Автор: Теселкина Ирина Борисовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №1 "Звездочка" Населённый пункт: Березовский Кемеровской области Наименование материала: программа Тема: "Школа молодого педагога" Раздел: дошкольное образование
Цели и задачи методической службы в рамках деятельности
Школы молодого педагога.
Актуальность:
Современное
дошкольное
образование
переживает
сложный
период
своего
развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к
воспитанию и развитию будущего школьника;
с
другой
стороны,
остро
стоит
вопрос
о
подготовке
и
сохранении
квалифицированных специалистов дошкольного образования.
Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы
методической
деятельности,
направленной
на создание
условий
для
профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации
молодых
педагогов
дошкольных
учреждений
является
своевременной
и
актуальной.
Цель:
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса МБДОУ через
создание условий для профессионального роста молодых педагогов.
Задачи:
1.
Поддержка молодых педагогов МБДОУ, формирование интереса к педагогической
деятельности.
2.
Повышение уровня педагогической культуры и профессионального мастерства,
совершенствование
социально-психологической
культуры
начинающих
специалистов МБДОУ.
3.
Формирование и становление творческого потенциала молодых педагогов МДОУ.
Пути реализации:
3.
Создание условий для успешной п рофессиональной
адаптации начинающего
педагога детского сада в процессе «вхождения» в образовательную среду.
3.
Обеспечение реализации потребности начинающих педагогов на повышение своей
профессиональной квалификации.
3.
Оказание
консультативной
помощи
всем
начинающим
педагогам
по
вопросам
воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Работа
Школы
молодого
педагога
детского
сада
проходит
в
форме
консультаций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов МБДОУ.
Технология:
Технологически
стимулирование
профе ссионального
ро ста
молодых
специалистов, повышение уровня их педагогической культуры и профессионального
мастерства осуществляется нами с учетом следующих принципов:
любое достижение, любой успех педагога сделать достижением педагогического
сообщества,
поднять
веру
педагога
в
самого
себя,
уверенность
в
своем
педагогическом мастерстве.
привлечение всех педагогов к активной творческой деятельности в методической
работе МБДОУ;
заинтересованность
в
раскрытии
профессионального
потенциала
каждого
воспитателя и специалиста;
стимулирование самостоятельного педагогического поиска.
терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросов и идей;
помочь человеку в умении строить свою систему ценностей, уважать себя и свои
идеи наряду с другими идеями и их носителями;
помочь справиться с разочарованиями и сомнением, когда человек остается один в
процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя
награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими;
спокойное, аргументированное объяснение, что на многие
вопросы не всегда
можно
ответить
однозначно;
«интеллектуальное
напряжение»
должно
стать
обычным явлением;
оценка человека как творческой личности; показать его самоценность, но при этом
чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение;
поддержка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.
Предполагаемые результаты работы Школы молодого педагога детского
сада:
Оказана
адресная
методическая
помощь
по
заявленной
педагогической
проблеме.
Молодые
педагоги
принимают
участие
на
педагогических
советах,
семинарах, выступают на заседаниях ГМО, в профессиональных конкурсах.
Молодые педагоги аттестуются на соответствие должности и 1 кв. категории.
План работы МБДОУ №1 «Звёздочка»
«Школа молодого педагога»
на 2016-2017 уч. г.
Руководитель Тесёлкина И.Б.
Месяц
Содержание
Форма проведения
Ответственный
Сентябрь
1.Собеседование с молодыми
специалистами
2.
Разработка и утверждение плана
работы с молодыми специалистами
3. Взаимоотношение педагога с детьми
и сотрудниками ДОУ.
4.Организационные мероприятия:
анкетирование;
выбор и назначение наставника
5.
Оформление документации группы
6.
Мониторинг детского развития.
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Консультации и показ проведения режимных
моментов. Оказание помощи.
3.Подбор
диагностического
материа ла,
оказание помощи.
Ст. воспитатель
Октябрь
1.Ознакомление
с
н о р м ат и в н о -
правовой базой
2.Изучение методических разработок
«Как подготовить конспект НОД»,
составление конспектов
3.
Участие молодого специалиста в
мероприятиях ДОУ, педсоветах,
семинарах и т.д.
4.
Выбор темы по
Самообразованию
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Знакомство
с
основными
документами,
регламентирующими деятельность ДОУ.
3.П о с е ще ние
молод ы м
с п е ц и а л и с т о м
организованной образовательной деятельности
и режимных моментов у наставника.
4 . П о м о щ ь
в
с о с т а в л е н и и
ко н с п е к т а
организованной образовательной деятельности
5.Просмотр конспекта и проведение
Ст. воспитатель
Наставник
5.Мастер – классы: проведение
организованной образовательной
деятельности и режимных моментов.
6. Организация индивидуальной
работы с воспитанниками
7.
Методика проведения детских
праздников
организованной образовательной деятельности
молодым специалистом.
6.Консультация по самообразованию. Создание
портфолио педагога.
7.Помощь в подготовке и организации осеннего
праздника. Наблюдение за наставником в роли
ведущей и персонажа.
Ноябрь
1.Психолого-педагогические основы
установления
контактов
с
семьей
воспитанников.
2.Посещение
НОД
по
ФЭМП
у
педагогов наставников
3.Участие и подготовка развлечения по
ФЭМП
«Путеше ствие
в
с т р а н у
Математика»
4.Изготовление и презентация
дидактических и наглядных пособий
по ФЭМП
5.Использование современных
технологий в воспитательном процессе
(проектов).
6.Участие в смотре-конкурсе
«Удивительный мир математики».
7.Изучение памяток «Самоанализ
НОД», «Виды самоанализа».
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.
Наблюдения за молодым специалистом во
в р е м я
е г о
о б щ е н и я
с
р о д и т е л я м и
воспитанников.
3. Посещение и обсуждение НОД по ФЭМП у
педагогов наставников.
4.Знакомство с современными технологиями.
5.Консультация по созданию проектов.
6.Оказание
помощи
при
проведении
анализа
НОД.
Ст. воспитатель
Наставник
Декабрь
1.Основные проблемы в педагогической
деятельности молодого специалиста.
2.Посещение НОД молодого педагога
наставником.
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Консультация
и
решения
выхода
из
этих
проблем.
Ст. воспитатель
Наставн
ик
3.Организация
«Мастерская
Деда
Мороза»
4.
Подготовка к новогодним
мероприятиям.
3.
Выявление
затруднений
и
совместное
определение путей их устранения.
4.Организация подготовки детей к празднику.
5.Познакомить
с
различными
инструкциями,
помочь осознать серьёзность их исполнения.
Январь
1.Использование
здоровьесберегающих
технологий.
2.Использование ИКТ в своей
педагогической деятельности.
3.
Роль игры в развитии дошкольников
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Консультация,
использование
презентаций
в
работе с детьми и родителями.
3.Консультации
наставника,
наблюдение
за
работой
молодого
специалиста
-
совместная
игровая деятельность.
Ст. воспитатель
Наставн
ик
Февраль
1.Организация двигательной
активности в течении дня.
2.Педагогические ситуации.
3.Нетрадиционные формы работы с
родителями.
4.Здоровьесберегающие мероприятия в
ДОУ.
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Консультация
по
организация
двигательной
активности в разных возрастных группах.
3. Оформление (фотогазеты, стендгазеты).
4.Обсуждение педситуаций.
5.Посещение гимнастики, гимнастики
пробуждения, закаливающих мероприятий.
Ст. воспитатель
Наставн
ик
Март
1.Причины возникновения
конфликтных ситуаций и их
урегулирование в процессе
педагогической деятельности.
2.Участие в конкурсе «Лучший
физкультурный уголок».
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.
Обсуждение и консультирование , пути
решения выхода из конфликтных ситуаций.
3.Консультация по организации предметно-
пространственной среды.
Ст. воспитатель
Наставник
Апрель
1.«Трудная ситуация на занятие и ваш
выход из нее».
2. «Твое оригинальное начало НОД».
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Дискуссия.
Ст. воспитатель
Наставник
3.Посещение НОД по изодеятельности
у наставников и педагогов ДОУ.
4.Проведение НОД по изодеятельности
молодыми специалистами.
5.Участие в конкурсе «Лучший уголок
по изодеятельности»
3.Консультация «Мотивация воспитанников».
4.Самоанализ НОД.
5. Творчество молодых педагогов.
Май
1.Подведение
итогов
работы
«Школы
молодого специалиста».
2.Подготовка
к
летне-оздоровительной
компании.
1.Консультация
и
ответы
на
интересующие
вопросы.
2.Самоанализ молодого педагога.
3.Аналитическая справка наставника и старшего
воспитателя.
Ст. воспитатель
Наставник
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета
для начинающих педагогов
Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий Школы молодого воспитателя ответьте, пожалуйста, на следующие
вопросы:
1.
С какими законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими вопросы образования, Вы хотели
бы ознакомиться?
2.
Какую(-ие) образовательную(-ые) программу(-ы) дошкольного образования Вы хотели бы изучить более подробно?
3.
Какие
трудности
Вы
испытываете
при
составлении
плана
(перспективного,
календарного),
занятия,
воспитательно-
образовательного мероприятия и др.?
4.
С
какими
сложностями
Вы
сталкиваетесь
в
образовательном
процессе
(укажите
направления
воспитательно-
образовательной деятельности, вызывающие у Вас наибольшие затруднения)?
5.
Какие проблемы возникают у Вас при установлении контакта с ребенком, общении с группой воспитанников, разрешении
детских конфликтов?
6.
Какими педагогическими методами и приемами, способами воспитания Вы хотели бы овладеть?
7.
Консультации каких специалистов (образования, медицины, психологии и др.) Вы хотели бы получить, по каким вопросам?
8.
Какие проблемы возникают у Вас в работе с семьями воспитанников?
9.
Какие затруднения вызывает у Вас создание предметно-развивающей среды?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в
качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
" А " –
у
Вас
сформированы
устойчивые
представления
о
себе
как
"идеальном
педагоге"
(каким
бы
Вы
хотели
стать),
"потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже
учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли
учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и
увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В"
–
У
Вас
занижена
самооценка
как
самообразовательной,
так
и
профессиональной
деятельности.
Это
приводит
к
неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что
разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям
педагогической профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Советы молодому педагогу
.
1.
Станьте для детей ярким, интересным, гуманным человеком, у которого они всегда смогут найти поддержку.
2.
Будьте чуткой и внимательной: это поможет Вам заметить, что ребёнок в Вас нуждается.
3.
Стремитесь
узнать
ребёнка:
его
интересы,
особенности,
духовный
мир.
Это
поможет
лучше
понять
ребёнка.
Присматривайтесь, прислушивайтесь, анализируйте!
4.
Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно совершенствуйтесь! В этом особенность нашей профессии. Чтобы
детям было с Вами хорошо и интересно – пополняйте свои знания, овладевайте передовыми педагогическими методиками.
5.
Держите правильный тон в разговоре с детьми: мягкий, спокойный, но требовательный в нужной ситуации. Обращайтесь к
детям по имени, будьте улыбчивы, даже если у Вас плохое настроение.
6.
Не смотря на трудности в первое время, постарайтесь быть уверенным с детьми и родителями. А для того, чтобы у Вас
самой появилась такая уверенность, больше готовьтесь к педагогическому процессу и советуйтесь с коллегами.
7.
Главное – установить контакт с детьми и лучше всего это сделать ласковым и добрым отношением, интересными делами.
8.
Умейте применять на практике те знания, которые Вы получили.
9.
Перенимайте из опыта коллег то ценное, что они наработали. Но не копируйте бездумно, а делайте соответствующие
выводы; не переносите негативные стороны в свою работу (не водите детей строем в умывальную, не заставляйте подолгу
ждать, томясь за столом, собираясь на прогулку…).
10. Больше играйте с детьми! Будучи партнёром, Вы легче сможете поддерживать и развивать игровой замысел, расширять их
кругозор, научите общаться и вести диалог в игре.
11. Чтобы дети с интересом шли в Вашу группу, каждый раз приготавливайте для них что-нибудь новое, интересное (сказку,
игру, поделку и т.п.). Маленький сюрприз, доброе слово или шутка, улыбка, весёлая потешка послужит хорошим началом не
только наступившего дня, но и установлению прочных тёплых отношений между Вами и детьми.
12. Осторожно устанавливайте нить доверия между родителями и Вами. Будьте тактичны, не допускайте панибратства и не
будьте чересчур фамильярны. Самый верный способ завоевать расположение родителя – это похвалить его ребёнка, а уж за
что – решите сами.