Напоминание

"Концепция преподавания литературы в негуманитарных классах".


Автор: Мальцева Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Концепция преподавания литературы в негуманитарных классах".
Раздел: среднее образование





Назад





«Концепция преподавания литературы в негуманитарных классах».

Автор:

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 109» г.Перми

Мальцевой Галины Сергеевны
Несмотря на многие изменения в учебно-воспитательном процессе, изучение литературных произведений должно остаться (или стать) делом, жизненно важным для подростков, так как именно на этих уроках формируется ценностно-мировоззренческая компетентность, читательская компетентность, речевая компетентность. В профильных физико-математических классах, где часы на литературу будут «урезаны» в связи с профилизацией, учителю придется менять «режиссуру» урока. Информативно – инструктивный метод обучения должен смениться личностно – ориентированным. Если в гуманитарном классе превалирует литературоведческий аспект изучения литературы, то есть размышление о произведении идет от его жанрово-родовой специфики, то в «непрофильном» классе – анализ произведения «идет», в первую очередь, от личностного восприятия ученика, от его «прочтения», «видения» всех тем и проблем. Главная задача уроков литературы в таком классе – развитие ценностно- мировоззренческой и коммуникативной компетенции. Учащиеся должны уметь определять нравственные ценности и мировоззренческие категории, отраженные в литературе; уметь обосновывать свое отношение к этим категориям, отстаивать гуманистические нравственные позиции. Главное, чтобы дети понимали, что они учат литературу не для экзамена, а для того, чтобы быть понятными, принятыми и востребованными в современном обществе. А для этого они должны уметь общаться, быть «гибкими» в сложном, агрессивном, негармоничном мире. Уметь читать и интерпретировать «текст» окружающей нас жизни, различать нюансы. Какие же формы проведения уроков продуктивны в таких классах, чтобы обеспечить деятельностный подход? Например, ролевая игра, пресс- конференция с «писателем», с любым литературным героем и так далее. Очень эффективно использовать репродукции, видеофильмы. Главное состоит в том, чтобы каждый методический прием работал на усиление эмоционального восприятия произведения. Не менее важна беседа по прочитанной книге. Однако она дает результаты только тогда, когда вопросы действительно допускают разные
точки зрения, заставляют думать и при том не противоречат непосредственному эмоциональному восприятию читателя. Также на уроках в таких «непрофильных» классах учащиеся решают и филологические задачи. Например: o найти в тексте «сквозные» темы, мотивы; «вечные» образы o определить роль композиции, диалога, пейзажа, портрета в раскрытии идейно-художественного содержания o найти ключевые слова o выделить наиболее значимые смысловые эпизоды o раскрыть смысл названия o прокомментировать финал и так далее. Что изменится, если литературу не изучать в профильном математическом классе как отдельную дисциплину? Безусловно, последствия самые настораживающие ( можно уже сегодня проследить в классах с низким уровнем преподавания литературы). o Во-первых, резко сократится словарный запас у выпускников: нет языкового богатства o Во-вторых, выпускники могут неплохо писать диктанты, тесты, но совершенно не способны создать свой собственный текст, пусть и небольшой o В-третьих, литература - это единственная искусствоведческая дисциплина в школьном курсе, построенная на диалоге; где разные точки зрения на один предмет; где возможно культуросоотнесение. Литература учит терпимости и принятию возможного другого взгляда на мир, учит уважению и плюрализму. Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Изучение такой литературы – это воспитание высокой культуры; а высокая культура – это, прежде всего, система высоких ценностей. Изъяв литературу из изучения, мы неоправданно жестко «обедним» учеников в познании мира, в познании культуры, в обогащении языка, в познании собственного «Я». Только на уроках литературы ребята открывают для себя то, что не все, происходящее в мире человеческих отношении, не все поступки можно объяснить строгой «математической» логикой. Есть особая логика – логика «души, сердца, духа». Мир неоднозначен, жизненные коллизии сложны и порой необъяснимы с точки зрения формальной логики. И именно литература убеждает, что «дважды два не четыре» и это прекрасно. В состав каждого учебного предмета в профильном классе входят необходимые компоненты. При этом каждый предмет имеет несколько целей,
но среди них можно выделить ведущую, ради которой он включен в учебный план. Литература как предмет имеет свой ведущий компонент: развитие эмоционально-ценностных отношений личности, развитие творческих способностей (умение составить текст и понять), а это важно в классах всех профилей. Поэтому школы, где приоритетом учебно-воспитательного процесса остается развитие личности, не пойдут на сокращение количества учебных часов по литературе а, тем более, на изъятие литературы как предмета из профильного класса.


В раздел образования