"Предметная мастерская как форма организации гуманитарного проектирования школьников".
Автор: Мальцева Галина Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109" Населённый пункт: город Пермь, Пермский край Наименование материала: инновационная деятельность Тема: "Предметная мастерская как форма организации гуманитарного проектирования школьников". Раздел: среднее образование
«Предметная мастерская как форма организации гуманитарного проектирования
школьников».
Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 109» г.Перми
Мальцева Галина Сергеевна
Учителя
литературы во все времена волновал вопрос, что сделать, чтобы при
изучении литературного произведения учащиеся «увидели» в нем не только нравственные
ценности, определенные авторским контекстом, но смогли, а вернее, захотели осмыслить
их, эмоционально пережить и выразить свое отношение к авторской позиции, к позиции
героев книги. Поэтому не случайно автор этой статьи уже не первый год работает над
методической темой «Ценностно-ориентированная деятельность на уроках литературы как
средство развития социальной компетентности учащихся». Это обусловлено еще и тем,
что
на
современном
этапе
развития
общества
остро
встает
проблема
социальной
адаптации выпускников. Совершенно очевидно, что учащиеся должны выходить из школы
в жизнь не только с солидным багажом знаний по отдельным предметам, но и социально-
компетентными
людьми,
т.е.
способными
применять
полученные
знания,
строить
определенные отношения в обществе, с личностным отношением к окружающему миру,
со своей позицией и способностью ее защищать, умеющими ставить цель и определять
средства
ее
достижения,
не
противоречащие
общественным
ценностям,
т.е.
людьми,
способными соопределять свои желания с общечеловеческими нормами.
Свою задачу как учитель – словесник вижу в том, чтобы помочь ученику – читателю
через искусство освоить модель мира и создать модель собственной личности через
саморазвитие, самоопределение, через построение себя и своих отношений с другими
людьми. Помочь детям сегодня - сделать успешными их завтра. Это и есть, наверное,
социальная компетентность. Но для этого надо иметь ценностный «стержень», т.к. сегодня
много искушений легкого пути к победе и очень важно не позволить себе переступить
через что-то, без чего не будет радости победы, как говорится в одной из пьес В. Розова:
«Не быть всадником, стремительно скачущим вперед и нежелающим видеть, на что и на
кого при этом ступают копыта его лошади».
Средством для достижения этих целей являются для меня не только уроки, но и
занятия учащихся в предметной мастерской. Она дает возможность и дополнительного
литературного образования, и развития проектной культуры учащихся.
Разработка
и
реализация
образовательного
проекта
связаны
с
перестройкой,
изменением
личности
позиции,
переоформлением
структуры
ценностей,
но
отказ
от
привычного
очень
труден
и
болезнен.
Перестройка
личностной
позиции
в
процессе
разработки
и
реализации
настоящего
образовательного
проекта
может
протекать
во
времени:
от
нескольких
недель
до
нескольких
лет
жизни
участника
проекта.
Образовательный проект начинается с организации педагогом такой ситуации, в которой у
ученика появляется вопрос. Вопрос, который возник в голове и, несмотря на все усилия
человека, категорически не хочет оттуда «вытряхиваться» и который заставляет ученика
культурно-ценностным
образом
самоопределяться
в
проблемном
поле
этого
вопроса.
Именно
в
этом
(в
организации
такой
проблемной
ситуации)
и
состоит
искусство
педагогической деятельности.
Создать условия для развития культуры гуманитарного проектирования помогает мне
работа с учащимися в предметной мастерской. Как уже отмечалось выше, одной из целей
описываемой здесь деятельности является и дополнительное литературное образование,
т.к.
мы
обращаемся
не
только
к
программным
произведениям,
но
и
к
современной
литературе. Именно здесь, на этих занятиях у нас с ребятами появляется возможность
вместе прочитать, неспешно обсудить и поразмышлять над прочитанным. Мы выходим на
авторскую ценностную позицию (через конфликт, стиль, жанр, систему образов), после
чего пытаемся «увидеть» свои проблемные вопросы, затем предлагается каждому свой
локальный проект.
Подбор произведений, которые выбраны для прочтения и размышления на занятиях,
не
представляет
собой
какую-либо
систему:
хронологическую,
тематическую,
«по
авторам» и т.д. Произведения предлагаются (иногда, но редко, приносят сами ребята)
такие, которые отвечают возрастным проблемам детей, содержат четко обозначенный
ценностный конфликт, имеют яркие проблемные ситуации с неоднозначным решением, с
парадоксальными поступками главных героев, с открытым финалом, иначе говоря, где
есть над чем подумать, поспорить, т.к. эти книги предполагают столкновение позиций, а
значит, возникает необходимость защищать свои мысли и взгляды.
Представляю несколько произведений и проблемные вопросы к ним, составленные
вместе с участниками предметной мастерской в результате аналитического разговора
после прочтения. По многим из предложенных проблемных вопросов были написаны
мини - проекты и защищены на занятиях мастерской или на уроке. Считаю, что ученик –
проектант
должен
обязательно
защищать
свой
проект:
его
товарищи,
в
идеальном
варианте, должны не просто выслушать интересные рассуждения, познакомиться с его
точкой зрения, но уметь задать вопросы, ставившие под сомнение позицию проектанта,
поспорить
с
ним,
не
согласиться,
или
попросить
что-то
уточнить,
доказать
и
т.д.
Выступающий должен быть готов предъявить результаты своих размышлений, отстоять
свое мнение или же признать в чем-то его ошибочность. Умение задать вопрос по проекту
другого – дорогого стоит. Именно активность в этой работе и является показателем того,
насколько
ребята
лично
«прониклись
этим
произведением»,
насколько
оно
каждого
«зацепило». Для меня, как учителя, защита и вопросы слушателей очень важны. Конечно,
иногда не получается «боя», как бы мне ни хотелось, тогда приходится начинать самой со
своими вопросами, затем постепенно втягиваются ребята, и занятия проходят довольно
интересно и активно.
8 класс.
Татьяна Толстая «Свидание с птицей».
Вопросы и темы для локальных проектов:
1.
«Свидание с птицей». О свидании с какой птицей говорит автор в названии
рассказа? (Как известно, в самом рассказе четыре образа птицы).
2.
Мотив «разрушения» в рассказе Толстой.
3.
Финал рассказа. Что заложено автором в концовке: победа «разрушения» или
все-таки надежда на «воскресение»? Мое восприятие финала. (Кстати сказать,
это один из проблемных вопросов, который вызвал бурные споры. Поверит ли
мальчик миру взрослых после жестокого обмана и разочарования, после того
как в его сознании прозвучала жестокая фраза «Все – ложь!»).
4.
Почему
Петя
и
Тамила
стали
друзьями?
Почему
мальчика
тянет
в
мир
Тамилы, ведь у него теплый, светлый, уютный дом, заботливая мама?
5.
Зачем
люди
ищут
яйцо
волшебной
птицы,
которое
привносит
в
жизнь
человека непонятную тоску и беспокойство?
Наряду с этими основными вопросами на понимание смысла рассказа в целом, конечно
же, возникло множество вопросов после непосредственного чтения на занятии. Но именно
эти проблемы были предложены в качестве тем для локальных проектов.
В. Потанин «На реке».
1.
Почему герой рассказа так и не уехал на Дальний Восток на заработки? Прав ли он,
с моей точки зрения?
10 класс.
Татьяна Толстая «Соня».
1.
Счастлива ли Соня? Если да – то почему? Если нет - то почему? В чем счастье
человека? Авторский взгляд на эту проблему и мое отношение к позиции автора.
2.
Образ
Ады.
История
с
письмом:
мудрость
или
насмешка?
Почему
автор
«оставляет» жить Аду дольше всех друзей?
3.
Какое определение вы бы поставили рядом с историей Сони: грустная, счастливая,
трагическая и т.д.?
4.
Проанализировать и сравнить начало и концовку рассказа. Какой смысл автор
вкладывает в них, и согласен ли я с авторской точкой зрения?
5.
Соня и окружающий мир. «Не-нормальная» Соня и «нормальный» мир – как
соотносятся? Мое отношение к «не-нормальным» людям.
6.
Может ли быть «бессмертие» у обыкновенного человека?
7.
Образы – символы в романе. Их смысловое значение.
8 класс.
Н.В. Гоголь «Шинель».
1.
Авторская позиция в отношении Акакия Акакиевича. Мое отношение к главному
герою: жалость, сострадание, осуждение?
2.
В чем, на мой взгляд, греховность Акакия Акакиевича?
Н.В. гоголь «Портрет».
1.
Как в повести раскрывается проблема назначения поэта и поэзии?
2.
В
чем
принцип
контраста
и
принцип
«зеркальности»
двух
частей
повести
«Портрет»? Почему автор избирает такую композицию?
3.
Заслуживает ли прощения создатель портрета? Если да - то какой ценой? Если нет
– то почему?
10 класс.
А.П. Чехов «Черный монах».
1.
Что символизирует образ Черного монаха? Почему стало возможным появление его
в жизни молодого ученого? Во благо это или во зло?
2.
«Зачем вы меня злите?» - восклицает Коврин. А, действительно, зачем? Излечение
– полезно или вредно для Коврина?
3.
Отношение автора к герою в финале романа: прощение или не-прощение? Мое
отношение к авторской позиции.
М.Е. Салтыков – Щедрин «Господа Головлевы».
1.
Бросим ли мы камень в окоченевший труп Иудушки?
11 класс.
Ч. Айтматов «Белое облако Чингисхана».
1.
Чингисхан – сила или псевдосила?
Л. Андреев «Иуда Искариот».
1.
Что
движет
поступками
иуды:
любовь
или
предательство?
Можно
ли
дать
однозначный ответ?
2.
В чем философская суть незримого спора Иуды и Христа?
3.
Мое отношение к ученикам. Струсили или сохранили себя для высшей миссии?
Ещё раз подчеркну, что всем темы по произведениям, названные в данной статье, были
предложены учащимися для образовательных проектов.
Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что моя цель – через проектную
деятельность, через гуманитарное проектирование сформировать у подростков навыки
социальной компетентности, помочь найти им личностные ориентиры в сложном
окружающем мире. В ходе работы над проектами есть возможность решать следующие
учебные задачи:
Развитие способности анализа литературного текста
Развитие
умения
«увидеть»
эпизоды
с
особой
смысловой
нагрузкой
для
раскрытия смысла произведения
Развитие способности создавать аналитическое поле исследования (проблемные
вопросы)
Развитие культуры ведения диалога, свободного владения речью
Развитие умения «слышать», воспринимать и осмысливать позиции оппонентов
Развитие умения «принять» позицию оппонента через систему аргументов (не
бояться согласиться с «противником», если его аргументы доказательны).
Развитие понимания авторской позиции через систему образов, художественное
своеобразие текста.
Список литературы
1.
Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный
аспект формирования решения творческих задач / Вопросы психологии,
1980, №5.
2.
Культурно-ценностностное проектирование инноваций в образовании:
Учебное пособие/ В.Р. Имакаев, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов и др.; Под
общей редакцией В.Р. Имакаева. В 2кн.- Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002.
3.
Краснов
С.И.,
Каменский
Р.Г.
Введение
в
проектную
деятельность.
Гуманитарный подход. Учебно-методическое пособие для организаторов
проектной деятельности в образовательных учреждениях. Москва: Изд-
во РАО Институт стратегических исследований в образовании, 2006.
4.
Краснов
С.И.,
Каменский
Р.Г.
«Понятие
образовательного
проекта»
Альманах «Педагогические встречи» М. Центр «Школьная книга», 2004.