Напоминание

Организация сетевого взаимодействия по проблемам экологического образования детей


Автор: Шахматова Римма Радиковна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 61 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Организация сетевого взаимодействия по проблемам экологического образования детей
Раздел: среднее образование





Назад





Организация сетевого взаимодействия по проблемам экологического

образования детей
Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 71, гл. XIII, ст. 72, п. 1, ст.74) законодательно установил всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ. В ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» закона сказано, что в целях формирования экологической культуры устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д. Основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), что подчеркивает важность экологического образования в школьных учреждениях. Экологическое образование – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает экологическое образование детей. Российские общеобразовательные учреждения призваны просвещать учащихся по вопросам окружающей среды, воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, обеспечить создание целостной системы экологического менеджмента школ, стимулировать учащихся активно
участвовать в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание»)) предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Формирование экологической культуры младшего школьника происходит как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Кроме этого в нашей школе используется один из мощных ресурсов инновационного образования – сетевое взаимодействие. Развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования является одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе. Сетевое взаимодействие позволяет:  распределять ресурсы при общей задаче деятельности;  опираться на инициативу каждого конкретного участника;  осуществлять прямой контакт участников друг с другом;  выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;  использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника;  усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не т о л ь ко
функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными организациями и процесс отражения в них опыта друг друга. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Нашими партнерами в сетевом взаимодействии по вопросам нравственно-экологического воспитания школьников являются:  МБУДОД Центр детский экологический г.Челябинска  МБУДОД ЦТРиГО «Перспектива» г.Челябинска  МБУДОД СЮТур г.Челябинска  ОЦДОД Челябинской области  ОЦДОД «Космос»  Благотворительный экологический фонд «Моя планета»  Детская библиотека №1  Детская библиотека №13  Парк культуры и отдыха «Металлург» им. О.И. Тищенко Созданное сетевое взаимодействие помогает нам решать общие задачи п о воспитанию уважительного отношения к природе, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Центр «Перспектива»
занимается повышением социальной активности детей. Ведь младший школьник не только должен уметь вовлекать своих сверстников в природоохранную деятельность, в том числе экологические акции. Много лет в школе работает объединение внеурочной деятельности «Туристенок», ее особенностью является то, что в составе этой команды есть
учащиеся начальной школы (15 человек). Наши ребята ежегодно ходят в походы, сплавы по рекам Ай, Юрюзань, активно принимают участие в слетах юных туристов, соревнованиях по пешеходному и спортивному туризму, городских конкурсах «Из дальних странствий возвратясь», «Лучший поход».
ЦДЭ г.Челябинска
на базе нашей школы реализована программа кружка «Юный зоолог». Систематическая и активная работа данного кружка позволлила результативно участвовать в различных конкурсах и акциях экологической направленности, а именно, в эколого–биологической викторине, конкурсе юных экологов «Тропинка», конкурсе «Юный друг природы», «Удивительный мир природы», «Юные друзья природы» и многие другие. Результатом работы данного кружка является участие ученика 3 класса в городском этапе конкурса «Тропинка». Совместно
с

Благотворительным

экологическим

фондом

«Моя

планета»
реализуется экологический проект «Жизнь на Земле». Задача проекта «Жизнь на Земле» состоит в эко-просвещении и развитии понимания у учащихся, что только внимательное и бережное отношение к окружающей среде является естественным путем развития всего человечества, и только защищая и помогая природе, люди смогут жить и процветать. Данный экологический проект посвящен общей информации о красоте и изобилии живой природы, о воздействии человека на нее, и о способах решения задач по сохранению окружающей среды. Во время эко-занятий дети окунаются в мир живой природы, видят ее красоту и изобилие, и на контрасте видят пагубное воздействие технического прогресса на нашу Матушку Землю. Они начинают задумываться о том, что необходимо каждому человеку менять свое отношение к живой природе и становиться более внимательными и бережливыми. Уже на эко-занятии ребята встают на путь созидания,
каждый участ-

ник сажает свое дерево
. Семена деревьев высаживаются в горшочек. Ухажи- вая за деревом, наблюдая за его ростом и развитием, ребенок понимает, что
природа – живая, что требуется много времени, чтобы выросло дерево, тогда как срубить его - несколько минут. В этом учебном году школа начала на договорной основе сотрудниче- ство с
парком культуры и отдыха им. О.И. Тищенко
. Совместно с парком ведется реализация проекта "Этот удивительный мир рыб" на базе городско- го Дома-аквариума. Цель данного проекта – воспитание бережного отношения к природе. Задачи проекта: Формировать представление о жизни обитателей вод - рыбах: чем питаются, где живут, как дышат. Развивать память, речь, наблюдательность.  Развивать интерес к познанию окружающего мира.  Способствовать развитию творческих способностей.  Учить применять полученные знания в различных видах деятельности. Цикл экскурсионных занятий, предложенных в этом проекте, направлен на ознакомление обучающихся с различными видами рыб, средой их обитания. Экскурсии проводятся в занимательной форме, что очень нравится ребятам. Они с нетерпением ждут следующих занятий. С усердием выполняют домашние задания, полученные на занятиях: рисуют рисунки, пишут отзывы, готовят проекты и многое другое. Налажено активное взаимодействие педагогического коллектива (в лице учителей начальных классов) нашей школы
с

районными

библиотеками

№1,

№13
Металлургического района г.Челябинска. Утвержден план сотрудничества с Детскими библиотеками. В течение нескольких лет коллективы успешно решают задачу по формированию нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность. Формы сотрудничества весьма разнообразны: встречи с литераторами края и города, читательские конференции, Дни памяти, театральные праздники, посвященные юбилеям писателей – классиков и ученых. Учащиеся увлеченно обсуждают, что такое
хорошо и что такое плохо, соотносят свои действия и поведение литературных героев в той или иной ситуации. Дети благодаря такому сотрудничеству приобретают огромный опыт читателя. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Лишь правильное использование всех возможных ресурсов и инновационных технологий в экологическом образовании позволит предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.


В раздел образования