Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников
Автор: Ненартович Любовь Егоровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 Населённый пункт: город Новочеркасск Ростовской области Наименование материала: Мастер - класс Тема: Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников Раздел: дошкольное образование
Методический кабинет
Управление образования администрации города Новочеркасска
ГМО музыкальных руководителей
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации до-
школьников»
Подготовила:
Ненартович Л.Е.,
музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада № 17
2016г.
Примерный план проведения мастер-класса
«Использование музыкальных коммуникативных игр
в социальной адаптации дошкольников»
Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в про-
цессе использования музыкальных коммуникативных игр для успешной адаптации ребенка в
социуме (сверстники, взрослые).
Задачи:
Конкретизировать знания педагогов о значении музыкальных игр в период адаптации и
ранней социализации дошкольников 3-6 лет.
Совершенствовать умения педагогов применять музыкальные игры для развития комму-
никативных навыков в процессе совместной деятельности с дошкольниками в различных
режимных моментах.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой,
проявления творчества их в процессе работы в микрогруппе
Предполагаемый результат :
Систематизируются представления об пользовании музыкальных коммуникативных игр
и танцев в деятельности с детьми в течение дня в различных возрастных группах.
Проявление творчества педагогов во время организации и проведения игры с детьми.
ХОД:
1.
Вводная часть
Ведущий: Уважаемые коллеги! Особенностью мастер-класса, проводимого сегодня яв-
ляется то, что я познакомлю Вас с системой моей работы по использованию музыкальных ком -
муникативных игр с дошкольниками для успешной их адаптации и ранней социализации детей
3-6 лет, которая проверена мной в работе с воспитанниками и педагогами нашего детского сада
и дает положительные результаты. А также, мы, сегодня, в практической деятельности, рабо-
тая в микрогруппах, потренируемся как можно использовать, музыкальную игру, для развития
коммуникативных навыков в различных режимных моментах.
2.
Во всех нормативно-правовых документах последнего времени – «Закон об образовании
в Российской Федерации», «Проект ФГОС дошкольного образования», одним из основных тре-
бований к современному дошкольному образованию, является создание условий социальной си-
туации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка.
Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что “ввести ребёнка в мир человеческих отноше-
ний — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
Обратимся к понятийному словарю:
Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) это и есть смысловой и иде-
ально-содержательный аспект социального взаимодействия. Основная функция КОММУНИКА-
ЦИИ - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее эле-
мента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют комму -
никативными (Новейший философский словарь);
Хочу обратить внимание ваше, что в современном толковом словаре «К» - общение,
передача информации от человека к человеку - форма взаимодействия людей в процессах их по-
знавательно-трудовой деятельности;
(Толковый словарь, изд. «Большая Советская Энцикло-
педия»)
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей
которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, созда-
ние условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути
это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.
Анна Иосифовна Буренина дает такое определение Коммуникативным играм.
Это игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка, важнейших лич -
ностных качеств, а также развитие музыкальности, формирование двигательных навыков, уме -
ние ориентироваться в пространстве.
Попадая в новый коллектив, малыши испытывает очень большой стресс. Очень сложно
пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив не-
знакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отноше -
ниями.
Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в
любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в
детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего
уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых.
– Чему может научить взрослый? … Да. И главное, что может сделать взрослый, – это научить
его играть вместе с другими детьми. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру де-
тей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и
способность к сотрудничеству, т.е. коммуникативные навыки.
В своей работе я распределила музыкальные коммуникативные игры-танцы по 4 уров -
ням, от простого к сложному и использую их с учетом результатов наблюдения за детьми , бесед
с воспитателями, педагогом-психологом о том, насколько дети идут на контакт, об особенностях
их поведения, общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Не только в адапта-
ционный период, но и на протяжении всей работы, для развития коммуникативно-личностных
качеств у дошкольников. В эти игры можно играть в разное время в режиме дня: утром, в обед,
вечером, на прогулке и в группе, во время перерыва между занятиями, включать как часть инте -
грированного, тематического занятия и не только по музыкальной деятельности, С подгруппой
детей и со всеми детьми. Все зависит от потребностей детей и Вашего желания.
Я применяю в своей работе следующие музыкальные игры и танцы:
с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену парт-
неров, выполнение игровых заданий (кто лучше покажет). В этих играх, как правило, есть игро -
вые сюжеты. Они могут быть со словами и без слов и способствуют развитию эмоциональности
и выразительности невербальных средств общения, развитию динамической стороны общения:
легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
Игры, которые построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе
выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, производящие положитель -
ные, радостные эмоции. Тактильный контакт, способствует развитию доброжелательных отно -
шений между детьми, нормализации социального климата в группе.
3.
Ролевая игра. И сейчас Я предлагаю Вам взять на себя роль «детей» и поиграть вместе.
Приглашаю несколько «детей», которые раньше не ходили в Детский сад, у них чаще в
поведении в группе проявляются отрицательные эмоции, не соблюдают нормы поведения,
не умеют общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это дети в основном 3-4,5 лет. Я
использую простые игры (первого уровня сложности) ,Игра «Поезд»
Слова, как начнешь сейчас я с вами поиграю в игру «Поезд», а вы будите моими вагон-
чиками, Кто хочет поехать со мной в Осенний лес? Присоединяйтесь…..
..Вот поезд наш едет…..
Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат,
способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство
удовольствия и побуждает к общению
Рекомендации Игру «Поезд» использовать, как вводную чать музыкального или физк занятия.
- которые способствуют преодолению застенчивости, замкнутости,
Ритмическая композиция «Плюшевый медвежонок»- способствуют снятию психического
напряжения, коммуникативной робости, , развивают эмоциональную отзывчивость на музы-
кальный образ.
Рекомендации может быть исполнена как сюрпризный момент или в инсценировке
Спасибо, присаживайтесь.
Попрошу теперь «детей», которым примерно от 3,5 до 5,5 лет, у деток отсутствует ин-
терес к музыкальной деятельности, они пассивны, выполняющие поручения только по требова-
нию, нейтральны по отношению к другим.
С Вами я поиграю в игру посложнее ( второй уровень) «Разноцветная игра»
Танец-игра со сменой партнёров снимает барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные
условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными чле-
нами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задира-
ми», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
это могут быть игры «Веселые дети», «Озорные козлята», «Котята и барбос», «Угадай по голо-
су»,
они развивают интерес и общительность, эмоциональное зрительное внимание.
способствуют формированию уметь выбирать партнера, навыков согласованного взаимо-
действия.
формируют коммуникативные навыки, через вхождение в игровое взаимодействие.
Мы с вами поиграем в игру… «Разноцветная игра»……развивает слух внимание дружеские от-
нощения
Рекомендации использовать в самостоятельной деятельности и на прогулке на празднике с роди-
телями
Молодцы, спасибо Вам.
Очень рада видеть «детей» которые
с положительными эмоциями, сдержанные, с само-
контролем, исполнительные, способны считаться с чужим мнением, уважительные, вниматель-
ные, это чаще всего дети 5-6 лет, с ними можно поиграть
«Веселые гуси», «Два барана», «Охотники и зайцы». Музыкально-образные композиции
«Пошла Влада за водой», «Чебурашки», также развитие коммуникативные навыки, через
вхождение в игровое взаимодействие
«Веселые дети», игра «Современный танец», хоровод «На горе то калина» способствуют
проявлению дружелюбных отношений, -
игры - имитации «Гусеница», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», игра «Пле -
тень», игра-танец «Снежинки», «Моряки» - проявлению навыков сотрудничества, взаи-
модействия друг с другом.
А Вам я предлагаю А теперь мы с вами уже петь не будем, а будем внимательно слу-
шать музыку о чем там поется и попробуем показать это в движении.
Игра «Ищи» способствуют проявлению дружелюбных отношений, путем стимулирова-
ния тактильного контакта-
Реком-ции можно применять со сказочным героем и в самостоятельной дея-ти
Умнички, спасибо большое!
4.
Сейчас мы перейдем к практической части. Теперь Вы педагоги. Предлагаю две группы.
Выберете пожалуйста, название игры из четвертого уровня. С повышенной сложностью
для детей, которые проявляют выдержку, эмоциональны, проявляют творчество, актив-
ность. взаимопонимание, чуткость и великодушие.
Игры на стимулирование проявления творчества, - игры-импровизации «Веселые лягу-
шата», «Помогите», творческие задания: придумать композицию игры по любой заданной
теме, стихотворению. Инсценирование стихов «Крокодил и петух»
Игры на развитие способностей к самопознанию, самокритичности «Зеркало», «Обе-
зьянки»
Игры на импровизацию диалогов. Творческие задания: придумать разговор сказочных
персонажей по телефону, «Я начну, а ты продолжи», шутки-малютки
Вам надо внести свое творчество и представить эту игру.
Музыкально-игровое творчество.
Музыкальное приветствие
Музыкальные вопросы
Я начну – а ты закончи
Придумай композицию игры и танца «Гуси» «Колобок»
Сочини музыку дождя ветра грома на муз.инстр
Музыкальный рассказ
Придумать элементы танца сказочного героя
Работа в микрогруппах. Представление игры.
Молодцы. Очень хорошо.
5.
Рефлексия. Закончим наш мастер-класс тоже игрой. «Эмоциональное письмо». Для этого
выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению
после нашей с Вами деятельности, укажите соответствующую цифру, можете также оста-
вить свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!
Примечание: Данный мастер-класс может быть проведен как для педагогов, так и для роди-
телей, которые хотят интересно организовать праздник для своих детей.
Используемая литература:
Буренина
«Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музы-
кальной деятельности», Т.Р. Луфтулина, журнал «Справочник музыкального руководителя», 7-
2013, стр. 42-52