Напоминание

"Народные игры в семейном воспитании"


Автор: Ложкина Елена Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №15"
Населённый пункт: город Чернушка,Пермский край
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: "Народные игры в семейном воспитании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15 »
«Народные игры в семейном воспитании»
(Конспект на родительского собрания от 11.12.2016г. «Активная подвижность ребенка – залог его здоровья») Воспитатель высшей квалификационной категории Ложкина Елена Аркадьевна Чернушка, 2016

Задачи:
Просветить родителей в вопросах значения народных игр в развитии и формировании физических, нравственных и психических качеств ребенка; в их роли родителей в формировании игровой деятельности ребенка. Обучить родителей детским народным играм, приемлемым для досуга в семье. В их формировании межнационального согласия и толерантности по средствам народной игры.
Предварительная работа
: Анкетирование родителей; подборка игр и считалок, анализ литературы по теме народные игры, разработала консультации для родителей.
Оформление зала
: Выставка книг и журналов по теме: «Народные игры детей», оформление папки – передвижки «Мы играем».
Добрый вечер, уважаемые родители
! Сегодня мы поговорим о народных играх. Почему мы выбрали эту тему потому что, игра - ведущая деятельность дошкольников. Народная игра близка по духу каждому человеку, игры придумал народ. Недавно мы проводили анкетирование по народным играм. Анализ анкет показал, что родители из народных игр знают только: прятки, догонялки. А существует много народных игр о которых может быть позабыли из занятости, спешки. В этих же анкетах вы сами предложили, что необходимо провести консультативно – просветительскую работу по народным играм. Вы все спешите утром на работу, вечером – домой, редко, кто из вас заглядывает в папку для консультаций, поэтому сегодняшний вечер мы посветим практическим усвоением народных игр, т.е. поиграем. Для начала я хотела бы сказать несколько слов о народных играх. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них - способ познания окружающего. Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Важны игры в одиночку, важны игры групповые. В коллективных играх формируется характер, проявляются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Если они не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье – поиск, загадывание – отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров – близких, товарищей – действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Игры имеют большое организующее значение. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. С этой точки зрения надо подбирать игры, брать сначала игры с самыми простыми правилами, потом более сложные. Тут важно то, что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми. В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего, в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т.п. Количество участников – от двух и более человек. Вы все были маленькие, играли на улице в разные народные подвижные игры. Просто многие сейчас об этом забыли. Сегодня мы будем с вами говорить об играх разных народов, населяющих наша город. И башкиры, и татары и русские играют, в принципе, в похожие игры с похожими правилами и я предлагаю вам сегодня поиграть в народные подвижные игры.
Русские народные подвижные игры.

« Вол во рву».
Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
Совушка
Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались. Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
Хороводная игра «Зайка
» Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют: Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши! Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Смелые мышки
Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов: Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Раз-два-три-четыре, Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши) Вдруг раздался странный звон … Убежали мыши вон. Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.
Татарская народная подвижная игра.
Продаем горшки (Чүлмәк сатыш уены)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — Эй, дружок продай горшок! — Покупай — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Башкирская народная подвижная игра.

Медный пень.
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. дети- хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: Я хочу у вас спросить, Можно ль мне пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой. После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два ,три- беги!»- разбегаются в разные стороны. добежавший первым встает за медным пнем. Правила игры: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
УДОЧКА
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два. 1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Литература:
1. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988. 2. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990. 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство - Пресс, 2002. 4. Шаехова Р. К. «Региональная программа дошкольного образования». – Казань./ Оформление РИЦ, 2012.


В раздел образования