Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Автор: Головач Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 196 Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область Наименование материала: конспект Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
возраста»
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она,
зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в
семье, детском саду, школе. О необходимости духовного воспитания с яркой
очевидностью
говорят
наши
дни.
Человечество
строит
свои
законы
на
насилии и несправедливости, наши дети живут в более сложное время. Нет
основания
полагать
,
что
новое
поколение
создаёт
«лучший
мир»
без
обучения
духовного
по
своей
сути.
Такая
ситуация
в
нашем
мире
глобализации сложилась не только у нас в многонациональном Крыму, в
нашем государстве, но и в других странах .Как часто у нас не хватает такта,
умения
общаться,
терпимости
по
отношению
к
представителям
другой
нации. Мы нередко слышим и другие высказывания можно услышать в адрес
любой
национальности.
С
целью
предупреждения
таких
негативных
проявлений,
власти
разных
стран
принимают
различные
программы,
проводят
просветительскую
работу,
реализуют
долгосрочные
проекты.
Работу по этому вопросу необходимо начинать с самого рождения ребёнка, и
тогда первые ощутимые результаты мы с вами можем увидеть в 5-6 лет, когда
дошкольник
пытается
контролировать
свои
поступки
и
действия,
задумывается над тем, как поступить в той или иной ситуации, что и как
нужно сказать .Пути решения всех этих задач отображены в региональной
программе «Крымский веночек». Создавая систему работы в данном
направлении я старалась, чтобы это был интересный, увлекательный процесс
как для детей, так и для взрослых. При организации работы по данному
вопросу я опирались на государственный стандарт – Базовый компонент
дошкольного образования в Украине, региональную программу «Крымский
веночек»,
использовали
материалы
из
программы
« Кул ьту р а
добрососедства»,
Базовую
программу
«Я
у
Свiтi».
Основываясь
на
рекомендации, данные в этих программах я разработала несколько проектов
и составила план работы в данном направлении. Этот этап моей работы был
организационно-теоретическим.
-
изучение
инноваций
в
системе
межкультурного
и
национального
воспитания.Я
изучила
литературу
по
данным разделам:
- «Традиция и современная культура людей живущих в Крыму»;
- «Национальные обычаи украинского народа»;
- «Национальные обычаи русского народа»;
- «Национальные обычаи крымско-татарского народа»;
- «Семейные традиции народов Крыма»;
- «Народно-прикладное искусство народов Крыма».
- Древние народы Крымского полуострова;
- Крым многонациональный;
- Обычаи и традиции русского народа;
- Обычаи и традиции крымско-татарского народа;
- Украіньскі народні звичаї та традиції;
- История людей и памятников в Евпатории.
В настоящее время изучается и внедряется передовой опыт воспитателей:
- Савчук Н.В. по теме «Живi народнi традицii» (украинский язык);
- Юрескул С.В. по теме «Народный театр – сказка наяву»;
- Швец О.Ю. и Сложинской С.Л. «Формирование культуры добрососедства у
детей дошкольного возраста»;
- Сенкевич Н.Б. «Ознакомление детей дошкольного возраста с народными
промыслами русского и украинского народов»;
- Моторыгиной В.И. «Формированию морально-этических представлений и
чувств у детей дошкольного возраста»;
- Якубовой Д.Ш. тема по изодеятельности «Украсим мир своими руками».
Мною были проведены занятия:
- «Народы Крыма»;
- «Обычаи и традиции разных народов»;
- «Народные праздники»;
- «Народные игры»;
- «Народно-прикладное искусство народов Крыма».
Были оформлены тематические выставки:
- «Народные промыслы»;
- «Украинская ярмарка»;
- «Ремесленники средневековья».
Подобран музыкальный материал по народному творчеству. На данный
момент
в
саду
собран
обширный
материал
по
созданию
предметно-
пространственной среды этнокультурной направленности.
- государственная символика Украины, АР Крым Воспитанию этнического
сознания у дошкольников способствует такая форма работы как проведение
экскурсий.
Ежегодно
с
детьми
всех
старших
групп
в
сентябре
месяце
проводятся экскурсии экскурсии по знаменитым и памятным местам нашего
поселка
Р а з р а б о т а н ы
к о н с п е к т ы
з а н я т и й
п о
темам:
- «Народы Крыма»;
- «Обычаи и традиции разных народов»;
- «Народные праздники»;
- «Народные игры»;
- «Народно-прикладное искусство народов Крыма».
Занятия по ИЗО:- особое место в работе с детьми по данному вопросу
занимают
занятия
рисованием,
лепкой
и
аппликацией,
где
дети
могут
закрепить увиденный материал на других занятиях и экскурсиях, воплотить
свои
фантазии
и
желания.
Большое
значение
мы
отводим
этническому
просвещению родителей – они активно участвуют в воспитании этнического
сознания у дошкольников:
- принимают участие в подготовке открытых занятий;
- организуют экскурсии;
- шьют костюмы;
- подбирают материалы о культуре и быте людей разных национальн тей
Работаем мы и с социумом - поддерживаем тесные связи с библиотекой
нашего поселка где работники библиотеки организовали очень интересные
выставки для детей .Краеведческий музей в детском саду очень помогает
расширить
и
углубить
знания
детей
о
разных
национальностях
Крыма
Продолжая вести работу с детьми, мы надеемся, что настанет время, когда
этот
тезис
будет
не
актуален
и
люди
разных
национальностей
и
вероисповеданий будут жить на земле как братья.
Огромный раздел отводится в программе « Крымский веночек»-Природа
Крыма .Который разделен на два подраздела флора и фауна Крымского
полуострова. Изучив программу я разработала систему работы в данном
направлении
,создала
и
внедрила
в
работу
несколько
экологических
проектов: «Лягушка», «Комнатные растения», «Мир моря». Проекты помогли
углубить расширить и систематизировать знания детей о природе Крыма. Я
провела множество занятий по экологическому воспитанию воспитанников.
Оформила
папку
с
иллюстрациями
животных
и
растений
ближайшего
окружения, оформила папку с конспектами занятий. Так же оформила папку
с
«Наблюдения
в
природе».Созданные
мною
презентации
экскурсий
помогают мне держать крепкую связь с родителям воспитанников знакомя из
с различной деятельностью детей в детском саду. Так же я оформила в
группе «Крымский уголок».
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,
интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён
и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй,
никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического
кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема
экологизации
материальной
и
духовной
деятельности
человека
стала
жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её
территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и
растений,
а
освободившиеся
места
заполняются
вредными
и
опасными
организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время
увеличение
аллергических
и
нервно-психических
заболеваний,
растёт
количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками
человек
был
потребителем
по
отношению
к
природе:
жил
и
пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло
желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и
загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать
нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ
экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает
природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка
огромно:
она
встречает
малыша
морем
звуков
и
запахов,
тайнами
и
загадками,
заставляет
остановиться,
присмотреться,
задуматься.
Красота
окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился
и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу — значит охранять Родину».
Таким образом я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе ближайшего окружения.
Задачи:
vформировать
систему
экологических
знаний
и
предст авлений
(интеллектуальное развитие) ;
vразвивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить её).
vучастие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными которые находятся рядом совсем близко по охране и защите
природы.
Все
составляющие
подобного
комплексного
подхода
к
экологическому
воспитанию
в
условиях
дошкольного
учреждения
существуют
не
обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает
в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален,
нуждается
в
нашей
заботе,
и
закрепляется
в
процессе
практической
деятельности по уходу за комнатными растениями. Раскрыть перед детьми
красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама
должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы
подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к
словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в
действиях
взрослых.
Экологическая
воспитанность,
искренняя
любовь
к
природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её
красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода
является
создание
среды,
в
которой
я
личным
примером
демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере
своих
возможностей,
вместе
с
детьми
участвуют
в
природоохранной
деятельности.
В
нашем
детском
саду
я
провожу
большую
работу
по
экологическому
воспитанию дошкольников.
У нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры
экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными
растениями,
условиями
необходимыми
для
их
роста
и
развития,
для
наблюдений
и
труда
в
природе.
На
территории
детского
сада
имеется
экологическая тропа. Экологическая тропинка выполняет познавательную,
развивающую,
эстетическую
и
оздоровительную
функцию.
Создавая
тропинку,
я
стараюсь
использовать
как
можно
больше
и
интересных
объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья,
кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть
муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с
лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём
разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень
высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе.
И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.
Здесь
дети
стараются
позаботиться
о
цветах:
рыхлят,
поливают,
полят,
опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические
особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой
же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки.
Сравнивая
их
с
невытоптанными,
я
наглядно
показываю
детям,
как
изменяется
растительный
покров
под
влиянием
вытаптывания,
и
рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая
тропинка
позволяет
более
продуктивно
использовать
обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для
оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные
точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать
много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка,
можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель
(например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним
объектом.
На
тропинке
можно
проводить
наблюдения,
и г р ы ,
театрализованные
занятия,
экскурсии.
Очень
важно
помнить
об
интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю
обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем
выражают на занятиях .
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации
работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных
форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и
одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию
первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям
развивается
наблюдательность,
возникает
интерес
к
природе.
Находясь
в
парке
мы
с
дети
собираем
разнообразный
природный
материал
для
последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота
природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует
развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.
Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность
дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На
прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег,
листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как
ящик
с
песком,
совочки,
формочки,
печатки.
Именно
на
прогулке
дети
знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого
используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию»,
«Что,
где
растёт»,
«Узнай
и
назови»,
«Вершки-
корешки»,
«Загадки
о
животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам,
следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в
движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление
ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и
явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда
должен
строиться
на
основе
имеющихся
представлений,
которые
дети
получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в
старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные
поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их
знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,
растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у
детей
познавательного
интереса
к
природе,
развивают
наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная
литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я
использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После
чтения
с
детьми
провожу
беседу,
задаю
вопросы,
вижу
в
глазах
детей
сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети
задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших
меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему
никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В
группе
провожу
выставки
детских
рисунков
«
Времена
года»,
«Мир
глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает
снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного
материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек,
сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети
приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый
большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только
опираясь
на
семью,
только
совместными
усилиями
мы
можем
решить
главную
задачу-воспитание
человека
с
большой
буквы,
человека
экологически
грамотного.
В
работе
с
родителями
по
экологическому
воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские
собрания,
консультации,
беседы),
так
и
нетрадиционные
(деловые
игры,
круглый стол, дискуссии).
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый
стол «Воспитание доброты к природе». Ещё одна моя форма работы с семьёй
— педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие,
конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю
детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием:
почему так говорят?
Такую
форму
работы,
как
консультации,
например
«Использование
художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в
семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. В
Ф Е В РА Л Е
2 0 1 3 Г
Я
П Р О В Е Л А
О Т К Р Ы Т О Е
З А Н Я Т И Е
П О
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГДЕ
БЫЛА
ПОКАЗАНА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Грибок теремок» на новый лад.Где очень
хорошо прослеживается бережное отношение детей к природе именно через
театрализованную деятельность. Эту сказку мы показали и родителям. Такие
формы
работы
дают
возможность
продемонстрировать
родителям,
какие
знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для
формирования основ экологической культуры. Также мною был разработан
план
работы
по
разделу
программы
«Люди
Крыма».Собран
обширный
материал по данной теме, в группе есть папка с портретами и репродукциями
картин художников прославившими Крым.(Куинджи ,Айвазовский).
Я
считаю,
что
в
результате
проделанной
работы
есть
положительные
результаты:
vсформированы начала экологической культуры у детей;
vсформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы ближайшего окружения, экологическое мышление;
vдети учатся практическим действиям по охране природы;
vразвиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы;
vу
детей
появилось
желание
общаться
с
природой
и
отражать
свои
впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!