересует все –
направление ветра, температура воздуха, показатели атмосферного давления.
Эту информацию можно получить на сайте прогноза погоды, по телевизору,
услышать по радио. Благодаря этому вы будете знать, что ожидает вас в
ближайшем будущем. Погодными условиями интересуются все – водители,
дачники, путешественники и т.д. Любой человек, перед тем как выйти из
дома,
обязательно
прослушает
прогноз
погоды,
который
предоставляют
синоптики.
Синоптики
–
это
профессия
ученых,
которые
наблюдают
за
погодой, определяют
состояние
атмосферных
явлений
и
делают
прогноз
погоды. Синоптики работают на метеорологических станциях.
– Как вы думаете: а зачем нужна информация о погоде?
Ответы детей.
–
Да,
информация
о
погоде
нужна
для
того,
чтобы
люди
правильно
оделись в холод, либо взяли с собой зонт, если намечается дождь.
Воспитатель:
– Давайте мы с вами рассмотрим чудеса, которые нам дарит природа
осенью и зимой (разнообразные природные явления).
Воспитатель
предлагает
детям
рассмотреть
на
мониторе
картинки.
Проводится беседа о разнообразии природных явлений, их особенностях и
значении.
Воспитатель: – Послушайте загадку!
Лист, оторванный от ветки,
Весь во власти силы ветра.
Листья вверх и вниз летят,
Это время … (листопад)
Ответы детей.
Листопад
–
сезонное
изменение
в
природе.
Это
замечательное
явление,
оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям
возможность
отдохнуть
и
подготовиться
к
длинной
зимней
спячке.
Без
листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих
голых
ветках.
С
листьями
деревья
сбрасывают
всех
вредных
насекомых,
которые погибнут в зимнее время года.
А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте около своих стульчиков,
начинается физкультминутка.
Физкультминутка: упражнение – «Дерево»
Ветер дует нам в лицо (дети машут руками на себя),
Закачалось деревцо (дети делают наклоны),
5
Ветер, тише, тише, тише… (дети приседают),
Деревцо все выше, выше! (дети встают на носочки, тянутся вверх).
Вместе с детьми имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая
руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и
вытянуть руки вверх.
Воспитатель: Молодцы!
Садитесь
на
стульчики!
Давайте
послушаем
следующую загадку!
С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Бело-сказочное диво.
Этот утренний обман
Называется…(туман)
Ответы детей.
Туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности
земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в
воздух, и как только температура повысится, туман рассеется.
Воспитатель:
Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает...(иней).
Ответы детей.
Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки,
покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление
легкого
ледяного
покрова
говорит
о
том,
что
появились
отрицательные
температуры и первые заморозки.
Ответы детей.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки).
Ответы детей.
Молодцы ребята! А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте около своих
стульчиков, начинается физкультминутка.
Физкультминутка: упражнение – «Снежинки»
6
Мы весёлые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дует ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Давайте поиграем! Я буду читать стихотворение, а
вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…………..(снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые……..(снежинки)
На деревья, на лужок, тихо падает……………….(снежок)
Вот веселье для ребят, всё сильнее………………..(снегопад)
Словно в белый пуховик, нарядился………………...(снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка……………(Снегурка)
А, что ребята, можно делать зимой?
Ответы детей: кататься на санках, на лыжах и т.д.
– Чтобы скорее наступила долгожданная зима, самая замечательная пора
для
детей
предлагаю
вам
украсить
наши
окна
красивыми
снежинками,
которые лежат на столе в тарелочках.
Дети
выполняют
самостоятельную
работу
по
украшению
группу
–
оформляют
к
наступлению
календарной
зимы.
Воспитатель
проводит
индивидуальную работу с некоторыми детьми.
Воспитатель:
– Покажите, что у вас получилось. Какие красивые узоры на наших окнах!
Молодцы! Барбосу очень понравилось! Ребята, давайте сфотографируемся на
память! Молодцы!
Рефлексивный момент :
– Ребята, вспомните, о чем мы говори на занятии?
Ответы детей.
– Какие природные явления вы знаете?
Ответы детей.
– Как называется профессия людей, которые делают прогноз погоды?
Ответы детей. Воспитатель и пёс Барбос поощряют детей за красивое
оформление группы, дружную и слаженную работу.
7
Список используемой литературы:
1.
Комплексные
занятия
по
программе
«От
рождения
до
школы»
подготовительная группа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
–
346 с.
2.
Ознакомление детей с миром природы: материалы к занятиям: интересные
факты, занимательные рассказы, стихи, загадки / Валк Е. Ю., Волгоград:
Учитель, 2015г. – 221 с.
3.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
– 368 с.
4.
Ребенок
и
окружающий
мир.
Занятия
на
прогулке.
Подготовительная
группа. ФГОС / автор Машкова А.А. М.: Корифей, 2016г.
– 177 с.
8
9