Напоминание

"Развитие творческой деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой"


Автор: Кирьянова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Мончегорск Мурманская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие творческой деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы: «Развитие творческой деятельности дошкольников

в процессе ознакомления с природой»

Кирьянова Марина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 общеразвивающего вида.

Город Мончегорск Мурманской области.

Ц е л ь :
Развитие творческих способностей, художественного вкуса детей, формирование устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе.
Задачи:
 Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.  Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук; формировать образные представления.  Воспитывать в детях самостоятельность, активность.  Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.  Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке.  Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.  Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.
Актуальность темы:
Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, художественные картины (репродукции, непосредственно творческая деятельность подчас воздействуют значительно сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства. Сам он так же бережно относится к этому. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов вместе с корнем, разрушат грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу: необходимо идти от обратного - учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях. 1
Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка искусства, языка художественного творчества. « В одном мгновении видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка». Уильям Блейк. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, аппликации, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает, как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства. Считаю, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Именно поэтому, так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявлять в нем себя без давления со стороны взрослого. Углубляются представления детей об их окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Предполагаемые методы, формы, средства работы
: 2
Методы творческого развития очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию и развитию у детей творческих способностей, суждений, оценок, практических действий:  метод убеждения, направленный на развитие восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;  метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды.  метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;  метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире. Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания использую при первичном знакомстве с предметом окружающей действительности. Определяю объект показа и создаю условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагаю послушать. При использовании этих методов показываю детям свои чувства, свое отношение, выражаю свои чувства. Например: выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью. Считаю, что яркое и эмоциональное проявление взрослым свои чувств, служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность. Основная задача, которую я ставлю перед собой, углубленно работая по изобразительной и художественно – творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок, поделку, предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает, как знания о мире, так и изобразительное творчество ребенка. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их. Я поддерживаю их интерес, мы играем вместе с ними в собранные листья («найди такой же по форме», по цвету»), составляем из листьев изображения. Придя с прогулки, придумываем, какую композицию создадим. Так нами были выполнены работы: «Ковер из осенних листьев», «Осеннее дерево», «Осень». 3
Так же с детьми отгадываем загадки о животных, деревьях, временах года; заучиваем пословицы, поговорки, приметы. Рассматриваем фотографии в изготовленных мною альбомах «Времена года», «В мире прекрасного», « Природа севера», с помощью которых дети больше узнают об особенностях каждого времени года. В зимнее время года, на прогулке лепим снеговиков, раскрашиваем их красками, придумываем им имена, строим снежные крепости. Дети получают от этого огромное удовольствие. Наблюдаем за явлениями природы на участке детского сада, во время экскурсий.



4
Особенности возраста не позволяют планировать художественное воспитание без подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь продуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой деятельности я подкрепляю другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой – драматизацией). Специалисты справедливо считают, что индивидуальные способности и дарования ребенка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности. Я считаю, что именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности, поэтому не просто наблюдаю за детской игрой, а управляю ее развитием, включаю в игру творческие элементы. Кроме того, творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер. Использую такие игры, как «Кто я», «Во что с этим можно играть». В игре формируются нравственные привычки самих детей. Создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, помогают друг другу, радуются общему успеху. Большое внимание уделяю дидактическим играм, как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми, в которые добавляю материал и усложняю его в зависимости от возраста и развития ребенка. Для этого изготовила дидактические игры на закрепление и различение цветов «Разноцветные вагончики», «Зажги свет в окошке», «Занимательная палитра», «раз, два, три, четыре - сосчитаем дыры в сыре», а также «Различаем цвета», с помощью которой дети учатся последовательно выкладывать карточки с новыми деталями для получения цельного изображения животного. Изготовила дидактические игры по видам росписи: «Дымковская», «Гжель», «Хохлома» - эти игры использую для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Эти игры целесообразно организовывать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам декоративного народного искусства. 5
Чтобы достичь результата с детьми, нужно не только заниматься на занятиях. Индивидуально с несколькими детьми занимаюсь в утренние часы. Для этого изготовила дидактические игры: «Волшебные фигуры», «Развиваем воображение», «Составь портрет», «Загадки лесной опушки». Дети рисуют, составляют портреты.



Считаю, что использование дидактических игр способствуют расширению представлений о мире, обогащению творчества. В вечерние часы так же проводится индивидуальная работа. В комплексе получается хороший результат. На конец года высокий результат диагностик. Чтобы работа с детьми была систематической и последовательной, ежегодно разрабатываю перспективные планы, начиная с первой младшей группы. 6
Большое внимание уделяю развивающей среде в группе: оформила уголок для рисования, где детям всегда доступны карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, фломастеры, раскраски, трафареты, чистые листы бумаги разного размера и цвета в достаточном количестве. Практикую рисование нетрадиционными способами. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оформила папку «Нетрадиционные техники рисования». По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Какие нетрадиционные способы рисования используются в нашей группе: кляксография, рисование пальцами, тычками, ладошками, трафаретами, рисование с использованием манной крупы, соли, зубной щетки, с помощью пищевой пленки, живопись путем выдувания через соломинку. Оформила папку с рисунками «Нетрадиционные техники рисования».



Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов дают возможность неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. 7


Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги. Для того чтобы дети охотно занимались аппликацией, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением и навыками придет ловкость в работе
.


Начиная со средней группы, к аппликации добавился еще и ручной труд. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он повреждает игрушку, то в последствии, в процессе систематического труда, руки приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Дети очень любят работать с природным материалом. Осенью мы вместе с детьми оформили в группе выставку поделок «Осенние фантазии». Также вместе с детьми участвовали во всероссийском конкурсе поделок на осеннюю тематику
.


8


Так как моя тема непосредственно связана с экологической направленностью, формирую у детей целостное представление об окружающем мире. Для этого изготовила многофункциональное панно «Играем вместе». В рамках конкурса «Творческая мастерская» заняла 1 место. Для наблюдения за погодными явлениями в уголке природы изготовила пособие «Пирамида времен года». В рамках конкурса «На лучший уголок природы» заняла 1 место. В группе пополняем уголок экспериментирования материалом для проведения элементарных опытов, а так же материалом для трудовых навыков; с детьми играем в игры сделанные своими руками: «Времена года», «Когда это бывает», «Кто живет в зоопарке», рассматриваем альбомы «Зимующие и перелетные птицы», «Овощи и фрукты», «Деревья наших лесов», «Цветы»
.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для творческой активности детей, в родительский уголок регулярно помещаю тематические листы, 9
консультативный материал, папки – передвижки. Ежегодно пополняю папку с консультативным материалом по художественному творчеству. Оформила тематические листы для родителей: «Правильная раскраска», «Как оформить детские рисунки», «Это важно знать», «Рисование в жизни детей», «Азбука аппликация», «Правильна ли правильная раскраска», «Польза рисования». Также использую различные формы работы с родителями: беседы, анкетирование, родительские собрания. Заметила, что родители, знакомясь с информацией по художественному творчеству, стали чаще интересоваться вопросами: «Есть ли у ребенка способности к творчеству», «Как помочь ребенку проявлять творчество в рисунке». Ответы на вопросы давала в беседах с ними. Проблемам творчества были посвящены и открытые занятия «По мотивам дымковской росписи», где родители в качестве детей знакомились с росписью, а затем расписывали дымковского индюка.

В феврале 2012г. провела детско-родительскую встречу «В мире красок и фантазий», где родители совместно с детьми выполнили творческую работу «Портрет моего папы», целью данной встречи являлось создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми
.


Наиболее эффективными формами являются семейные тематические конкурсы и выставки:  Ежегодный городской корпоративный конкурс «Дорога в завтра-2012» (лауреаты конкурса: Двинских Максим, Дубовиков Вова)  Городской конкурс ООО «Теплоэнергосервис» «Мой дом уютно в нем» (сертификат участника Кузьмицкий Леша)  Семейный конкурс поделок «Куклы для театра ДОУ» (Волков Саша- 2 место, Двинских Максим-3 место, Филичева Тая – 3 место) 10
 Семейный конкурс «Мамочка любимая» (Семья Роноевых - 2 место)



Также в группе в течение года организуются выставки рисунков, стенгазеты: 1. выставка рисунков к 75-ти летию г. Мончегорска и 80 – ти летию УО 2. выставка работ в изостудии «Семейные традиции» 3. Оформление стенгазеты с фотоматериалом к 80-ти летию УО «Наш нескучный детский сад» 4. выставка портретов пап, ко дню защитников отечества «Ниши папы просто класс, очень сильно любим Вас». Привлекаю к участию в конкурсах не только семьи, но и активно участвую с детьми сама. В сентябре 2012г. воспитанник Подольский Дмитрий получил диплом участника во Всероссийском конкурсе рисунков «Наполни сердце добротой», а во Всероссийском конкурсе рисунков «Мир сказок» Роноев Евгений награжден грамотой за 2 место, а Саклеев Саша и Подольский Дима заняли почетные места лауреатов
.


11
В результате проведенной работы с детьми к концу учебного года уровень знаний детей по художественно-эстетическому воспитанию значительно вырос. Если на начало года высокий уровень составлял – 6%, то на конец года – %.33 Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми. В апреле месяца провела анкетирование среди родителей, с целью выяснения, как родители относятся к проявлению творческих способностей у детей, в результате чего было выявлено, что у 54% детей есть творческие способности, у 72% детей любимое занятие – рисование, 100% детей всегда доступны изоматериалы, прогресс в работах детей - 81%, 100% родителей удовлетворены работой педагогов по художественно – эстетическому воспитанию. Активно взаимодействую с коллегами ДОУ. Совместно с музыкальным работником провела интегрированное занятие «Жуки». Принимаю участие в различных мероприятиях. Участвовала в конкурсе смотре по подготовке групп к учебному году «Дошкольная страна» (1 место от 27.09.10), Ежегодно провожу мастер – классы среди педагогов. В рамках конкурса педагогического мастерства «Мы – педагоги, мы – экологи» провела мастер – класс «Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников», Мастер – класс «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии воображения у дошкольников» (в рамках семинара - практикума), Практикум по художественному конструированию из мягких материалов «Развитие дизайнерских способностей педагогов» (для использования в развитии познавательной сферы дошкольников). декабрь 2013г. 12
В течение года посещала МО по изодеятельности, на базе различных детских садов, посетила Детскую школу искусств имени В.И. Воробья мастер – класс печатная графика «Гравюра на картоне», посещаю педагогические советы, на которых знакомлюсь с передовым опытом других педагогов. Приняла участие в зональном семинаре (01.04.2011г.) «Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников» и представила сообщение из опыта работы по теме: «Художественно – продуктивная деятельность ребенка – дошкольника как средство формирования экологической культуры
».
В апреле 2012г. в рамках МО по изодеятельности выступила с опытом работы «Роль дидактических игр в развитии художественного творчества дошкольников» к выступлению оформила мультимедийную презентацию
.


В рамках межмуниципального семинара «Реализация художественно – эстетического направления развития детей в соответствии с ФГТ» »в г. Апатиты заочно выступила с темой «Развитие художественных способностей дошкольников на основе интеграции с другими видами деятельности», к выступлению оформила мультимедийную презентацию.

13
В рамках взаимопосещений по игровой деятельности «Игровой калейдоскоп», провела занятие «Путешествие на корабле». В рамках взаимопосещения по образовательной области «Труд» провела интегрированное занятие «Как ребята Книговику помогли», целью которого является привлекать детей к участию в ремонте книг
.
На базе МБДОУ выступила с опытом работы по теме: «Формирование творческих способностей в совместной деятельности воспитателя с детьми». В апреле 2013г. выступила на область с темой: «Развитие творческих способностей детей в процессе дидактических игр и упражнений», где в мультимедийной презентации представила дидактические игры по изодеятельности, с целью поделиться опытом работы. С февраля 2012 года на нашей группе проводилась инновационная работа по апробации учебно – методического пособия И.А.Лыковой «Художественный труд в детском саду». Содержание образовательной области «Художественный труд» спроектировано на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлено на глубокое освоение традиций народной культуры. На прогулках и экскурсиях дети знакомятся с природными материалами и готовят их к работе, на занятиях по изодеятельности и конструированию осваивают обобщенные способы и базовые умения; на увлекательных занятиях по художественному труду создают оригинальные изделия – «красивые и полезные» (сувениры, предметы интерьера, игрушки); в игровой деятельности свободно используют рукотворные изделия. Работая по теме

«Развитие творческой деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой», сделала вывод, что ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, 14
вызывает стремление беречь и охранять природу, углубляет нравственно – эстетические чувства, формирует творческую личность. Результатом моей работы является то, что многие дети поступают в школу искусств имени В.И. Воробья, и продолжают свой творческий путь
.
15


В раздел образования