Программа по патриотическому воспитанию "Я - патриот России"
Автор: Гохнадель Ольга Павловна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Берёзовская СОШ" Населённый пункт: Берёзовка Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа по патриотическому воспитанию "Я - патриот России" Раздел: среднее образование
МБОУ «Березовская СОШ»
Программа по патриотическому
воспитанию
«Я - Патриот России».
Составитель: Гохнадель О.П.
Август 2015
«Детство - каждодневное
открытие мира и, поэтому, надо
сделать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты
и величия».
В.В. Сухомлинский
Пояснительная записка.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что
воспитания, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной
в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания
является формирования у школьников гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации
в обществе. Гражданское и патриотическое воспитание ценно тем, что для
будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут
создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрения,
гражданская, нравственная позиция.
В настоящее время негативные явления, распространившиеся в
современном обществе, затрудняют процесс формирования чувств
патриотизма и любви к Родине. Часто в семьях не только не уделяется
должного внимания воспитанию патриотических чувств ребенка, а,
наоборот, присутствуют суждения о несостоятельности государственной
власти, о важности только личностного благополучия и заинтересованность
в
достижении материальных благ. Патриотическое воспитание
подрастающего
поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,
ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства
любви к Родине. Сельская школа призвана внести свой вклад в решение
задач по гражданскому и патриотическому воспитанию личности именно в
ней, в сельской школе, закладываются условия возрождения российской
деревни, психология хозяина земли, ответственного за сохранение своего
села, города, страны. Учителя сельской школы выполняют одну из
основных
задач современного образования воспитание в ученике уважения к
историческому прошлому и настоящему своей страны, нравственные
качества, гражданскую позицию, осознанную законопослушность,
потребность в труде на благо общества.
Данная Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Рассчитана на обучающихся 5-8 классов.
Мероприятия, отраженные в Программе, способствуют раскрытию
творческого потенциала детей, их интересов, способностей к
самореализации.
Для реализации Программы в МБОУ «Березовская СОШ» страны
необходимые условия. Село - малая родина, со своеобразной
инфраструктурной, с прочными родственными связями, где четко
прослеживаются связь поколений, со своими традициями и героями. Мы,
начиная с начальных классов, формируем у детей главную позицию: «Я -
патриот России» и реализуем ее через сложившиеся в течении многих лет
традиции:
-изучение истории семьи села;
-участие в проведении школьных и общесельских праздников,
посвященных великим датам истории России;
-оказание шефской помощи ветеранам труда;
-встречи с отслужившими в российской армии выпускниками школы;
-краеведческая работа по сбору и изучению материалов для школьного
музейного уголка;
-выезды в музеи г. Омска.
Систематизируя и обобщая накопленный опыт работы, был сделан вывод о
необходимости разработки Программы по патриотическому воспитанию.
Основанием для разработки Программы стали:
-Конституция РФ;
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
-Закон РФ «Об образовании»;
-Концепция модернизации образования.
Программа составлена в соответствии с принципами:
-актуальности;
-доступности;
-системности;
-учета возрастных особенностей;
-интереса и новизны;
-использование инновационных технологий;
-проектной деятельности;
-соответствия материально-техническим возможностям школы;
-сотрудничества с родителями, администрацией и общественными
организациями сельского поселения.
Цель Программы:
-создание условий для формирования личности гражданина и патриота
взглядами, мотивами деятельности и поведения.
Задачи Программы:
-воспитывать в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей
семьи,
любовь к Родине и родному краю;
-знакомить обучающихся с прошлым и настоящим своей родины;
-воспитывать чувства гордости на примерах героических подвигов народа;
-создать условия для самовыражения детей во время учебной и внеурочной
деятельности;
-ознакомить обучающихся с правовой системой РФ;
-сформировать деятельностный подход к самореализации, самообучению;
-привлечь обучающихся к работе по возрождению и сохранению
культурных, духовно-нравственных ценностей родного края.
Для реализации задач Программы по патриотическому воспитанию
определены этапы деятельности:
I
этап - проектный (2015-2016гг.)
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического
воспитания.
II
этап - практический (2016-2018гг)
Цель: реализация Программы по гражданско-патриотическому воспитанию
«Я - патриот России».
Подэтапы:
-
5-6 классы (2015-2016гг.)
-
6-7 классы (2016-2017гг.)
-
7-8 классы (2017-2018гг.)
III этап - аналитический (2018.)
Цель: анализ результатов реализации Программы и разработка планов на
последующий период.
Направления реализации Программы:
1. «Связь поколений».
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе
Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Формы работы:
Тематические беседы, предметные недели, встреча с интересными людьми
(ветеранами труда, воинами-интернационалистами и др.), конкурсы,
посещение музеев; праздники, посвященные памятным датам,
дистанционные конкурсы.
2. «Растем патриотами».
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности,
активной жизненной позиции.
Формы работы: тематические беседы, коллективные творческие дела,
конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематик, праздники,
устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты,
дистанционные конкурсы.
3. «Мой край родной».
Цель: воспитание у обучающихся любви к малой Родине.
Формы работы: тематические беседы, коллективные творческие дела,
конкурсы, защита проектов, презентации, устные журналы, встречи с
интересными людьми, акции, диспуты.
Эффективность Программы.
Подростки, успешно освоившие Программу, узнают:
-о славном историческом прошлом села и Отечества, о героических
подвигах своего народа;
-структуру правовой системы РФ;
-методы работы по сбору и изучению краеведческого материала;
Смогут:
-реализовать деятельностный подход в осуществлении задач по
патриотическому воспитанию (создание проектов, участие в составлении
сценариев мероприятий, презентаций и др.);
-осознанно принять нравственные и духовные ценности, что в дальнейшем
Г1
будет способствовать формированию настоящего патриота и гражданина;
-использовать в повседневной жизни опыт, полученный в результате
социализации на школьном этапе.
-к 8 классу обучающиеся смогут обоснованно доказывать свою точку
зрения, активно участвовать в жизни школы, села, Отечества.
-получить опыт самостоятельного социального действия;
-иметь позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество).