Напоминание

Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников


Автор: Ненартович Любовь Егоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Новочеркасск Ростовской области
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методический кабинет Управление образования администрации города Новочеркасска ГМО музыкальных руководителей
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации до- школьников» Подготовила: Ненартович Л.Е., музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 17 2016г.
Примерный план проведения мастер-класса
«Использование музыкальных коммуникативных игр

в социальной адаптации дошкольников»

Цель:
Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в про- цессе использования музыкальных коммуникативных игр для успешной адаптации ребенка в социуме (сверстники, взрослые).
Задачи:
Конкретизировать знания педагогов о значении музыкальных игр в период адаптации и ранней социализации дошкольников 3-6 лет. Совершенствовать умения педагогов применять музыкальные игры для развития комму- никативных навыков в процессе совместной деятельности с дошкольниками в различных режимных моментах. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой, проявления творчества их в процессе работы в микрогруппе
Предполагаемый результат
: Систематизируются представления об пользовании музыкальных коммуникативных игр и танцев в деятельности с детьми в течение дня в различных возрастных группах. Проявление творчества педагогов во время организации и проведения игры с детьми. ХОД:
1.
Вводная часть Ведущий: Уважаемые коллеги! Особенностью мастер-класса, проводимого сегодня яв- ляется то, что я познакомлю Вас с системой моей работы по использованию музыкальных ком - муникативных игр с дошкольниками для успешной их адаптации и ранней социализации детей 3-6 лет, которая проверена мной в работе с воспитанниками и педагогами нашего детского сада и дает положительные результаты. А также, мы, сегодня, в практической деятельности, рабо- тая в микрогруппах, потренируемся как можно использовать, музыкальную игру, для развития коммуникативных навыков в различных режимных моментах.
2.
Во всех нормативно-правовых документах последнего времени – «Закон об образовании в Российской Федерации», «Проект ФГОС дошкольного образования», одним из основных тре- бований к современному дошкольному образованию, является создание условий социальной си- туации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка. Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что “ввести ребёнка в мир человеческих отноше- ний — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” Обратимся к понятийному словарю:  Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) это и есть смысловой и иде- ально-содержательный аспект социального взаимодействия. Основная функция КОММУНИКА- ЦИИ - достижение социальной общности при сохранении
индивидуальности
каждого ее эле- мента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют комму - никативными (Новейший философский словарь);  Хочу обратить внимание ваше, что в современном толковом словаре «К» - общение, передача информации от человека к человеку - форма взаимодействия людей в процессах их по- знавательно-трудовой деятельности;
(Толковый словарь, изд. «Большая Советская Энцикло-

педия»)
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, созда- ние условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.  Анна Иосифовна Буренина дает такое определение Коммуникативным играм.
Это игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка, важнейших лич - ностных качеств, а также развитие музыкальности, формирование двигательных навыков, уме - ние ориентироваться в пространстве. Попадая в новый коллектив, малыши испытывает очень большой стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив не- знакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отноше - ниями. Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. – Чему может научить взрослый? … Да. И главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру де- тей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству, т.е. коммуникативные навыки. В своей работе я распределила музыкальные коммуникативные игры-танцы по 4 уров - ням, от простого к сложному и использую их с учетом результатов наблюдения за детьми , бесед с воспитателями, педагогом-психологом о том, насколько дети идут на контакт, об особенностях их поведения, общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Не только в адапта- ционный период, но и на протяжении всей работы, для развития коммуникативно-личностных качеств у дошкольников. В эти игры можно играть в разное время в режиме дня: утром, в обед, вечером, на прогулке и в группе, во время перерыва между занятиями, включать как часть инте - грированного, тематического занятия и не только по музыкальной деятельности, С подгруппой детей и со всеми детьми. Все зависит от потребностей детей и Вашего желания. Я применяю в своей работе следующие музыкальные игры и танцы:  с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену парт- неров, выполнение игровых заданий (кто лучше покажет). В этих играх, как правило, есть игро - вые сюжеты. Они могут быть со словами и без слов и способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, развитию динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Игры, которые построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, производящие положитель - ные, радостные эмоции. Тактильный контакт, способствует развитию доброжелательных отно - шений между детьми, нормализации социального климата в группе.
3.

Ролевая игра.
И сейчас Я предлагаю Вам взять на себя роль «детей» и поиграть вместе. Приглашаю несколько «детей», которые раньше не ходили в Детский сад, у них чаще в поведении в группе проявляются отрицательные эмоции, не соблюдают нормы поведения, не умеют общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это дети в основном 3-4,5 лет.
Я

использую простые игры (первого уровня сложности)
,Игра «Поезд»
Слова, как начнешь сейчас я с вами поиграю
в игру «Поезд», а вы будите моими вагон- чиками, Кто хочет поехать со мной в Осенний лес? Присоединяйтесь….. ..Вот поезд наш едет….. Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению Рекомендации Игру «Поезд» использовать, как вводную чать музыкального или физк занятия. - которые способствуют преодолению застенчивости, замкнутости, Ритмическая композиция «Плюшевый медвежонок»- способствуют снятию психического напряжения, коммуникативной робости, , развивают эмоциональную отзывчивость на музы- кальный образ. Рекомендации может быть исполнена как сюрпризный момент или в инсценировке Спасибо, присаживайтесь. Попрошу теперь «детей», которым примерно от 3,5 до 5,5 лет, у деток отсутствует ин- терес к музыкальной деятельности, они пассивны, выполняющие поручения только по требова- нию, нейтральны по отношению к другим.
С Вами я поиграю в игру посложнее (
второй уровень)
«Разноцветная игра» Танец-игра со сменой партнёров снимает барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными чле- нами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задира- ми», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все. это могут быть игры «Веселые дети», «Озорные козлята», «Котята и барбос», «Угадай по голо- су», они развивают интерес и общительность, эмоциональное зрительное внимание.  способствуют формированию уметь выбирать партнера, навыков согласованного взаимо- действия.  формируют коммуникативные навыки, через вхождение в игровое взаимодействие.
Мы с вами поиграем в игру…
«Разноцветная игра»……развивает слух внимание дружеские от- нощения Рекомендации использовать в самостоятельной деятельности и на прогулке на празднике с роди- телями Молодцы, спасибо Вам. Очень рада видеть «детей» которые с положительными эмоциями, сдержанные, с само- контролем, исполнительные, способны считаться с чужим мнением, уважительные, вниматель- ные, это чаще всего дети 5-6 лет, с ними можно поиграть  «Веселые гуси», «Два барана», «Охотники и зайцы». Музыкально-образные композиции «Пошла Влада за водой», «Чебурашки», также развитие коммуникативные навыки, через вхождение в игровое взаимодействие  «Веселые дети», игра «Современный танец», хоровод «На горе то калина» способствуют проявлению дружелюбных отношений, -  игры - имитации «Гусеница», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», игра «Пле - тень», игра-танец «Снежинки», «Моряки» - проявлению навыков сотрудничества, взаи- модействия друг с другом. 
А Вам я предлагаю А теперь
мы с вами уже петь не будем, а будем внимательно слу- шать музыку о чем там поется и попробуем показать это в движении.  Игра «Ищи» способствуют проявлению дружелюбных отношений, путем стимулирова- ния тактильного контакта-  Реком-ции можно применять со сказочным героем и в самостоятельной дея-ти Умнички, спасибо большое!
4.
Сейчас мы перейдем к
практической части.
Теперь Вы педагоги. Предлагаю две группы. Выберете пожалуйста, название игры из четвертого уровня. С повышенной сложностью для детей, которые проявляют выдержку, эмоциональны, проявляют творчество, актив- ность. взаимопонимание, чуткость и великодушие.  Игры на стимулирование проявления творчества, - игры-импровизации «Веселые лягу- шата», «Помогите», творческие задания: придумать композицию игры по любой заданной теме, стихотворению. Инсценирование стихов «Крокодил и петух»  Игры на развитие способностей к самопознанию, самокритичности «Зеркало», «Обе- зьянки»  Игры на импровизацию диалогов. Творческие задания: придумать разговор сказочных персонажей по телефону, «Я начну, а ты продолжи», шутки-малютки Вам надо внести свое творчество и представить эту игру.
Музыкально-игровое творчество.
Музыкальное приветствие Музыкальные вопросы Я начну – а ты закончи Придумай композицию игры и танца «Гуси» «Колобок» Сочини музыку дождя ветра грома на муз.инстр Музыкальный рассказ Придумать элементы танца сказочного героя
Работа в микрогруппах. Представление игры. Молодцы. Очень хорошо.
5.
Рефлексия. Закончим наш мастер-класс тоже игрой. «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению после нашей с Вами деятельности, укажите соответствующую цифру, можете также оста- вить свои комментарии. Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов! Примечание: Данный мастер-класс может быть проведен как для педагогов, так и для роди- телей, которые хотят интересно организовать праздник для своих детей. Используемая литература:  Буренина  «Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музы- кальной деятельности», Т.Р. Луфтулина, журнал «Справочник музыкального руководителя», 7- 2013, стр. 42-52


В раздел образования