Напоминание

Индивидуальный проект учителя русского языка и литературы


Автор: Мальцева Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальный проект учителя русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад





Индивидуальный проект учителя русского языка и литературы

МАОУ « № 109»

Мальцевой Галины Сергеевны.

Тема:
Ценностно-ориентированная деятельность на уроках литературы как средство развития социальной компетентности.
Проблема.
На современном этапе развития общества остро встает проблема социальной адamации выпускников. Совершенно очевидно, что учащиеся должны «выходить» из школы в жизнь не только с солидным багажом знаний по отдельным предметам, по которым они занимались по «углубленной» программе, но и социально комиетентными людьми, т. е. способными «применить» полученные знания, построить определенные отношения в обществе, уметь «найти свое место», с личностным отношением к окружающему миру, с «позицией» и способностью ее защитить, умеющими ставить цель и определять средства для ее достижения, не противоречащие общественным ценностям, т. е. способными соопределять свои желания с общечеловеческими нормами. Исходя из этого, свою задачу как учителя-словесника вижу в том, чтобы помочь ребятам «увидеть» в произведениях нравственные ценности, определенные авторским контекстом, осмыслить их, эмоционально пережить и выразить свое отношение к авторской позиции, к позиции героев произведения, т.е. авторские ценности, через ценности героев выйти на анализ общественных ценностей. Помочь ученику-читателю через искусство освоить модель мира и создать модель собственной личности через саморазвитие, самомоделирование себя и своих отношений с другими людьми. Формирование позиций учащихся будет осуществляться на уроках через многоконтекстно сть произведений организацию ц е н н о с т н о - ориентированной деятельности. В этой работе идет опора на методический опыт учителей - новаторов, а именно, на книги А.С. Айзермана, Е.Н. Ильина, глубоко разделяю их убеждение, что урок литературы можно считать состоявшимся, если он действительно стал уроком «нравственного прозрения» для подростка. Средства, которые используются для разрешения данной проблемы, каждый учитель разрабатывает самостоятельно. Мне думается, что данная проблема может быть решена при использовании на уроках особо простроенной системы диалога через проблемный вопрос, проблемную ситуацию, через создание творческих работ с выходом на внутренний мир
ребенка. Вопросы должны быть ориентированы на три уровня понимания: конкретный, метафористический и общечеловеческий, философский.
Средства.
1. Составление и коррекция тематических планов, включая выделение времени на семинарские занятия, уроки - беседы с целью развития ценностной направленности личности через духовный потенциал русской литературы. 2. Составление «вопросников» с целью организации диалога на уроке. 3. Разработка системы творческих работ (проблемного характера, направленных на размышление, на выражение личностного отношения ученика) с ориентацией на выход на внутренний мир ребенка. 4. Организация особой формы внеклассной работы (например «Литературная гостиная», интеллектуальные игры, творческие мастерские), позволяющей создать условия для раскрытия учащимися своего мироощущения, где могут быть допустимы любые ассоциации и любая субъективность. 5. Разработка средств отслеживания развития у учащихся определенных духовных ценностей (анкеты, творческие работы, проблемные задания).
Задел.
1. Разработаны тематические планы для 5-11 классов по литературе. 2. Разработана серия вопросов к произведениям, изучаемым в 5, 6, 7, 10, 11 классах. 3. Разработана серия средств отслеживания понимания учащимися текста и контекста (актуальности) произведения, например, творческие работы.
Масштаб.
Разработка средств диагностики, создание методических пособий к урокам литературы для 5-11 классов. Разработка «вопросников» 3-х уровней: 1 уровень - знание содержания произведения, 2 уровень - понимание проблемы, авторской позиции, 3 уровень вопросов выявляет способность раскрыть жизненно важные проблемы.
Критерии.
Способность учащихся в творческих работах, в умении построить свой ответ, выразить свое отношение к предлагаемой проблеме, опираясь при этом на свои внутренние ориентиры. Способность найти в тексте фрагменты для раскрытия проблемного вопроса, построить логическую цепочку рассуждений, развернуть проблему в разных контекстах и найти жизненно важные проблемы.

Ожидаемые результаты.
1. Способность учащихся в той или иной форме выразить свое отношение к предлагаемой проблеме, к позиции героя, к авторской позиции с гуманистической точки зрения. 2. Способность учащихся в будущем защитить свои жизненно важные позиции, свои ценности. 3. Выход методического пособия «Вопросы для построения диалога на уроках литературы» для 5-11 классов. 4. Методические рекомендации по включению в преподавание литературы системы творческих работ с ориентацией на выход на внутренний мир ученика.
Этапы работы.
I этап. 1. Составление и коррекция тематических планов по литературе 5-11 классы. 2. Составление «вопросников» для организации диалога для 5-11 классов. 3. Разработка системы творческих работ для 5-11 классов. 4. Создание средств отслеживания нравственного личностного развития учащихся для 10-11 классов (анкеты, опросники, дневники наблюдения). II этап. Проведение диагностики 2 раза в год по разработанным ранее средствам отслеживания развития личности.


В раздел образования