Организация сетевого взаимодействия по проблемам экологического образования детей
Автор: Шахматова Римма Радиковна Должность: заместитель директора по учебной работе Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 61 г.Челябинска" Населённый пункт: г.Челябинск Наименование материала: статья Тема: Организация сетевого взаимодействия по проблемам экологического образования детей Раздел: среднее образование
Организация сетевого взаимодействия по проблемам экологического
образования детей
Федеральный
закон
№7-ФЗ
от
10
января
2002
г.
«Об
охране
окружающей среды» (ст. 71, гл. XIII, ст. 72, п. 1, ст.74)
законодательно
установил всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование
подрастающего
поколения,
учащейся
молодежи
и
экологическое
просвещение всего населения РФ. В ст. 71, гл. XIII «Основы формирования
экологической
культуры»
закона
сказано,
что
в
целях
формирования
экологической культуры устанавливается система всеобщего и комплексного
экологического
образования,
включающая
в
себя
дошкольное
и
общее
школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование,
послевузовское
образование
и
профессиональную
переподготовку,
повышение
квалификации
специалистов,
а
также
распространение
экологических знаний, в том числе через средства массовой информации,
музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и
т.д.
Основы
экологических
знаний
включены
в
федеральные
государственные стандарты основного общего образования согласно указу
Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), что подчеркивает важность
экологического образования в школьных учреждениях.
Экологическое
образование
–
это
процесс,
продолжающийся
на
протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего
образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального
образования.
Поскольку
система
ценностей,
образ
жизни
и
жизненные
установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает
экологическое образование детей.
Российские
общеобразовательные
учреждения
призваны
просвещать
учащихся
по
вопросам
окружающей
среды,
воспитывать
ответственное
отношение и заинтересованность, обеспечить создание целостной системы
экологического
менеджмента
школ,
стимулировать
учащихся
активно
участвовать
в
практических
шагах
по
сокращению
негативного
экологического воздействия.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего
образования заложены основные требования к результатам экологической
подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область
«Окружающий мир (обществознание и естествознание»)) предусматривается
воспитание
уважительного
отношения
к
природе
страны,
осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Формирование
экологической
культуры
младшего
школьника
происходит как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Кроме этого в
нашей
школе
используется
один
из
мощных
ресурсов
инновационного
образования – сетевое взаимодействие.
Развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы
образования является одной из важнейших задач образовательной политики
государства на современном этапе.
Сетевое взаимодействие позволяет:
распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
опираться на инициативу каждого конкретного участника;
осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
выстраивать многообразные возможные пути движения при общности
внешней цели;
использовать
общий
ресурс
сети
для
нужд
каждого
конкретного
участника;
усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов
других учреждений.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня
становится современной высокоэффективной инновационной технологией,
которая
позволяет
образовательным
учреждениям
не
т о л ь ко
функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при
сетевом
взаимодействии
происходит
не
только
распространение
инновационных
разработок,
а
также
идет
процесс
диалога
между
образовательными организациями и процесс отражения в них опыта друг
друга.
Опыт
участников
сети
оказывается
востребованным
не
только
в
качестве
примера
для
подражания,
а
также
в
качестве
индикатора
или
зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить
его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
Нашими партнерами в сетевом взаимодействии по вопросам
нравственно-экологического воспитания школьников являются:
МБУДОД Центр детский экологический г.Челябинска
МБУДОД ЦТРиГО «Перспектива» г.Челябинска
МБУДОД СЮТур г.Челябинска
ОЦДОД Челябинской области
ОЦДОД «Космос»
Благотворительный экологический фонд «Моя планета»
Детская библиотека №1
Детская библиотека №13
Парк культуры и отдыха «Металлург» им. О.И. Тищенко
Созданное сетевое взаимодействие помогает нам решать общие задачи
п о воспитанию
уважительного
отношения
к
природе,
освоению
основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в
мире
природы
и
людей,
норм
здоровьесберегающего
поведения
в
природной и социальной среде.
Центр «Перспектива» занимается повышением социальной активности
детей. Ведь младший школьник не только должен уметь вовлекать своих
сверстников в природоохранную деятельность, в том числе экологические
акции.
Много лет в школе работает объединение внеурочной деятельности
«Туристенок», ее особенностью является то, что в составе этой команды есть
учащиеся начальной школы (15 человек). Наши ребята ежегодно ходят в
походы, сплавы по рекам Ай, Юрюзань, активно принимают участие в слетах
юных
туристов,
соревнованиях
по
пешеходному
и
спортивному
туризму,
городских конкурсах «Из дальних странствий возвратясь», «Лучший поход».
ЦДЭ г.Челябинска на базе нашей школы реализована программа
кружка «Юный зоолог». Систематическая и активная работа данного кружка
позволлила
результативно
участвовать
в
различных
конкурсах
и
акциях
экологической
направленности,
а
именно,
в
эколого–биологической
викторине, конкурсе юных экологов
«Тропинка», конкурсе «Юный друг
природы», «Удивительный мир природы», «Юные друзья природы» и многие
другие.
Результатом
работы
данного
кружка
является
участие
ученика
3
класса в городском этапе конкурса «Тропинка».
Совместно
с
Благотворительным
экологическим
фондом
«Моя
планета»
реализуется
экологический
проект
«Жизнь
на
Земле».
Задача
проекта «Жизнь на Земле» состоит в эко-просвещении и развитии понимания
у учащихся, что только внимательное и бережное отношение к окружающей
среде является естественным путем развития всего человечества, и только
защищая и помогая природе, люди смогут жить и процветать.
Данный экологический проект посвящен общей информации о красоте
и изобилии живой природы, о воздействии человека на нее, и о способах
решения задач по сохранению окружающей среды. Во время эко-занятий
дети окунаются в мир живой природы, видят ее красоту и изобилие, и на
контрасте
видят
пагубное
воздействие
технического
прогресса
на
нашу
Матушку
Землю.
Они
начинают
задумываться
о
том,
что
необходимо
каждому человеку менять свое отношение к живой природе и становиться
более внимательными и бережливыми.
Уже на эко-занятии ребята встают на путь созидания, каждый участ-
ник сажает свое дерево . Семена деревьев высаживаются в горшочек. Ухажи-
вая за деревом, наблюдая за его ростом и развитием, ребенок понимает, что
природа – живая, что требуется много времени, чтобы выросло дерево, тогда
как срубить его - несколько минут.
В этом учебном году школа начала на договорной основе сотрудниче-
ство с парком культуры и отдыха им. О.И. Тищенко . Совместно с парком
ведется реализация проекта "Этот удивительный мир рыб" на базе городско-
го Дома-аквариума.
Цель данного проекта – воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
Формировать представление о жизни обитателей вод - рыбах: чем питаются,
где живут, как дышат.
Развивать память, речь, наблюдательность.
Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Способствовать развитию творческих способностей.
Учить применять полученные знания в различных видах деятельности.
Цикл
экскурсионных
занятий,
предложенных
в
этом
проекте,
направлен на ознакомление обучающихся с различными видами рыб, средой
их
обитания.
Экскурсии
проводятся
в
занимательной
форме,
что
очень
нравится ребятам. Они с нетерпением ждут следующих занятий. С усердием
выполняют домашние задания, полученные на занятиях: рисуют рисунки,
пишут отзывы, готовят проекты и многое другое.
Налажено активное взаимодействие педагогического коллектива (в
лице
учителей
начальных
классов)
нашей
школы с
районными
библиотеками
№1,
№13 Металлургического
района
г.Челябинска.
Утвержден план сотрудничества с Детскими библиотеками.
В течение нескольких лет коллективы
успешно
решают задачу по
формированию
нравственно-этических
и
эстетических
отношений,
обеспечивающих экологическую ответственность.
Формы сотрудничества
весьма разнообразны: встречи с литераторами края и города, читательские
конференции, Дни памяти, театральные праздники, посвященные юбилеям
писателей – классиков и ученых. Учащиеся увлеченно обсуждают, что такое
хорошо
и
что
такое
плохо,
соотносят
свои
действия
и
поведение
литературных
героев
в
той
или
иной
ситуации.
Дети
благодаря
такому
сотрудничеству приобретают огромный опыт читателя.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и
будет существовать на протяжении развития общества. Лишь правильное
использование всех возможных ресурсов и инновационных технологий в
экологическом образовании позволит предотвратить многие экологические
проблемы
человечества.
Именно
в
младшем
школьном
возрасте
ребенок
получает
основы
систематических
знаний,
формируются
и
развиваются
особенности его характера, воли, нравственного облика.