Напоминание

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста


Автор: Головач Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 196
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: конспект
Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема:

«Формирование

экологической

культуры

у

детей

дошкольного

возраста»
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, детском саду, школе. О необходимости духовного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество строит свои законы на насилии и несправедливости, наши дети живут в более сложное время. Нет основания полагать , что новое поколение создаёт «лучший мир» без обучения духовного по своей сути. Такая ситуация в нашем мире глобализации сложилась не только у нас в многонациональном Крыму, в нашем государстве, но и в других странах .Как часто у нас не хватает такта, умения общаться, терпимости по отношению к представителям другой нации. Мы нередко слышим и другие высказывания можно услышать в адрес любой национальности. С целью предупреждения таких негативных проявлений, власти разных стран принимают различные программы, проводят просветительскую работу, реализуют долгосрочные проекты. Работу по этому вопросу необходимо начинать с самого рождения ребёнка, и тогда первые ощутимые результаты мы с вами можем увидеть в 5-6 лет, когда дошкольник пытается контролировать свои поступки и действия, задумывается над тем, как поступить в той или иной ситуации, что и как нужно сказать .Пути решения всех этих задач отображены в региональной программе «Крымский веночек». Создавая систему работы в данном направлении я старалась, чтобы это был интересный, увлекательный процесс как для детей, так и для взрослых. При организации работы по данному вопросу я опирались на государственный стандарт – Базовый компонент дошкольного образования в Украине, региональную программу «Крымский веночек», использовали материалы из программы « Кул ьту р а добрососедства», Базовую программу «Я у Свiтi». Основываясь на рекомендации, данные в этих программах я разработала несколько проектов и составила план работы в данном направлении. Этот этап моей работы был организационно-теоретическим. - изучение инноваций в системе межкультурного и национального воспитания.Я изучила литературу по данным разделам: - «Традиция и современная культура людей живущих в Крыму»; - «Национальные обычаи украинского народа»; - «Национальные обычаи русского народа»; - «Национальные обычаи крымско-татарского народа»; - «Семейные традиции народов Крыма»;
- «Народно-прикладное искусство народов Крыма». - Древние народы Крымского полуострова; - Крым многонациональный; - Обычаи и традиции русского народа; - Обычаи и традиции крымско-татарского народа; - Украіньскі народні звичаї та традиції; - История людей и памятников в Евпатории. В настоящее время изучается и внедряется передовой опыт воспитателей: - Савчук Н.В. по теме «Живi народнi традицii» (украинский язык); - Юрескул С.В. по теме «Народный театр – сказка наяву»; - Швец О.Ю. и Сложинской С.Л. «Формирование культуры добрососедства у детей дошкольного возраста»; - Сенкевич Н.Б. «Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами русского и украинского народов»; - Моторыгиной В.И. «Формированию морально-этических представлений и чувств у детей дошкольного возраста»; - Якубовой Д.Ш. тема по изодеятельности «Украсим мир своими руками». Мною были проведены занятия: - «Народы Крыма»; - «Обычаи и традиции разных народов»; - «Народные праздники»; - «Народные игры»; - «Народно-прикладное искусство народов Крыма». Были оформлены тематические выставки: - «Народные промыслы»; - «Украинская ярмарка»;
- «Ремесленники средневековья». Подобран музыкальный материал по народному творчеству. На данный момент в саду собран обширный материал по созданию предметно- пространственной среды этнокультурной направленности. - государственная символика Украины, АР Крым Воспитанию этнического сознания у дошкольников способствует такая форма работы как проведение экскурсий. Ежегодно с детьми всех старших групп в сентябре месяце проводятся экскурсии экскурсии по знаменитым и памятным местам нашего поселка Р а з р а б о т а н ы к о н с п е к т ы з а н я т и й п о темам: - «Народы Крыма»; - «Обычаи и традиции разных народов»; - «Народные праздники»; - «Народные игры»; - «Народно-прикладное искусство народов Крыма». Занятия по ИЗО:- особое место в работе с детьми по данному вопросу занимают занятия рисованием, лепкой и аппликацией, где дети могут закрепить увиденный материал на других занятиях и экскурсиях, воплотить свои фантазии и желания. Большое значение мы отводим этническому просвещению родителей – они активно участвуют в воспитании этнического сознания у дошкольников: - принимают участие в подготовке открытых занятий; - организуют экскурсии; - шьют костюмы; - подбирают материалы о культуре и быте людей разных национальн тей Работаем мы и с социумом - поддерживаем тесные связи с библиотекой нашего поселка где работники библиотеки организовали очень интересные выставки для детей .Краеведческий музей в детском саду очень помогает расширить и углубить знания детей о разных национальностях Крыма Продолжая вести работу с детьми, мы надеемся, что настанет время, когда этот тезис будет не актуален и люди разных национальностей и вероисповеданий будут жить на земле как братья.
Огромный раздел отводится в программе « Крымский веночек»-Природа Крыма .Который разделен на два подраздела флора и фауна Крымского полуострова. Изучив программу я разработала систему работы в данном направлении ,создала и внедрила в работу несколько экологических проектов: «Лягушка», «Комнатные растения», «Мир моря». Проекты помогли углубить расширить и систематизировать знания детей о природе Крыма. Я провела множество занятий по экологическому воспитанию воспитанников. Оформила папку с иллюстрациями животных и растений ближайшего окружения, оформила папку с конспектами занятий. Так же оформила папку с «Наблюдения в природе».Созданные мною презентации экскурсий помогают мне держать крепкую связь с родителям воспитанников знакомя из с различной деятельностью детей в детском саду. Так же я оформила в группе «Крымский уголок». Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Таким образом я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе ближайшего окружения. Задачи: vформировать систему экологических знаний и предст авлений (интеллектуальное развитие) ; vразвивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). vучастие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными которые находятся рядом совсем близко по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных
объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, и г р ы , театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях . Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в парке мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети
знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения. В группе провожу выставки детских рисунков « Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы. Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские
собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. В Ф Е В РА Л Е 2 0 1 3 Г Я П Р О В Е Л А О Т К Р Ы Т О Е З А Н Я Т И Е П О ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГДЕ БЫЛА ПОКАЗАНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Грибок теремок» на новый лад.Где очень хорошо прослеживается бережное отношение детей к природе именно через театрализованную деятельность. Эту сказку мы показали и родителям. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Также мною был разработан план работы по разделу программы «Люди Крыма».Собран обширный материал по данной теме, в группе есть папка с портретами и репродукциями картин художников прославившими Крым.(Куинджи ,Айвазовский). Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: vсформированы начала экологической культуры у детей; vсформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы ближайшего окружения, экологическое мышление; vдети учатся практическим действиям по охране природы; vразвиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; vу детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!


В раздел образования