" Разнообразные формы работы по привлечению родителей к образовательному процессу".
Автор: Петрова Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 104 "Семицветик" г. Калуга Населённый пункт: Калуга Наименование материала: семинар - практикум для воспитателей Тема: " Разнообразные формы работы по привлечению родителей к образовательному процессу". Раздел: дошкольное образование
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«
Разнообразные
формы
работы
по
привлечению
родителей
к
образовательному процессу»
.
Цель:
повысить
уровень
профессионального
мастерства
педагогов
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-
уточнить
и
систематизировать
знания
педагогов
по
проблеме
взаимодействия ДОУ и семьи;
- активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу
использования
нетрадиционных
форм
работы
с
родителями
в
ДОУ,
стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
Упражнение «Листочки» ( приложение №1)
1. Актуальность.
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и
папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и
уходят.
Целый
день
дети
проводят
в
детском
саду:
играют,
гуляют,
занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят
ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи
детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок,
что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то
родители
могут
сказать,
что
было
анкетирование
и
мы
там
обо
всем
рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные
стенды. Прочитайте, там все сказано!»
Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать,
что такое просто невозможно. У педагогов и родителей есть единые задачи:
сделать
все,
чтобы
дети
росли
счастливыми,
активными,
здоровыми,
жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми
личностями.
Задача ФГОС п. 1.6
-
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать
ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых
подходов в воспитании ребёнка.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь
он
находит
примеры
для
подражания,
здесь
происходит
его
социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то
должны
решать
эту
проблему
«всем
миром»:
детский
сад,
семья,
общественность.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации
ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования,
повышают
ответственность
родителей
за
результативность
учебно-
воспитательного
процесса,
так
как
именно
родительская
общественность
непосредственно
заинтересована
в
повышении
качества
образования
и
развития своих детей.
В
ФГОС
ДО
сформулированы требования
по
взаимодействию
Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним
из
принципов
дошкольного
образования
является
сотрудничество
Организации
с
семьёй,
а ФГОС
ДО
является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в
в о с п и т а н и и
д е т е й ,
о х р а н е
и
у к р е п л е н и и
и х
физического и психического здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Н о в ы е
у с т а н о в к и
детского сада
Старые /традиционные
установки семьи
нежелание
обслуживать,
стремление
к
взаимодействию
с т р е м л е н и е
к
сотрудничеству
и
сотворчеству,
совместным проектам
с т р е м л е н и е
к
открыто сти
стремление
к
д и а л о г у,
ж е л а н и е
б ы т ь
услышанными педагогами
у с т а л о с т ь от
декларативности
в
общении,
желание перейти от слов к делу
с т р е м л е н и е
к
пониманию
связи
«ребенок-
мать», «ребенок-отец»
сложившееся
традиционное
отношение
к
дет скому
с аду,
к а к
обслуживающему
семью
институту,
взявшему на себя функции воспитания
избегание
совме стной
с
педагогами
проектной,
творче ской
деятельности
закрытость
или
частичная
открытость,
защита
своего
семейного
мира
от
постороннего
вмешательства
и
др.
вербальных формах работы с
родителями, отсутствие необходимых
знаний
и
навыков
организации
совместной деятельности с родителями по
воспитанию детей
низкий
уровень
понимания
связи
между
развитием
ребенка
и
развитием семьи
Цель
работы с
семьей:
создание
условий
для
благоприятного
климата
взаимодействия
с
родителями,
вовлечение
семьи
в
единое
образовательное
пространство,
установление
доверительных,
партнерских
взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями : работать в тесном контакте с
семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения
родителей.
На данный момент актуальной проблемой является взаимодействие
педагогов
дошкольного
учреждения
с
родителями,
которое
предполагает
обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено
на повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс
учреждения
называется
«открытость
детского
сада
внутрь».
Сотрудничество с
социальными
институтами
-
это
«открытость
детского
сада
наружу»,
является
сегодня
одним
из
направлений
деятельности
дошкольной
организаций.
Исходя
из
этого,
ставится
цель
и
задача
взаимодействия
с
родителями.
2. Теоретическая часть.
Родители
очень
нуждаются
в
помощи
и
поддержке
в
воспитании
собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет?
Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательной организации и семьи, а также
распространение накопленного в этом направлении опыта.
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ
ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ:
1.
Недостаточно
высокий
уровень
психолого-педагогической
культуры
родителей.
2.
Недостаточная компетентность многих воспитателей.
3.
Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка
дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
4.
Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
5.
Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его
анкетированием, информационными стендами.
6.
"Закрытость" дошкольного учреждения.
7.
Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и
счастливыми.
Родители
готовы
поддержать
начинания
педагогов,
направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает
ребенку
опыт
в
непосредственном
эмоциональном,
нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном
развитии
становятся
близкие
взрослые
,
прежде
всего
его
семья.
Хорошо
если
в
семье
царят
доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и
органично
развивается
способность
к
позитивному
взаимодействию
с
окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в
себе,
открытым
и
общительным.
Сотрудничество
педагогов
и
родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций,
увидеть
в
разных
ситуациях,
а,
следовательно,
помочь
в
понимании
его
индивидуальных
особенностей,
развитие
способностей,
формировании
ценных
жизненных
ориентаций.
Мы
считаем,
что
педагоги
и
родители
должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем,
определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
К
новым
принципам
взаимодействия
относится
и
вариативность
содержания, форм и методов образования родителей.
Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и
старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с
родителями, мы используем разнообразные формы просвещения, формируя
родителей как педагогов.
Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского
сада и семьи являются:
ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД
РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД
Но
более
подходящий,
соответствующий
ФГОС,
это
партнерский
подход.
ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД :
более
сложный
многообразный
способ
организации
совместной
деятельности родителей и педагогов, но и наиболее продуктивный. Создает
условия для полноценного сотрудничества детского сада и семьи, педагогов,
детей и родителей.
Скажите:
- Что такое партнерство, сотрудничество?
Варианты ответов.
-
Кто
первый
делает
шаг
к
достижению
партнерских
отношений
(родитель или педагог)?
Варианты ответов.
Направления,
по
вовлечению
родителей
в
совместную
деятельность:
Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания
детей.
Информационно-аналитические - изучение семьи, ее особенности.
Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
Досуговые– совместные мероприятия с родителями.
Формы общения с родителями
Коллективные -
подразумевают
работу
со
всем
или
большим
составом
родителей
ДОО
(группы).
Это
совместные
мероприятия
педагогов
и
родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные -
предназначены
для
дифференцированной
работы
с
родителями воспитанников.
Наглядно-информационные -
играют
роль опосредованного общения
между
педагогами и родителями.
Существуют
разнообразные
формы
взаимодействия
с
родителями: традиционные и нетрадиционные:
традиционные формы:
-беседы, посещение семьи воспитанника;
-оформление папок-передвижек и стендов;
-родительские собрания, консультации, родительские собрания совместно с
детьми;
-выставки совместных работ;
-родительские конференции;
-работа с родительским комитетом;
- круглый стол;
- тренинги для родителей
нетрадиционные формы:
- создание сайта детского сада;
- фотовыставки и фотомонтажи;
- проведение игровых сеансов,
-презентации;
- выпуски семейных газет и плакатов;
- брошюры, листовки и буклеты;
- выставка семейных реликвий;
- детско – родительская библиотека;
- творческая мастерская;
- клубы выходного дня;
- интеллектуальные игры;
- спартакиада.
Мы
бы
хотели
представить
вашему
вниманию,
более
интересные
формы работы с родителями.
Нетрадиционные родительские собрания
Душевный разговор.
Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь
на
тех,
чьи
дети
имеют
общие
проблемы
(в
общении
со
сверстниками,
агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится
анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить
точно
какая
степень
леворукости
у
ребенка:
слабая
или
выраженная.
Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты.
Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.
Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того
чтобы
развить
моторику
обеих
рук.
Обсуждаются
психологические
проблемы, связанные с леворукостью.
Мастер – класс. Собрание, на котором родители демонстрируют свои
достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный
этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок –
поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители
дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например,
составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится
итог,
и
родители
предлагают
выбрать
наиболее
ценные
советы,
которые
размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
Педагогический консилиум.
Это собрание, на котором обсуждаются
проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие
методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.
На
это
собрание
следует
пригласить
методиста,
специалистов,
работающих в ДОУ.
Тренинг
и
игровые
практикумы,
в том
числе
тренинг
детско-
родительских
отношений.
Он
проводит ся
с целью
улучшения
внутрисемейных отношений при участии психолога
Педагогическая лаборатория. Рекомендуется проводить в начале или в
конце
года.
На
них
обсуждается
участие
родителей
в
различных
мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад».
Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются
прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для
того,
чтобы
педагог
ближе
узнал
ребенка,
его
особенности.
Родителей
знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения
родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных
мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В
конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку
и анализируют достижения и ошибки.
Читательская конференция. За 2 недели родителям сообщается тема
собрания,
предлагается
материал
на
данную
тему.
Проводится
подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо
задание
по
заявленной
теме.
Подготовленное
задание
обсуждается
с
различных
позиций.
Педагог
просит
прокомментировать,
то
или
иное
высказывание,
освещает
суть
темы
и
задает
вопросы
при
обсуждении.
Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду.
Предлагается
несколько
высказываний,
и
родители
комментируют,
обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
Аукцион. Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по
выбранной
теме
в
игровой
форме.
Например,
фо рми р о ва н и е
фонематического
восприятия.
Педагог дает
понятие
–
фонематическое
восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно
развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами,
своим
опытом,
какие
игры,
приемы
можно
использовать
для
его
формирования.
Все
происходит в виде игры и за каждый совет даются
фишки
(т.е.
советы
продаются
за
фишки).
Советы,
набравшие
большее
количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
Семинар
–
практикум. На
собрании
могут
выступать
воспитатель,
родители,
психолог
и
другие
специалисты.
Совместно
с
родителями
происходит
обыгрывание
или
решение
проблемных
ситуаций,
могут
присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может
быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например,
возьмем
тему
«Роль
игры
в
речевом
развитии
детей».
Подготавливается
небольшое
теоретическое
сообщение,
затем
родителям
предлагается
посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать,
какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить
игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих
детей, их ценность с точки зрения развития речи.
Ток – шоу. Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной
проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных
путей
ее
решения.
На
ток
–
шоу
выступают
родители,
воспитатели,
специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются
различные
ситуации,
их
нужно
рассмотреть
с разных
точек
зрения,
обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х
лет,
совместно
выделяются
причины,
затем
зачитываются мнения
психологов.
Все позиции
совместно
обсуждаются.
Родители
сами
определяют пути решения проблемы.
Вечера вопросов и ответов. Предварительно родителям дается задание
продумать,
сформулировать
наиболее волнующие
их
вопросы.
В
ходе
обсуждения
их
со
специалистами,
другими
родителями
подобрать
оптимальные пути их решения.
3. Практическая часть.
Показ мультфильма «Просмотрел».
Упражнение «Работа с родителями» (приложение №2).
Упражнение «У нас конфликт» (приложение №3).
Заключение.
1.
Воспитательные
функции
семьи
и
ДОО
различны,
но
для
всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
2.
Главным
условием
преемственности
является установление
доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
3 .
Р а з н о о б р а з н ы е
ф о р м ы
в з а и м о д е й с т в и я помогают
родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными
участниками образовательного и воспитательного процесса детей.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны
демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это
видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Приложение №1
Упражнение «Листочки».
У каждого участника по три кленовых листочка (желтый, зеленый,
оранжевый). На каждом листочке напишите те качества, которые по вашему
мнению необходимы педагогу в сотрудничестве с родителями. Эти листочки
прошу вас сохранить до конца нашей с вами работы.
Итог семинара. На дерево приклейте тот листок, на котором написано
то качество над которым вам предстоит работать, или то качество, которое у
вас уже есть, но его хотите усовершенствовать и то, которого у вас нет.
Заключение. Делается общий
вывод качествах необходимых для
партнерских отношений с родителями.
Раздаточный материал: по три листочка каждому, картинка дерева,
клей.
Приложение №2
Упражнение «Работа с родителями».
Педагоги при входе на семинар берут по одному дубовому листочку,
на
котором
написано
за
какой
стол
садиться.
Столы
с
табличками:
дошкольники, родители, педагоги. Каждой группе дается задание.
1
группа:
«Какие
преимущества
получают
дети,
если
в
образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?»
2 группа:
«
Объясните, какую пользу приносит подобная работа самим
родителям дошкольника?»
3 группа: «Аргументируйте положение о том, что взаимодействие с
родителями необходимо педагогам.»
Совместный вывод: необходимо проводить систематически работу с
родителями
в
ДОУ,
т.к.
она
необходима
всем
участникам
этого
образовательного процесса.
Раздаточный материал: дубовый листок с надписью группы, лист А4;
маркер; таблички (дошкольники, родители, педагоги).
Приложение №3
Упражнение «У нас конфликт».
Необходимо
предложить
пути
решения
нескольких
конфликтных
ситуаций.
Ситуация №1: - Ольга Ивановна, почему мой ребенок раздевается в
одном шкафчике с еще одной девочкой? Нам нужен отдельный шкафчик.
Ситуация №2: - Ольга Ивановна, вы гуляете на улице, посмотрите, у
моего сына все уши голые, а вы не видите. Что вы не могли помочь завязать
ему шапку?
Ситуация №3: - Ольга Ивановна, мой Петя мне всегда жалуется на
Ваню, что он его всегда бьет. Почему вы не обращаете на это внимание?