Автор: Ложкина Елена Аркадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №15" Населённый пункт: город Чернушка,Пермский край Наименование материала: Конспект родительского собрания Тема: "Народные игры в семейном воспитании" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 15 »
«Народные игры в семейном воспитании»
(Конспект на родительского собрания от 11.12.2016г. «Активная подвижность ребенка –
залог его здоровья»)
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Ложкина Елена Аркадьевна
Чернушка, 2016
Задачи: Просветить родителей в вопросах значения народных игр в
развитии и формировании физических, нравственных и психических качеств
ребенка;
в
их
роли
родителей
в
формировании
игровой
деятельности
ребенка.
Обучить родителей детским народным играм, приемлемым для досуга в
семье.
В их формировании межнационального согласия и толерантности по
средствам народной игры.
Предварительная работа : Анкетирование родителей; подборка игр и
считалок,
анализ
литературы
по
теме
народные
игры,
разработала
консультации для родителей.
Оформление зала : Выставка книг и журналов по теме: «Народные
игры детей», оформление папки – передвижки «Мы играем».
Добрый вечер, уважаемые родители !
Сегодня мы поговорим о народных играх. Почему мы выбрали эту тему
потому
что,
игра
-
ведущая
деятельность
дошкольников.
Народная
игра
близка
по духу каждому человеку, игры придумал народ. Недавно мы
проводили анкетирование по народным играм. Анализ анкет показал, что
родители из народных игр знают только: прятки, догонялки. А существует
много народных игр о которых может быть позабыли из занятости, спешки. В
этих
же
анкетах
вы
сами
предложили,
что
необходимо
провести
консультативно
–
просветительскую
работу
по
народным
играм.
Вы
все
спешите утром на работу, вечером – домой, редко, кто из вас заглядывает в
папку
для
консультаций,
поэтому
сегодняшний
вечер
мы
посветим
практическим усвоением народных игр, т.е. поиграем. Для начала я хотела бы
сказать несколько слов о народных играх.
Для
ребят
дошкольного
возраста
игры
имеют
исключительное
значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная
форма воспитания, игра для них - способ познания окружающего. Играя,
ребенок
изучает
цвет,
форму,
свойства
материала,
пространственные
отношения,
числовые
отношения,
изучает
растения,
животных.
В
игре
развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз,
развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются
организационные
навыки,
развиваются
выдержка,
умение
взвешивать
обстоятельства.
Важны игры в одиночку, важны игры групповые. В коллективных играх
формируется характер, проявляются дети – организаторы, дети – вожаки,
умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее
общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Если они
не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое
участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости
и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего
ребенка, стать его другом.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы
в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми
являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного
задора. Своеобразие игровых действий (прятанье – поиск, загадывание –
отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей
гамму чувств и переживаний. В народных играх отражается исконная любовь
народа
к
веселью,
движениям,
удальству.
Есть
игры
–
забавы
с
придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами,
«выкупом»
фантов.
Шуткам
и
юмору,
характерным
для
них,
присущи
безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так
как доброжелательный смех партнеров – близких, товарищей – действует на
ребенка сильнее, чем замечания, наказания.
Игры
имеют
большое
организующее
значение.
Ребенку
понятно,
почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой
игры не выйдет. С этой точки зрения надо подбирать игры, брать сначала
игры с самыми простыми правилами, потом более сложные. Тут важно то,
что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим.
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих
ставят
участников
игры
в
положение
равноправных
партнеров,
что
способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и
детьми.
В
чем
преимущество
использования
народных
игр
в
практике
семейного
воспитания?
Прежде
всего,
в
простоте
и
доступности
их
организации.
Они
не
требуют
специального
оборудования,
специально
отведенного
для
этого
времени.
С
ребенком
можно
играть
по
дороге
в
детский
сад,
во
время
прогулки,
во
время
путешествия
в
поезде
и
т.п.
Количество участников – от двух и более человек.
Вы все были маленькие, играли на улице в разные народные подвижные
игры. Просто многие сейчас об этом забыли. Сегодня мы будем
с вами
говорить об играх разных народов, населяющих наша город. И башкиры, и
татары и русские играют, в принципе, в похожие игры с похожими правилами
и я предлагаю вам сегодня поиграть в народные подвижные игры.
Русские народные подвижные игры.
« Вол во рву».
Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, а все остальные дети
назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около
1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва).
Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков".
Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во
время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и
тоже выходит из игры.
Совушка
Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки.
Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать,
прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу:
«Ночь
наступает,
всё
замирает
–
сова
вылетает!»
-
играющие
останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка»
выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и
уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх
игроков. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь
начинают свободно резвиться на площадке. После 2-3 выходов «совушки» на
охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не
попались. Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем
же игроком, а пойманному вырываться.
Хороводная игра «Зайка »
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный
зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт
морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши.
Потом выбирается другой зайка.
Смелые мышки
Выбирается
водящий.
Он
будет
котом.
Мышки
становятся
на
противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике.
Дети-мыши
медленно
передвигаются
по
направлению
к
коту
во
время
следующих слов:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)
Вдруг раздался странный звон …
Убежали мыши вон.
Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на
своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.
Татарская народная подвижная игра.
Продаем горшки (Чүлмәк сатыш уены)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или
усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин
горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит
к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Покупай
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его
хозяин, но не более трех рублей)
касается рукой хозяина горшка, и они
начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто
быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а
отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие
не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом
направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Башкирская народная подвижная игра.
Медный пень.
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные
пни, сидят на стульях. дети- хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий покупатель двигается по кругу
переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как
бы выбирая себе пень.
С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным
пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два ,три- беги!»- разбегаются в
разные стороны. добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
УДОЧКА
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в
центр
круга.
Водящему
выдается
веревочка.
Водящим
может
быть
и
взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу
перепрыгнуть через нее и не быть пойманными.
Вариантов развития игры два.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто
попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра
проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие
дети (3-4 человека).
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку,
занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Литература:
1. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». -
М.: Просвещение, 1988.
2. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских
садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Детство - Пресс, 2002.
4. Шаехова Р. К. «Региональная программа дошкольного образования». –
Казань./ Оформление РИЦ, 2012.