Автор: Калашникова Татьяна Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3 п. Переволоцкий" Населённый пункт: п. Переволоцкий, Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок -путешествие "Машина времени" Раздел: среднее образование
Цель:
1.
Изучить особенности проявления жизни на Земле в
различные эры, выделив главные аргументы.
2.
Продолжить формирование понятий «Главное
направление эволюции»
3.
Систематизировать знания о закономерностях развития
жизни на земле.
Оборудование: таблицы: «Водоросли» «Мхи» «Голосеменные»;
Модели цветов, шишки и ветки сосны или ели; коллекции
«ископаемые останки животных» рисунки с изображением
переходных форм.
Действующие лица:
o
Настя
o
Ваня
o
Протерозой
o
Архей
o
Палеозой
o
Мезозой
o
Кайнозой
Ход урока
I.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, гости, коллеги. Сегодня все вместе мы
совершим путешествие в мир биологической эволюции, которая
продолжается уже 3 миллиард. лет
«Полна, полна чудес природа,» - говорил А.С.Пушкин
Цель путешествия: изучить особенности проявления жизни на
земле в различные промежутки времени, выделив главные
ароморфозы.
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 1-3)
Дайте определение жизни.
Назовите признаки живых организмов
Перечислите уровни организации живой материи.
Стук в дверь (заходят Ваня и Настя)
Настя: Татьяна Николаевна можно войти
Учитель: Настя Ваня как не красиво, и даже сегодня вы опоздали
Ваня: Ну, вот опять, сначала опрос, потом объяснение. Надоело,
одно и тоже из урока в урок. Смотри машина времени, давай
покатаемся, заодно и посмотрим, как всё происходило
Настя: Ваня я боюсь! Может лучше не надо. Давай лучше, как
всегда объяснение послушаем, в крестики нолики поиграем или
вздремнём.
Ваня: Да надоело мне играть и дремать! Устал я от безделья. Ты
если не хочешь, выходи. Я один путешествовать буду.
Настя: Ну уж нет! Тогда и я с тобой! Поехали!
Настя: Ой! Ваня! Куда же это мы попали? Темень какая, вода
кругом а запах… В небе молния сверкает, гром грохочет. Вон
смотри, кто то идёт. (появляется архей)
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 4-8)
Архей : Здравствуйте ребята!
Учитель: Чтобы вы не потерялись во времени, я вам раздам
«Маршрутные листы»,
Фамилию не забудьте, подпишите, всё что нового узнали о
растениях животных пишите, пишите не забывайте, в конце
путешествия сдадите учителю.
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 5)
Маршрутный лист.
Фамилия:__________
Органический мир
Эра
Период
Климат
Мир
животных
Мир растений
Настя: Ваня! Я боюсь! Вода странная какая-то!
Ваня: Не бойся! Вон смотри, старичок какой-то по воде идёт! Бог
наверное. Дедушка!
Настя: Какой ещё бог! Такая глушь, тут ещё и бога никакого нет.
(выходит).
Протерозой: Ой! Батюшки. Никак у меня гости! Что-то далековато
вы забролись. Я и сам в этот период эры захожу. Мрачновато здесь
Настя: Дедушка Протерозой, куда же мы попали?
Протерозой: Да в мою эру попали. Протерозойской называется, ну а
если по вашему, то «простейшая жизнь». Я рад, что у меня гости, а
то ведь и поговорить не с кем. Я от скуки стихи сочиняю. Вот
послушайте:
Меня зовут Протерозой
Поговорил бы кто со мной
Вокруг одна водица
И не с кем мне водиться
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 9-10)
Ведете, кругом вода и запах, сами чувствуете, не очень. Да я уж
привык. Правда вы в начало эры попали, тут совсем мрачно, а вот в
конце уже гораздо лучше. Там у меня и цианобактерии, водоросли и
просто бактерии живут, поэтому и вода почище и воздух лучше, чем
здесь.
Ваня: А что же ты в начале эры порядок не наведёшь? Вот грязи-
то сколько, и дышать нечем и холод ужасный.
Протерозой: Не надо милок торопиться. Всему своё время. Здесь
Земля готовится к жизни. Вола не грязная, а жирная. В ней
органические вещества они нужны для питания гетеротрофных
организмов ведь именно они появились на Земле первыми. А вы
знаете, какие организмы называются гетеротрофными?
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 11-12)
Настя: Я знаю. Это организмы, которые питаются готовыми
органическими веществами. А я думала, что первыми появились
автотрофы. Это те которые сами синтезирует органические
вещества из неорганических. Оказывается я ошибалось.
Протерозой: Молодец Настя! И биологию знаешь и ошибки
признаешь. Запах здесь конечно не очень, так и состав атмосферы
совсем другой – аммиак, да сероводород, не до ароматов. Нет ещё
зелёных растений, а значит нет и кислорода. А раз кислорода то
нет и озона. Некому защищать землю от солнечных лучей, и от
потери тепла. Это в наше время Земля атмосферой покрыта,
которая и тепло удерживает и от метеоритов защищает и много
ультрафиолетовых лучей не пропускает. У меня ничего этого нет
вот поэтому на земле днём жарко, а ночью холодно. Я бы с вами
ещё немного поболтал да боюсь замёрзните, да и кислорода у вас не
осталось в машине. Как домой возвратятся будете?
Настя: Ой и правда! Кислорода почти не осталось. Что же делать?
Протерозой: Дам я вам в дорогу Хлореллу. Не смотрите что такая
маленькая, она очень вам пригодится. Хотел ещё и цианобактерии
вам дать, это ведь они первыми на Земле кислород в процессе
фотосинтеза выделять научились, да больно они малы.
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 13)
Ваня: Я знаю, что цианобактерии ещё сине-зелёные водоросли
называют. А хлорелла – это одноклеточная зелёная водоросль. Она
питается путём фотосинтеза поглощает CO2, а выделяет O2 А у вас
только одна хлорелла и живёт?
Протерозой: Нет. В последним периоде моей эры уже другие
одноклеточные водоросли есть и даже многоклеточные. А у вас
между прочем времени не так много хлорелла только на 30 минут,
уж очень она маленькая. Торопитесь а то как бы беды не было.
Настя : Ой! А где мы теперь?
Ваня: Да дома мы, дома. Смотри лес кругом, вон сосны, а это ели.
Вода чистая и воздух свежий.
Настя: Нет Ваня мы ещё не дома. И лес какой то странный и
травы под ногами нет. Смотри кто то идёт давай у нег спросим.
Ваня: Скажите пожалуйста куда мы попали?
Палеозой: Ой как вы меня нашли! Я уже несколько лет
человеческого голоса не слышал. Последний раз со старшим братом
протерозоем разговаривал Кто вы такие и что вы тут делаете?
Ваня: Мы на машине времени в путешествие отправились, да
кажется и заблудились. Ни как домой попасть не можем сначала к
Протерозою а потом вот к вам стало быть Палеозою? Имя у вас
какое то странное и что оно означает?
Палеозой: Имя моё на ваш язык переводится как древняя жизнь.
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 14)
Настя: Смотрю я на вашу древнею жизнь и не как не пойму вроде
бы все отделы но чего то не хватает. А… поняла цветковых
растений нет не красиво без цветов.
Палеозой: Это почему же не красиво.
Всему своё время эволюция это тебе не революция какая ни будь. У
меня в каждой эре что то новое.
Ваня: И это красота? В них же нет ничего необыкновенного. И
вообще я что то не помню, что бы мы такие растения изучали. А
какую среду обитания они занимают?
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 15-
17)
Палеозой: Живут они на суше но во влажных местах. Только вы их
у себя не ищите, я их себе оставил, уж очень я их люблю за отвагу.
Они первыми на сушу вышли, первыми сосуды на себе
испробовали, как проводящую ткань, первыми дали начало
папоротникообразным и мохообразным. В девоне (слайд) у меня
мхи растут. Потом я из них мхи сделаю, вам на память о себе
оставлю. Презентация «Развитие органического мира на Земле»
(слайд 18)
В карбоне (слайд) у меня каменноугольные леса растут. Я из них
потом каменный угль сделаю, и тоже вам оставлю, что бы могли
жилища отапливать. На память дам вам эти кусочки. На них
листочки папоротников отпечатались.
А в Пермском периоде (слайд) ведь именно семенные папоротники
дали начало голосемянным, а без голосемянных и цветковых не
будет. Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд
19-20)
А ещё голосемянные подарят цветковым пыльцу, опыление и
семязачаток. Всему своё время. Да и вам пора, а то у вас в машине
кислород закончится. Счастливого пути!
Ваня: Ну теперь уж точно дома. Смотри и цветковые уже есть. А
вот и плоды. Как есть хочется.
Настя: Погоди, Ваня, мы ещё не дома. Хоть и цветы кругом, и трава
зелёная, но что то мне подсказывает что это не наша эра. А вдруг
здесь плоды ядовитые подожди не ешь, вон смотри кто то идёт.
Ваня: Мазай. Эй дед Мазай, а где твои зайцы?
Настя: Что ты это Мезозой что читать не умеешь. Его название
переводится как эра «средней жизни».
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 21-
37)
Мезозой: Совершенно верно, это эра средней жизни. А вы
наверное от Кайнозоя моего младшего брата, у меня ещё таких
млекопитающих как вы нет. Они в маю эру только появляются,
маленькие такие не большие мышки. Зато растения достигли своего
расцвета.
Настя: Да я знаю что у цветковых самое сложное строение среди
всех растений. Они имеют хорошо развитые ткани органы
проявляющие жизнь в самых разных условиях. А самое главное что
их семена спрятаны в завязи и защищены плодовой оболочкой.
Мезозой: Молодец! Вот тебе за это яблоко. Только он кислое, не
сортовое, дичок. Надо вам поторапливаться, а то смотрю у вас
кислорода в машине почти не осталось.
Учитель: Здравствуйте. А это кто?
Кайнозойская эра: (мультимедийный проект) Презентация
«Развитие органического мира на Земле» (слайд 38-45)
Учитель: как быстро пролетело время. В завершении нашего
путешествия обобщим основные черты эволюционных
преобразований. Презентация «Развитие органического мира на
Земле» (слайд 46-51)
Что такое эволюция? (это историческое развитие
организмов от простых к сложным)
С остальными этапами эволюции растений и животных нас
познакомят научные работники:
Демонстрация слайдов
Презентация «Развитие органического мира на Земле»
(слайд 52-54)
1,
2,
3,
4,
Эволюция животных:
Презентация «Развитие органического мира на Земле» (слайд 55-
58)
1,
2,
3,
4,
Посетив художественную галерею мы найдём сравнительно
анатомические доказательство эволюции. (худ. Кузьмин Антон).
Кроме сравнительно-анотомических мы познакомимся с
палеонтологическими доказательствами процесса эволюции. (учён.
Палеонтолог Рафиков Ринат).
Главные направления эволюции.
А – появление скелета
Б – «крылатки» у семян клёна
В – уплощение тела придонных рыб
Г – возникновение жабр
Д – покровительственная окраска
Е – 4-х камерное сердце птиц
Ж – возникновение лёгких
З – колючки кактуса
И – конечность роющего крота
К – плавательные перепонки у водоплавающих птиц
Л – появление семени
М – 2 круга кровообращения
Н – восковой налёт на хвоинках
I вариант – выбрать ароморфозы.
II вариант – выбрать признаки идиоадаптации.
Практическая работа №1
На тему: «Приспособленность организмов к среде обитания»
Название
растений или
животных
Условие
обитания
Черты
приспособленности
Биологическое
значение
1
2
Практическая работа №2
На тему: «Выявление ароморфозов у растений и животных».
Систематическая
группа
Ароморфоз
(повышение уровня
организации)
Биологическое
значение
Практическая работа
На тему: «Приспособленность организмов к среде обитания»
I -
КОНЕЧНОСТИ НАСЕКОМЫХ, КАКТУС
II -
РЫБЫ, ГЕРБАРИЙ
III – рыба-игла, чертополох
IV – рот. От насекомых, сосна
V – археоптерикс, плоды
VI – конечности млекопитающих, степные растения
VII – цветок вишни, суслик, белка
VIII – плоды растений, водные жив.
IX – черви-паразиты, гербарий.
IV Домашнее задание:
творческое составить кроссворд на тему:
«Развитие органического мира на земле» стр. 435 – 455.
V Подведение итогов, выставление оценок.
«…Из войны природы, из голода и
смерти вытекает самый высокий результат – образование
высших животных».
Ч. Дарвин
.
Архейская эра – (самой древней жизни)
Протерозойская эра - (эра ранней жизни)
Палеозойская - эра (эра древней жизни)
Мезозойская эра – (эра средней жизни)
Кайнозойская эра – (эра новой жизни)
11 класс
Провела:
учитель биологии
Калашникова Т.Н
П. Переволоцкий Оренбургской области, 2009
Эволюция преобразований
:
Мир растений:
Переход от гаплоидности к диплоидности.
Утрата связи процесса полового размножения с водой,
переход от наружного оплодотворения к внутреннему,
возникновение 2-ого оплодотворения.
Разделения тела на органы (корень, стебель, лист),
развитие проводящей системы, усложнения и
совершенствование строения ткани.
Специализация опыления с помощи насекомых и
распространения семян и плодов животными.
Мир животных:
Возникновение многоклеточности и всё большее
расчленение всех систем органов
Возникновение твёрдого скелета (наружного – у
членистоногих и внутреннего - у позвоночных).
Развитие центральной нервной системы.
Развитие общественного поведения в разных группах
высокоорганизованных животных.
Ароморфоз (арогенез ) общий подъём организации
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
(арогенез ) (аллагенез ) (катагенез)
общий подъём приспособление упрощения организации
организации к условиям среды