Напоминание

Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста


Автор: Юмадеева Юлия Ивановна
Должность: восппитатель
Учебное заведение: МКДОУ№8
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация работы по социально-коммуникативному развитию

детей дошкольного возраста

Социально-коммуникативное

развитие
детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями
социального

окружения

ребёнка
, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Задача педагогов нашего ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Задачи
социально – коммуникативного развития дошкольников по

ФГОС
: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -
развитие
общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -
развитие

социального
и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме
, природе.
О п ы т

р а бот ы

п о ка з ы в а е т
, ч т о в а ж н о ф о р м и р о в а т ь у
дошкольников
умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое
развитие
, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Для полноценного
социально-коммуникативного

развития

детей

включает
в своей работе мы учитываем следующие условия: 
организация предметно-пространственной среды
; 
создание
для детей
ситуаций
коммуникативной
успешности
; 
стимулирование коммуникативной деятельности
детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

устранение
у детей
коммуникативных трудностей в сотрудничестве
с педагогом-психологом и при поддержке родителей; 
мотивирование
ребенка
к выражению своих мыслей, чувств, эмоций
, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения; 
обеспечение

баланса

между

образовательной

деятельностью
под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей; 
моделирование

игровых

ситуаций
, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками. Для организации
работы

по

данному

направлению
создан ы следующие условия в нашей группе: 1.
Создание предметной

развивающей среды
. При создании
развивающей
предметно-пространственной среды, мы руководствуемся нормами, отражёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте. • Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. • Учитывается и гендерная специфика - п р ед у с м ат р и ва ют с я материалы,
соответствующие

интересам

девочек
: куклы, украшения, банты, сумочки, наборы для рукоделия, и мальчиков – машины, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, инструменты. Игровая мебель и оборудование располагаются так, чтобы оставалось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Дети должны иметь возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого
развития
детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. В группе созданы:  пространство для театрализованной игры;  пространство для ролевой игры;  пространство для конструирования;  свободное пространство для подвижных игр.
2. Образовательная деятельность


Социализация
является важным условием гармоничного
развития

ребенка
. Б о л ь ш о е з н ач е н и е в
р а б о т е

п о

р а з в и т и ю

с о ц и а л ь н о
- коммуникативных умений
дошкольников
имеет совместная деятельность детей и взрослых. Основные формы деятельности по
социально – коммуникативному

развитию

дошкольников
: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей. Планирование образовательных ситуаций о су ще с т вля е т с я в
соответствии
с учебным планом и тематикой недели согласно комплексно- тематического планирования, учитывается принцип сезонности. Для
с о ц и а л ь н о - к о м м у н и к а т и в н о г о

р а з в и т и я

дошкольников
огромное значение имеет не только игра. Образовательная деятельность, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. О б р а з о в а т е л ь н а я о б л а с т ь «
Социально-коммуникативное

развитие
» реализуется в 4-ех направлениях:  развитие игровой деятельности,  патриотическое воспитание,  формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме
, природе,  самообслуживание и элементарно-бытовой труд.
Развитие
игровой деятельности детей: Как известно, игра - это школа
социальных отношений
, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые
социальные навыки
. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой
социальной

жизни
. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Для этого мы используем широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используем настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Между НОД подбирают игры, которые предусмат ривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.
Следующим направлением реализации ОО «
Социально-коммуникативное

развитие
» является патриотическое воспитание. Задачи патриотического воспитания.  Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  Формировать бережное отношение к природе и всему живому;  Воспитывать уважение к труду;  Развивать интерес к русским традициям и промыслам;  Формировать элементарные знания о правах человека;  Расширять представления о городах России;  Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;  Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: в ходе НОД, праздниках и
развлечениях
, в играх, в труде, в быту - так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Следующее направление реализации ОО «
Социально-коммуникативное

развитие
» является формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме
, природе. Воспитание навыков безопасного поведения
дошколят
осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы
работы с детьми
. Данная
работа проводится через
:  организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;  совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, элементарно-бытовой труд, восприятие художественной литературы;  свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры. Основным содержанием образовательной деятельности нашего ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации
ФГОС является разработка проектов
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», также решение проблемных ситуаций «Безопасность в помещении», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми».
Основная цель этих мероприятий - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность). Следующее направление - самообслуживание и элементарно-бытовой труд. Главная цель трудового воспитания
дошкольников
- это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд
развивает

у

дошкольника

сообразительность
, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье. Задачи трудового воспитания  Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь; 
Развивать

трудовые

навыки
, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;  Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость; 
Развивать навыки организации работы
;  Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение
работать

в

коллективе
, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания. Постоянная, непрерывная
работа
по всем 4-ем направлениям способствует
социально-коммуникативному развитию каждого ребёнка
. Дети становятся более раскрепощёнными и само стоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы
работаем
в те сном взаимодействии со с п е ц и а л и с т а м и детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, педагогом- психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно- образовательную
работу с дошкольниками по формированию социально
- коммуникативных навыков. Немало важным для социально-коммуникативного развития детей является
взаимодействие с семьей.

Для налаживания тесного контакта с семьей мы используем разнообразные формы
работы с родителями,
вовлекая их в жизнь группы и детского сада.Например:  ежегодно проводим дни открытых дверей для родителей;  анкетирование родителей;  консультации для родителей;  родительские собрания;  оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей. Планируя свою
работу

с

родителями
, мы отдаём предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «
разворачивая
» семью в сторону ребенка. В ДОУ стало традицией проводить спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья», Фестиваль сказок, где родителя принимают участие не только в изготовлении декораций, костюмов, а так же в роли актёров. Таким образом, организация работы по направлению «Социально- коммуникативное развитие» помогает формировать у
дошкольников
умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники